Возмещение стоимости билетов с авиакомпании: свежая судебная практика 2020

Добрый день, уважаемые господа!
Сегодня поговорим о возврате стоимости билетов с авиаперевозчика. На сегодняшний день эта тема актуальна, поскольку был принят ряд законов, изменяющих порядок возврата покупной стоимости услуг авиаперевозчика по причинам, связанным с пандемией. В частности, речь идет о введенной в действие с июля 2020 года статьи 102.2 Воздушного кодекса РФ.
Разъяснения Минтранса
Еще 23.07.2020 года Минтранс дал первое разъяснение по этому вопросу.
«Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации авиакомпания обязана вернуть пассажиру провозную плату по договорам воздушной перевозки независимо от того, заключены ли они по возвратному или невозвратному тарифу», — отметили в Минтрансе.
Статья устанавливает, что в связи с введением режима повышенной готовности авиакомпании обязаны вернуть пассажиру деньги за билеты:
- на перелеты в Китай с датами вылета с 1 февраля;
- на все авиаперевозки с датами вылета с 18 марта.
Для оформления возврата авиабилета он должен быть куплен до 1 мая 2020 года. Билеты, купленные после этого срока, нельзя будет обменять на ваучеры.
Министерство разъяснило также, что деньги за билет большинство пассажиров смогут получить только через три года, при этом в течение всего срока до возврата на эту сумму должны начисляться проценты за пользование денежными средствами.
Как вернуть средства
Деньги за неиспользованный билет можно вернуть двумя способами.
- Первый: До окончания установленного срока в три года можно воспользоваться ими как ваучером — купить на них новый билет и другие услуги авиакомпании.
- Второй: дождаться трех лет с даты отправления рейса и получить средства назад.
Раньше этого срока деньги могут получить:
- инвалиды I или II групп;
- лица, сопровождающие инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы;
- ветераны Великой Отечественной войны;
- члены многодетной семьи.
Для них срок возврата денег установлен в 10 дней со дня получения авиакомпанией заявления о возврате.
Основания для возврата стоимости билетов
Как видим из новеллы законодательства, возврат денег за билеты по причинам, связанным с отменой (переносом) рейсов из-за пандемии, невозможен в течение трех лет с даты, когда перевозчик должен был оказать услугу. Но только по этим причинам.
Исключениями из принятого правила составляют случаи, когда авиаперевозчик отменяет или переносит рейс в связи с действиями третьих лиц, ошибок своих работников или любым иным причинам, не связанным с коронавирусом.
Практическая ситуация
К примеру, в декабре 2019 года моя доверительница приобрела для своих пожилых родителей билеты в одной из авиакомпаний для поездки в отпуск на Черное море. Перелет должен был состояться в июне 2020 года, однако в марте 2020 перевозчик прислал по электронной почте уведомление о переносе одного из рейсов на 1 час, и другого рейса – на 12 часов.
Поскольку доверительница переживала за то, что родители окажутся в ситуации ожидания между рейсами и возникшее неудобство может сказаться на моральном состоянии родителей, она направила претензию авиаперевозчику, в ответ на которую поступил ответ, что рейсы перенесены по производственным причинам, и вместе с извинениями предложено получить ваучер для использования в будущих перелетах.
Не согласившись с таким положением дела, как говорится, «лучше синица в руках, чем воробей в небе» )))), доверительница обратилась ко мне. Была составлена претензия, мотивированная нормами статьи 32 Закона о защите прав потребителей, которая гласит, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Ответ от перевозчика был получен с нарушением разумных сроков – только через полтора месяца после получения претензии. В ответе вновь было предложено получить ваучер. Естественно, далее последовало обращение потребителя в суд.
В принципе сам результат по делу у меня не вызывал сомнений, единственное переживание было связано с тем, что оплату билетов за перевозку пассажиров осуществляла доверительница, а пассажирами были ее родители. Так кто же заключил договор перевозки пассажира? Мне удалось убедить судью, что раз обязательство по оплате было исполнено доверительницей, то и договоры соответственно заключены были именно ею, а не пассажирами.
Суд со мной согласился и вынес ниже приведенное решение.
В целом решением суда доверительница довольна. Я, конечно, не согласен с тем, что потребительский штраф был судом прилично снижен. Можно было оспорить решение в части увеличения штрафа в суде апелляционной инстанции, но доверительница не одобрила такое предложение.
Решение клиента, как говорится, закон. Текст решения суда прилагаю – можете ознакомиться.
До скорых встреч, надеюсь публикация окажется вам полезной, уважаемые читатели. Всем здоровья, берегите себя.






Полезна статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Михаил Сергеевич, хороший результат, берем Вашу практику на вооружение. Ждем еще судебные решения
Отличная работа.
Интересно.
Отличная работа!