Куприков Михаил Сергеевич
Куприков М.С. Подписчиков: 4924
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 151.2к

Возмещение стоимости билетов с авиакомпании: свежая судебная практика 2020

1 797 дочитываний
18 комментариев
Эта публикация уже заработала 134,64 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Добрый день, уважаемые господа!

Сегодня поговорим о возврате стоимости билетов с авиаперевозчика. На сегодняшний день эта тема актуальна, поскольку был принят ряд законов, изменяющих порядок возврата покупной стоимости услуг авиаперевозчика по причинам, связанным с пандемией. В частности, речь идет о введенной в действие с июля 2020 года статьи 102.2 Воздушного кодекса РФ.

Разъяснения Минтранса

Еще 23.07.2020 года Минтранс дал первое разъяснение по этому вопросу.

«Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации авиакомпания обязана вернуть пассажиру провозную плату по договорам воздушной перевозки независимо от того, заключены ли они по возвратному или невозвратному тарифу», — отметили в Минтрансе.

Статья устанавливает, что в связи с введением режима повышенной готовности авиакомпании обязаны вернуть пассажиру деньги за билеты:

  • на перелеты в Китай с датами вылета с 1 февраля;
  • на все авиаперевозки с датами вылета с 18 марта.

Для оформления возврата авиабилета он должен быть куплен до 1 мая 2020 года. Билеты, купленные после этого срока, нельзя будет обменять на ваучеры.

Министерство разъяснило также, что деньги за билет большинство пассажиров смогут получить только через три года, при этом в течение всего срока до возврата на эту сумму должны начисляться проценты за пользование денежными средствами.

Как вернуть средства

Деньги за неиспользованный билет можно вернуть двумя способами.

  • Первый: До окончания установленного срока в три года можно воспользоваться ими как ваучером — купить на них новый билет и другие услуги авиакомпании.
  • Второй: дождаться трех лет с даты отправления рейса и получить средства назад.

Раньше этого срока деньги могут получить:

  • инвалиды I или II групп;
  • лица, сопровождающие инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы;
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • члены многодетной семьи.

Для них срок возврата денег установлен в 10 дней со дня получения авиакомпанией заявления о возврате.

Основания для возврата стоимости билетов

Как видим из новеллы законодательства, возврат денег за билеты по причинам, связанным с отменой (переносом) рейсов из-за пандемии, невозможен в течение трех лет с даты, когда перевозчик должен был оказать услугу. Но только по этим причинам.

Исключениями из принятого правила составляют случаи, когда авиаперевозчик отменяет или переносит рейс в связи с действиями третьих лиц, ошибок своих работников или любым иным причинам, не связанным с коронавирусом.

Практическая ситуация

К примеру, в декабре 2019 года моя доверительница приобрела для своих пожилых родителей билеты в одной из авиакомпаний для поездки в отпуск на Черное море. Перелет должен был состояться в июне 2020 года, однако в марте 2020 перевозчик прислал по электронной почте уведомление о переносе одного из рейсов на 1 час, и другого рейса – на 12 часов.

Поскольку доверительница переживала за то, что родители окажутся в ситуации ожидания между рейсами и возникшее неудобство может сказаться на моральном состоянии родителей, она направила претензию авиаперевозчику, в ответ на которую поступил ответ, что рейсы перенесены по производственным причинам, и вместе с извинениями предложено получить ваучер для использования в будущих перелетах.

Не согласившись с таким положением дела, как говорится, «лучше синица в руках, чем воробей в небе» )))), доверительница обратилась ко мне. Была составлена претензия, мотивированная нормами статьи 32 Закона о защите прав потребителей, которая гласит, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Ответ от перевозчика был получен с нарушением разумных сроков – только через полтора месяца после получения претензии. В ответе вновь было предложено получить ваучер. Естественно, далее последовало обращение потребителя в суд.

В принципе сам результат по делу у меня не вызывал сомнений, единственное переживание было связано с тем, что оплату билетов за перевозку пассажиров осуществляла доверительница, а пассажирами были ее родители. Так кто же заключил договор перевозки пассажира? Мне удалось убедить судью, что раз обязательство по оплате было исполнено доверительницей, то и договоры соответственно заключены были именно ею, а не пассажирами.

Суд со мной согласился и вынес ниже приведенное решение.

В целом решением суда доверительница довольна. Я, конечно, не согласен с тем, что потребительский штраф был судом прилично снижен. Можно было оспорить решение в части увеличения штрафа в суде апелляционной инстанции, но доверительница не одобрила такое предложение.

Решение клиента, как говорится, закон. Текст решения суда прилагаю – можете ознакомиться.

До скорых встреч, надеюсь публикация окажется вам полезной, уважаемые читатели. Всем здоровья, берегите себя.

Полезна статья?

Проголосовали: 87

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

18 комментариев
Понравилась публикация?
68 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Куприков Михаил Сергеевич
Комментарии: 18
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

+7 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Юридическая фирма ООО "Бизнес Бухгалтерия"
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 0
13.11.2020, 09:12
Ульяновск

Михаил Сергеевич, хороший результат, берем Вашу практику на вооружение. Ждем еще судебные решения

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Отличная работа.

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Интересно.

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Отличная работа!

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (18)

Справедливость не знает срока давности! История о том, как отец добился компенсации морального вреда спустя 30 лет

Добрый день, мои дорогие читатели! Сегодня у нас на повестке дня история из судебной практики, которая заставила меня, "видавшую виды" юриста, серьезно задуматься. Знаете, как говорят, "время лечит"?

Фальсификат в магазине «Светофор»: что делать, если купили подделку

В магазинах торговой сети "Светофор" в Санкт-Петербурге и Ленинградской области нашли более 850 кг фальсифицированной продукции. В молочных продуктах нашли растительные жиры, дрожжи выше нормы, консерванты.

Суд приговорил Елену Блиновскую к пяти годам лишения свободы по делу о неуплате налогов

Кроме того, «королеву марафонов желаний» обязали выплатить 587 млн в пользу государства. Разберем подробнее. Накануне Савеловский суд города Москвы вынес решение по скандальному делу Елены Блиновской.

Как составить претензию и добиться возврата денег?

# Как составить претензию и добиться возврата денег?Иногда товар или услуга не соответствуют нашим ожиданиям, и мы вправе потребовать возврата денег. Для этого необходимо грамотно составить претензию.

Золотой час после списания: как вырвать деньги из рук онлайн-мошенников

На практике я вижу одну и ту же историю: человек заходит в приложение банка “просто проверить баланс” — и вдруг минус несколько тысяч, иногда десятков. Сердце уходит в пятки, руки дрожат, мозг кричит:...

Как можно списать долг по кредиту, если банк либо коллекторы вышли с иском в суд

Сегодня мы поговорим о таком вопросе, как списание долга по кредиту или займу. Нет, речь не пойдёт о банкротстве. Мы являемся противниками процедуры банкротства, не рекомендуем должникам применять такой способ,

Ошибочка вышла... «Роснефть» случайно переплатила более 94 млн рублей за экологический ущерб и не смогла вернуть средства

«Роснефть» понесла колоссальные убытки. Её дочернее предприятие «Ванкорнефть» (в Красноярске) отправило в бюджет страны большую сумму — 94,5 млн рублей, а не 934 рубля, как полагалось на экологический сбор.

Новые правила возврата денег: ожидается ускорение процесса для покупателей

Хорошая новость для покупателей. Нас хотят порадовать: обещают, что деньги за отмененные покупки будут возвращать гораздо быстрее. Инициатива эта уже набирает обороты, так что, похоже, дело движется.