Тарабукина Ирина Ивановна
Тарабукина И. И. Подписчиков: 8070
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 46.3М

Вот такая инклюзия: дискриминационный проект Минтранса по доступности для инвалидов

1 011 дочитываний
20 комментариев
Эта публикация уже заработала 54,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Минтранс готовится изменить правила по обеспечению доступности общественного транспорта для пассажиров с инвалидностью. В проекте приказа ведомства, который может вступить в силу с января 2021 года, предлагается ввести деление таких видов транспорта на общие и предназначенные исключительно для перевозки пассажиров с инвалидностью или для перевозки обычных пассажиров и пассажиров с инвалидностью одновременно.

Во Всероссийском обществе инвалидов полагают, что такое решение может существенно осложнить пользование общественным транспортом для колясочников и нарушает их права на его доступность, предусмотренные федеральным законом «О социальной защите инвалидов» и ратифицированные в России Конвенцией ООН.

Приказ на замену

Документ разрабатывается на замену существующему приказу, определяющему порядок обеспечения доступности общественного транспорта и транспортной инфраструктуры для людей с инвалидностью.

Приказ Минтранса № 347 действует с 2015 года. Ранее он попал в перечень документов, подлежащих отмене в рамках «регуляторной гильотины». Согласно постановлению правительства, опубликованному на портале правовой информации в конце октября, он должен утратить силу с января 2021 года. Его заменит новый приказ.

Проект нового документа был направлен для ознакомления в общественные организации, его получили во Всероссийском обществе инвалидов (ВОИ), Всероссийском обществе слепых (ВОС) и Всероссийском обществе глухих (ВОГ).

Новая версия требований нарушает права людей с ограниченной мобильностью на доступный общественный транспорт и противоречит требованиям российского законодательства, указывают во Всероссийском обществе инвалидов. Свои возражения организация направила в Минтранс.

Информационно: в действующем приказе содержится ссылка на требования статьи 15 закона «О социальной защите инвалидов» («Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур»). Для соблюдения требований этого закона, говорится в документе, перевозчики и владельцы объектов начиная с 1 июля 2016 года должны «осуществлять меры по обеспечению соблюдения условий их доступности для пассажиров из числа инвалидов». Это касается как новых объектов и транспортных средств, так и тех, которые принимались после капитального ремонта и модернизации.


Там также говорится о необходимости поэтапного повышения уровня доступности транспортных объектов и транспорта для инвалидов, приводятся критерии оценки такой доступности (по удельному весу специально оборудованных объектов и транспортных средств от их общего количества), регламентируются порядок обследования объектов для определения степени их доступности и требования к оформлению специальных паспортов доступности.

Из проекта нового документа все эти пункты исчезли. В нем также нет упоминаний о необходимости соблюдать требования, прописанные в статье 15 закона «О социальной защите инвалидов», и ссылок на саму статью.

Транспорт с разделением

Из предлагаемых Минтрансом новых правил следует, что к автобусам, троллейбусам и легковым автомобилям для перевозки инвалидов будут относиться транспортные средства, которым выданы свидетельства или одобрения «с записью о предназначении транспортного средства исключительно для перевозок инвалидов или для перевозки пассажиров с возможностью перевозки инвалидов». Они будут помечаться специальным значком на лобовом стекле.

Такие транспортные средства должны быть дополнительно оборудованы подъемными устройствами или рампами для посадки или высадки людей в колясках, а также системой голосового и визуального дублирования информации.

Кроме того, во всех транспортных средствах, включая те, которые не получили специальных разрешений, перевозчики должны обеспечивать пассажирам с инвалидностью помощь при посадке и высадке, проезд с сопровождающим или собакой-поводырем, а также хранение кресла-коляски в багажном отсеке. Но только в случае, если багажный отсек есть, а габариты кресла-коляски это позволяют, уточняется в приказе.

