Орден тамплиеров
Выполнив свой долг, после освобождения от неверных Святой Земли в 1099 году, многие участники первого крестового похода возвратились домой. Только некоторые из последователей решили остаться на Святой Земле.

Из-за недостаточной франкской иммиграции государства крестоносцев всегда будут испытывать дефицит в комбатантах. Король Иерусалима, князь Антиохии и графы Эдессы и Триполи имели всего по 200 рыцарей. Но если города находились в относительной безопасности, паломники оставались уязвимыми на дорогах, ведущих к Святой Земле. Грабежи, убийства, изнасилования, попадание в рабство стало привычным для безоружных паломников.
Основание Ордена
Создание Ордена состоялось в январе 1120 года на соборе в Наблусе, когда бедные рыцари Христа были представлены духовным лидерам и собранию мирян. В том же году братство привлекло внимание влиятельного участника крестового похода – Фулька, графа Анжуйского (король Иерусалима с 1131 года), который вступил в орден рыцарей тамплиеров. Вернувшись на родину, он назначил годовой доход рыцарям Ордена – мера, была быстро принятая другими французскими дворянами, добавлялась к пособию, которое они получали по канонам Церкви Гроба Господня. Но общий доход оставался скромным. Если брать по отдельности каждого рыцаря, то они были бедны и носили только ту одежду, которую им жертвовали. Отличительная униформа появится несколько позднее; белый плащ – на Соборе в Труа в 1129 году, а красный крест был добавлен папой Евгением III в 1147 году с началом Второго Крестового похода.

Болдуин II Иерусалимский, осознавая преимущества, которые он мог извлечь из этой инициативы, позволил бедным рыцарям поселиться в Эль-Акса, мечети расположенной на месте легендарного дворца Соломона, очень близко к Храму Господню. Тогда возникнет путаница между понятием храм и дворец, что приведет к переименованию бедных рыцарей в «рыцарей Храма Соломона», проще говоря, в храмовников или тамплиеров.
Мечеть Эль-Акса была известна как мечеть храма Соломона, поскольку считалось, согласно еврейской традиции, что была построена на месте храма Соломона. После завоевания Иерусалима в 1099 году царь сделал мечеть Эль-Аксу своим дворцом. Но теперь, когда у него был построен новый дворец, он передает старую мечеть бедным рыцарям, в которой они устанавливают свою штаб-квартиру. Они живут там, хранят оружие, одежду и еду, а большой погреб, расположенный в юго-восточном углу Храмовой горы, превращают в конюшни Соломона.
В поисках признания
Известность ополчения не могла распространиться за пределы Святой Земли, поэтому Гуго де Пейн и ещё пять рыцарей отправились на Запад в 1127 году – нести послание папе Гонорию II и Бернарду Клервоскому.

При поддержке короля и указаний Иерусалимского патриарха рыцари преследовали следующие цели:
- Признание ополчения Церковью и присоединение к каноникам Гроба Господня (тамплиеры, как и каноники, следовали уставу святого Августина)
- Придание легитимности действиям ополчения; название рыцарь-монах представляло новое явление, которое могло противоречить правилам Церкви и общества в целом.
- Вербовка новых рыцарей и получение пожертвований для развития необходимых материально-технических ресурсов, которые должны были поддерживать ополчение на Святой земле.
Поддержка со стороны авторитетных лиц гарантировала религиозный аспект этой инициативы. Первое пожертвование (30 анжуйских фунтов) поступило от Фулька, графа Анжуйского, который позднее станет королем Иерусалима.
Вояж на Западе бедных рыцарей начался в Анжу и следовал через Пуату, Нормандию, Англию, где они получили многочисленные пожертвования, Фландрию и, наконец, Шампань.
Новая модель воина
Рыцари Круглого стола – рыцари короля Артура, которые ищут Святой Грааль, служат примером христианских добродетелей. До тамплиеров все это не имело особого смысла. В Раннем средневековье рыцари в большей степени представляли головорезов, грабящих деревни, чтобы набить собственные карманы. Тамплиеры создали другую модель. Монахи, давшие обеты бедности, целомудрия, послушания и приверженные борьбе с «неверными» на Святой Земле. Поклявшиеся служить христианскому делу, они получили признание папы на Соборе Труа в Шампани в 1129 году. Примечательно, что в легендах о рыцарях Круглого стола (13 век) величайший рыцарь, сэр Галахад, носит белый щит с красным крестом («герб» тамплиеров). Святой Грааль дается только ему в руки.

