Огненный сюжет
Краткое содержание :
Когда редактор сетевого изданияSOTA сегодня в 3 часа ночи писал новость о вводе миротворцев в Карабах, он не подумал об одном важном аспекте: а насколько это вообще законно? Кажется, за весь день об этом не подумал в России никто. Ещё бы, все привыкли, что Путин делает то, что хочет.
Но не так все просто. По закону о миротворчестве для него нужно ратифицировать соответствующее соглашение. Дума в 3 часа ночи явно не собиралась, а вот миротворцы в Карабах уже заезжали.
Значит, что-то тут нечисто, подумала Алина Винтер – и отправилась разбираться в документах, заодно отправив запросы в обе палаты парламента и в администрацию президента.
И это вы ещё не знаете, сколько стоит все это миротворческие удовольствие.
Блаженны миротворцы в Карабахе. Но законны ли?
Сегодня всех потрясла неоднозначная новость о заключении мира между Арменией и Азербайджаном.
Одним из условий мира стал ввод в Карабах российских и турецких миротворцев (хотя российская сторона это отрицает). К чему нам теперь готовиться?
Но возникает и другой вопрос: могла ли Россия так просто ввести миротворцев? И если да, то почему не вводила раньше? Понять это поможет анализ законов и международных договоров.
Начнем по порядку. Миротворчество регулируется ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». В нём сказано, что миротворчество – это операции по поддержанию мира и другие меры, которые предпринимаются Советом Безопасности ООН, региональными органами, либо на основании международных договоров России. Также миротворчеством считаются международные принудительные действия с использованием вооруженных сил, осуществляемые по решению Совета Безопасности ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии.
Россия может участвовать в миротворческой деятельности также с помощью предоставления продовольствия, медикаментов, иной гуманитарной помощи, средств связи, транспорта и других ресурсов.
В случае с Россией, Азербайджаном и Арменией миротворческая деятельность должна предусматриваться соглашением этих государств.
Если для оказания миротворческой деятельности нужно заключение международного договора, решение о проведении переговоров и подписании документа принимается президентом или правительством.
Но есть один нюанс. Если исполнение международного договора требует бюджетных средств, то он подлежит ратификации парламентом и подписанию президентом. То же относится и к применению армии за пределами страны.
Сегодняшнее соглашение не проходило ратификации. А договоров о миротворцах более раннего периода мы не нашли. Если они были и где-то затерялись, то почему ранее миротворцы не направлялись? Мы направили запрос в Госдуму, Совет Федерации и Президенту и расскажем о результатах.
Пойдем дальше: с миротворцами у России, вообще, все сложно. Ст. 16 закона требует от правительства ежегодно представлять доклад в Совет Федерации о миротворческой деятельности России. Однако на сайтах Правительства и Совфеда найти такой документ не удалось. Вообще, информации о тратах на миротворческую деятельность стало меньше, чем прежде. Зато сведения о российском миротворчестве за прошлые годы найти можно без труда. Например, в 2015 году Россия выделила на миротворческую деятельность около 331 млн. долларов. Кроме того, Россия потратила $61,8 млн на гуманитарные программы ООН и $9,6 млн на школьное питание в Армении, Таджикистане и Киргизии: это тоже входит в общие траты на миротворчество.
Что нам известно о 2020 годе? По статистике, на январь Россия направила в девять миссий 78 миротворцев, заняв в мире 69-е место (из 122) по количеству поставляемых контингентов и 9-е место по количеству военных наблюдателей.
Миротворцев в начале года Россия направляла в Западную Сахару, ЦАР, Конго, Кипр, район Абьей в Южном Судане, Косово, Южный Судан, Колумбию и другие страны. Для сравнения приведем миротворцев Эфиопии, направившей наибольшее количество военных наблюдателей – 103 (8,45%) и офицеров штаба – 104 (5%). У РФ военных наблюдателей 30 (2,46%), офицеров штаба – 18 (1,46%).
На сайте ООН содержится куда больше информации о миротворческой деятельности России и других стран мира. Утвержденный бюджет на операции ООН по поддержанию мира на финансовый год с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года составил 6,5 млрд долл. По уровню взносов в 2019 году Россия заняла восьмое место (3,04%). Приведем топ-10 лидеров по взносам:
1) Соединенные Штаты (27,89%),
2) Китай (15,21%),
3)Япония (8,56%),
4) Германия (6,09%),
5) Соединенное Королевство (5,79%),
6) Франция (5,61%),
7) Италия (3,30%),
8) Российская Федерация (3,04%),
9) Канада (2,73%),
10) Республика Корея (2,26%).
Получается, Россия потратила более 195 млн долл. На миротворческую деятельность.
Таким образом, встают два вопроса: оправданы ли траты России на международное миротворчество и насколько эта деятельность сейчас в Карабахе соответствует законам страны?
Читайте еще:
Собянин ужесточил правила карантина в Москве до середины января