Получается, что в случае вступления нового документа в силу инвалиды-колясочники смогут находиться в собственной коляске только при пользовании отдельными транспортными средствами, обращают внимание в ВОИ. Разделение транспортных средств на несколько категорий также противоречит требованиям статьи 15 закона «О социальной защите инвалидов», полагают там.

«ВОИ настаивает на сохранении требований к перевозчикам при закупке транспортных средств соблюдением условий их доступности для пассажиров из числа инвалидов, действующих с 1 июля 2016 года, и приемки с этой даты транспортных средств для обслуживания населения с соблюдением требований к их доступности, установленных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», — заявил председатель ВОИ, заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев.

В организации считают, что принятие документа в его текущей версии будет означать «шаг назад в создании доступной среды на транспорте».

«Точно такие же люди»

Некорректной идею введения разных по доступности категорий общественного транспорта считает также президент регионального общественного фонда «Без барьеров» инвалид-колясочник Светлана Носачева.

«Я, конечно, против разделения транспорта на специализированный и общий общественный. Взять те же самые автобусы — почему они должны быть разделены? Инвалиды — точно такие же люди, и они также передвигаются в потоке, они не передвигаются в специально отведенное время или в специально отведенных местах», — отметила она.
Кроме того, сомнительным эксперт считает положения о помощи при высадке или посадке в необорудованный для этого транспорт: «Для этого понадобится как минимум три человека, возлагать это на водителя нельзя хотя бы по требованиям Трудового кодекса, потому что коляска будет весить 10–12 кг и еще сам человек, скорее всего, около 60 кг».

Ситуационная помощь возможна, указывает она, но только в случае, когда для этого уже есть какие-то дополнительные средства — например, пандус, который при этом слишком широкий или узкий для того, чтобы колясочник мог использовать его самостоятельно.

"Доступная среда"

При этом общие показатели повышения доступности общественного транспорта установлены федеральной целевой программой «Доступная среда», поэтому новые правила на них не повлияют. «Так, к 2025 году долю автобусов, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения, планируется довести до 23,8% от общего количества такой техники, трамваев — до 18,1 %, троллейбусов — до 40,4 %», — сообщили в ведомстве.

Резюме

Видимо стоит напомнить, что Генеральная ассамблея Организации объединенных наций 13 декабря 2006 года приняла Конвенцию о правах инвалидов, содержащую детальную регламентацию обязательств государств в области прав инвалидов. Этот международный договор вступил в силу в рекордные сроки и нашел поддержку многих государств. Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов в сентябре 2008 года, тем самым выразив намерение стать государством участником. Одним из нововведений Конвенции, отражающих признание особых потребностей лиц с инвалидностью на международном уровне, является обеспечение их доступности к общественному транспорту в том числе.

Конвенция о правах инвалидов
Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года
Статья 9
Доступность
1. Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
a) на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Так как же тогда понимать намерения Минтранса усложнять ситуацию для людей с инвалидностью тем, что противопоставлять их обществу, создавая условия разделения людей вместо заявленной инклюзивной его открытости «обществом равных возможностей»?


Проголосовали: 116

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

20 комментариев
Понравилась публикация?
66 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Тарабукина Ирина Ивановна
Комментарии: 20
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Видимо, разработчики приказа, понятие не имеют кто такие инвалиды, что им тоже нужен транспорт, первый который подойдет к остановке, а не ждать часами специального, который будет вести одного или двоих инвалидов. О приказе - хотели как лучше, получилось как всегда и хуже.

+16 / 0
картой
Ответить
DELETE

В нашем городе, например, почти нет таких автобусов, в которые на коляске заехать можно. Несколько таких сараев ходят-их летом стараются ставить на дачные маршруты-с тележками удобно заезжать, а вообще для нашей сибирской зимы они очень холодные. Гораздо удобнее небольшие, но тёплые ПАЗики, но в них инвалидную коляску не втянешь, хоть тресни.

раскрыть ветку (0)
DELETE

Зачем ждать часами то? Есть такая замечательная вещь, как расписание.