Основание «рыцарей Храма», защита латинских государств Святой Земли от сарацин, как последствие Первого Крестового похода, произвели революцию в начале 12 века. До той поры, невозможно было и представить, что религиозные обеты совместимы с военной деятельностью. Объединение двух великих идеалов средневековья – служение Христу и рыцарство – быстро обеспечило успех Ордену. Приток пожертвований позволил собрать огромное земельное наследие, доходы от которого использовались для военных нужд в Палестине. Другие духовно-рыцарские ордена были основаны по той же модели.
Кодекс тамплиеров
Устав ордена тамплиеров, составленный при непосредственном участии Бернарда Клевроского, излагает правила поведения, регулирующие все аспекты повседневной жизни, включая одежду, питание, ночной отдых, социальные ограничения. Раздел, посвященный размеру покаяния, особенно важен для поддержания строгой дисциплины ордена. Изначальный проект (1129 год) включал перечень из 72 пунктов с правилами, призванными держать рыцарей-тамплиеров на коротком поводке. Они отражают обеты бедности, безбрачия, но особенно – послушания. По мере того как рыцарский и духовный Орден становился все больше, дисциплинарный кодекс расширился до нескольких сот правил и стал очень сложным. Написанные на латыни и французском разными авторами в течение полутора веков оригинальные документы не сохранились, но они известны благодаря переводам на другие языки.

Рыцари могли есть мясо только три раза в неделю, за исключением особых праздников, поскольку употребление мяса, как считается, портит организм. Ношение мехов, туфель с заостренными носками и любой модной одежды, категорически запрещалось. Конечно, целомудрие считалось необходимостью, но тамплиерам запрещалось целовать даже собственную мать или сестру. За нарушение правил следовало наказание. Оно варьировалось от порки до потери рыцарской мантии и изгнания из братства. За небольшие прегрешения храмовник должен был принимать пищу на полу.
Стратеги и ревностные вояки
Строгие ценности тамплиеров не только означали, что все, кто принадлежал к Ордену, должны были дать обеты, но отступление с поля битвы было запрещено при любых обстоятельствах и если приходилось погибать.

Прославленные своим благочестием и готовностью сражаться за распространение христианства тамплиеры, тем не менее, были хорошими стратегами. Они предупреждали соратников крестоносцев от необдуманных действий.
Христиане из Европы, достигшие Иерусалима, часто намеревались незамедлительно сразиться с мусульманами. Тамплиеры, проживавшие в регионе в течение многих лет, сохраняли дружеские отношения с местными арабами и объясняли, что это чаще всего было плохой идеей. Как считает историк Мельбурнского университета Энн Гилмор-Брайсон, не исключено, что тамплиеры в глазах вновь прибывших представлялись невыносимыми всезнайками. Но это не делало их пацифистами. Целью для тамплиеров являлось создание крупной армии, которая могла бы эффективно противостоять мусульманской силе.
Ассасины и тамплиеры
Ассасины и тамплиеры имели общего врага, и в интересах обоих лагерей было сохранять мирные отношения. Выражая свою ненависть к суннитам, ассасины иногда оказывались в союзе с христианами. В 1164 году Рашид ад-Дин Синан, открыто отверг исламское право. Исмаилиты-низариты считали своего Владыку – Старца гор, как называли его крестоносцы, – воплощением Бога.

После того, как ассасины в 1152 году убили Раймунда II, графа Триполи (по неизвестной причине, если только Годерна, жена Раймунда II, не приказала его убить), тамплиеры угрожали им войной. Но ассасины легко купили защиту тамплиеров, соглашаясь платить ежегодную дань в 2000 человек.
Тем не менее, недоверие тамплиеров к ассасинам заставит выступить против политики Амори I Иерусалимского, который вступил в переговоры с Синаном в 1173 году. Одним из главных условий этого предполагаемого союза являлось то, что ассасины обратятся в христианство. Но когда посланник от Синана покидал Иерусалим, они попали в засаду, устроенную рыцарями-тамплиерами, которые убили его посланника. Амори сложно было убедить Синана в том, что гибель эмиссара не была спровоцирована им самим. Он обвинил тамлиеров в измене и в том, что они привели его королевство на грань разорения, разрушив надежды на перспективный союз.
Гийом Тирский считал, что тамплиеры этим убийством преследовали финансовый мотив. Мир означал бы конец дани, которую выплачивали ассасины тамплиерам. Вальтер Мап писал: «Если наступит мир, что случится с мечом?» Другими словами, война оправдывала существование тамплиеров. Аргумент жадности тамплиеров характерен в истории Гийома Тирского. Однако тамплиеры, вероятнее всего, были обеспокоены тем, что короля вводили в заблуждение. Они понимали, что, какую бы религию не защищал ассасин, это была всего лишь видимость. То есть, если бы ассасины приняли христианство, они все равно продолжили бы исповедовать собственные верования или убеждения.

