Северный Морской Путь как альтернатива Суэцкому каналу
В последнее время мы все чаще слышим разговоры о том, что Россия, используя Северный Морской Путь, может стать альтернативным вариантом маршрута торговли между Европой и Азией. То есть, хотя бы частично заменить Суэцкий канал.
Так это или нет, постараемся разобраться объективно

Для начала необходимо понимать, кто в России отвечает за превращение СМП в транзитный маршрут. Эти занимает Росатом. Данное обстоятельство вполне логично. Россия обладает самым большим в мире атомным ледокольным флотом, без которого делать на СМП нечего. Соответственно, кому как ни Росатому контролировать весь процесс перевозки грузов. Компания является высокотехнологичной и способна проводить гибкую политику в том числе в коммерческом секторе.
Развивать непосредственно грузоперевозки будет дочерняя компания Росатома, которая называется "Русатом Карго". Она была создана специально под СМП. При этом, Росатом не имеет необходимых компетенций в логистическом секторе. С этой целью в конце прошлого года Росатомом была приобретена доля в 30% в компании "Дело" - крупнейшем в стране логистическом операторе контейнеров. Отмечу, что именно контейнеры будут основными транзитными грузами между Европой и Азией.
Тем не менее, создание компании и приобретение необходимых навыков в логистике - лишь малая часть того, что необходимо сделать. Основной недостаток СМП сейчас - отсутствие необходимой инфраструктуры. Это навигация, ледокольный и контейнерный флот, портовая инфраструктура (в первую очередь - логистические хабы).
По первому, а, именно, по навигации я расписывать не буду т.к. не особо разбираюсь в этом вопросе. Я не знаю, в каком состоянии сейчас находится навигация на СМП и что необходимо сделать, чтобы вывести ее на соответствующий уровень. Поэтому сосредоточимся на флоте и хабах.
СМП как транзитный маршрут для России важен в первую очередь тем, что под него мы сможем подтянуть свою промышленность. Плата за проход судов - это, конечно, хорошо, но куда важнее, чтобы эти корабли строились в России. А это даже не сотни миллиардов, а триллионы рублей в среднесрочной перспективе.
Кто будет строить крупные контейнеровозы ледового класса? В настоящий момент в России нет такого завода. Судоверфь "Звезда" только запускается и не имеет опыта серийного выпуска кораблей. Кстати, эту же проблему я описывал в материале о перспективном проекте "Якутск СПГ".
В общем, строить торговый флот для СМП Россия пока не в состоянии. Деньги есть, а компетенций нет. Остается только ждать, пока разгонится и заработает на всю мощность судоверфь "Звезда". Но это не меньше семи лет.
Второе это инфраструктура. НОВАТЭК обозначил строительство двух хабов: в Мурманской области и на Камчатке, где будет перегружаться СПГ с судов ледового класса на обычные газовозы. В теории там же можно создать перевалочные хабы и для контейнеров. Однако снова замечу, что строительство полноценных портов практически с нуля (если мы говорим про Камчатку) также займет не менее 7-10 лет.
Мурманск и Петропавловск-Камчатский на карте:

В настоящем материале я дал обзор по перспективам Северного Морского Пути и по двум остальным проблемам, которые необходимо решить. В следующих статьях я разберу все это (торговый флот и логистические хабы) более подробно.
Однако уже сейчас можно сделать вывод, что в настоящий момент СМП не готов стать альтернативой Суэцкому каналу и забрать даже 5-7% его трафика. Подобная перспектива появится лишь к 2030 году. Но и БАМ с Транссибом строились не по щелчку пальца.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! Не забываем ставить лайк:)