А вы где его видели? Ездят как хотят.

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

И в какой части России, кроме разве что Москвы, его соблюдают?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)

Здравствуйте. Вы упускаете главное. Нигде не сказано о доступности общественного транспорта инвалидам в равной степени с обычными пассажирами.

Вводя специализированный транспорт, минтранс правильно решает эту проблему. Инвалидам обеспечивается равная доступность к транспортным услугам.

+2 / -1
картой
Ответить

Абсолютно правы, Николай Николаевич! Речь идёт об инвалидах - колясочниках в первую очередь. Более того, под специальный транспорт есть специальные парковочные места, сами транспортные средства оснащены специальным оборудованием (под’емниками, фиксаторами, дополнительными поручнями), вместимость такого транспорта значительно меньше. Это плохо?! Попробуйте разместить в обычном автобусе/ троллейбусе/ трамвае человека на коляске, а «в’ехать» как?! Специальный транспорт есть и сейчас, но теперь технические требования к оснащению данной категории транспорта будут более конкретными и жесткими. Какая дискриминация?! «Сделать весь транспорт доступным», как предлагает автор, в принципе невозможно - нет такого ни в одной стране мира, к сожалению. На Конвенции - особый вид международного соглашения - нужно не просто ссылаться и требовать их выполнения «здесь и сейчас», а все-таки понимать суть и «широту размаха» документа - данного особенно: как именно реализовывать положения каждая страна решает сама, что, собственно, и делается и у нас, и в других странах. К сожалению, отсутствие понимания хотя бы сути вопроса и ссылки на «экспертов/ общества/ специалистов/ сайты» сомнительного уровня используется ой как широко:

+1 / -2
Ответить

Ну если конкретнее по реализации Конвенции по правам инвалидов в части доступности, то Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2025 годы утверждена постановлением Правительства от 1 декабря 2015 года №1297.

Среди целевых индикаторов: "Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов"... И так далее с конкретными задачами по реализации, если интересно познакомиться, очень даже предметное исполнение имеет с оценкой самих инвалидов.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Конечно это дискриминация. Человек с особенностями должен иметь право выбора.

Или в общественном транспорте ехать. Или иначе как-то.Просто немножко автобусы наши нужно сделать более доступными. Хватит быть эгоистами.

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

А у нас даже пандус по человечески сделать не могут.

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

У нас есть социальный транспорт, комфортный для инвалидов.

+2 / -1
картой
Ответить

Вы хоть раз пытались воспользоваться услугами этого транспорта? Мало того, что он работает с 9:00 до 16:30, так его ещё заказывать надо за 2 недели, а потом отвечают, что расписание составлено. Ещё одна особенность: пользоваться им могут только инвалиды, проживающие в этом городе и зарегистрированные в нём. Приезжие по боку, они в местном реестре отсутствуют! Вот такие правила. И при всём при этом услуга не бесплатная - 250 ₽ в час, учитывая посадку и высадку инвалида. А сколько времени занимает спуск из многоэтажки, не оборудованной пандусом у подъезда?

Социальный транспорт - больше профанация и декларирование, чем реальная помощь всем инвалидам на колясках. Причём в последние несколько лет этим транспортом имеют право пользоваться инвалиды 3 группы и пожилые люди без инвалидности, а транспортных средств больше не стало. Намерения благие, а исполнение через всем известную часть тела.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (20)

Тупые взрослые! А Вы говорите - прорыв, движение, развитие - в этом тоже Путин виноват?

С недавнего времени я не пользуюсь общественным транспортом - здоровье не позволяет и меня возят на машине. Зашел в автобус и встал возле водительской двери. Там как всегда меньше всего народа и толкучки.

Родственников погибших или пропавших без вести военнослужащих освободили от уплаты судебных пошлин.

Федеральный закон от 27 октября 2025 года № 398-ФЗ внес изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса РФ, согласно которым родственников военнослужащих – участников специальной военной операции (СВО)