Под контролем тамплиеров находились стратегически важные земли и крепости в непосредственной близости от анклава ассасинов, которые доминировали над перевалами, выходящими на территории, принадлежащими суннитам, еще более опасных противников. Снижение защиты вследствие доводов относительно полезности союза с ассасинами, считалось безответственным. Это, конечно, стоило бы тамплиерам потерей авторитета на Западе. Переговоры так и не возобновились. После смерти Амори в 1174 году, регентом Иерусалимского королевства был назначен Раймунд III, граф Триполи, сын и наследник Раймунда II. А поскольку его отца убили ассасины, то он разделял к ним недоверие, наряду с тамплиерами.
Первые банкиры
В то время как каждый рыцарь по отдельности дал обет бедности, в целом Орден со временем стал поразительно богатым. Помогала в этом и папская булла папы Иннокентия II, освобождавшая тамплиеров от уплаты любых налогов. Они собирали пожертвования со всей Европы. Королевские дома награждали Орден огромными владениями. Альфонсо I Воитель король Арагона завещал им треть своего королевства (остальные части двум другим орденам), хотя его последняя воля была отвергнута дворянами королевства, и нашлись возможные преемники. Даже обычные люди, руководствуясь только своим желанием, оставляли Ордену небольшие земельные участки. В конечном итоге тамплиеры владели землями, хозяйствами, замками, в распоряжении Ордена находился флот и весь остров Кипр. Но тамплиеры были не просто обладателями этих богатств, они использовали их для получения выгод, торгуя зерном, вином, шерстью по всей Европе и сдавая земли в аренду.

Иерусалимское королевство станет «вечным спором» между христианской и мусульманской верой и битва за него будет вестись на протяжении 12 и 13 веков, особенно между великим вождем сарацинов Саладином и связанным с тамплиерами английским королем Ричардом I, «Львиное Сердце». В июне 1187 года защита Иерусалима от Саладина финансировалась за счет неожиданного источника. Генрих II Плантагенет заплатил Церкви в качестве аскезы за его вину в убийстве Томаса Беккета ступенях алтаря Кентерберийского собора 17 лет назад.
Исходя из первоначальной цели рыцарей-монахов, которая состояла в том, чтобы охранять паломников, путешествующих в Иерусалим, они создали систему. Финансовая деятельность заказа предусматривала, что люди могли сдавать свои товары или наличность в церквях, принадлежащим тамплиерам, например в Храмовую церковь в Лондоне, во время паломничества в Иерусалим, Сантьяго-де-Компостела или Рим.
Депозитный сертификат – изобретение тамплиеров. Когда паломник доверял им наличность, необходимую для путешествия, брат-казначей передавал ему письмо, которое удостоверяло сумму, внесенную на хранение. Рукописное и заверенное письмо получило название векселя. Пилигрим путешествовал без денег и находился в большей безопасности от грабителей. Прибыв в пункт назначения, он забирал свои деньги в местной валюте у других тамплиеров. Орден разработал и узаконил службу обмена валюты для паломников.

Орден предоставлял финансовые услуги для монарших особ и элиты. В 1200-х годах они получили английские королевские драгоценности в качестве обеспечения по кредиту. И когда король Генрих III Плантагенет захотел купить остров Олерон, Орден не только заключил сделку, но и получил от короля платежи в рассрочку. На самом деле Генрих III был так впечатлен тамплиерами, что завещал похоронить себя в Храмовой церкви (позже он изменил свое решение, и похоронен в Вестминстерском аббатстве).
Французское Казначейство также использовало тамплиеров как своего рода субподрядчика для выполнения многих своих функций.
Тамплиерам приходилось осуществлять хозяйственную, коммерческую и финансовую деятельность, чтобы оплачивать расходы, необходимые для функционирования Ордена, и связанные с военной деятельностью на Востоке. Однако эту экономическую и финансовую деятельность не следует путать с деятельностью банкиров. Ростовщичество среди религиозных орденов, то есть переговоры о выплате процентов, запрещалось Церковью. Тамплиеры давали деньги разным людям или организациям: паломникам, крестоносцам, торговцам, монашеским общинам, духовенству, королям и принцам… Размер возмещения (награда) иногда превышал первоначальную сумму, когда она могла быть замаскирована посредством обмена валюты. Это был обычный способ обойти запрет.
Награда
Во время крестового похода Людовика VII, король Франции, прибывший в Антиохию, попросил финансовую помощь у тамплиеров. Гроссмейстер Эврар де Бар сделал для этого все необходимое. Людовик VII писал своему интенданту, говоря о тамплиерах: «Мы не можем представить, как Мы могли бы выжить в этих странах (на Востоке) без их помощи. Мы уведомляем вас, что они одолжили Нам и заняли значительную сумму от своего имени. Эта сумма должна быть им возвращена». Указанная сумма – две тысячи серебряных марок.

Из-за высокого спроса на рыцарей, имелось ещё отдельное подразделение Fratres Conjugati – женатых братьев. Они вступали в ряды тамплиеров на определенный заранее период времени, прежде чем вернутся к светской жизни; носили черную или коричневую мантию с красным крестом, как сержанты.
Рыцари были оснащены тяжелой кавалерией (с тремя или четырьмя лошадями) и имели одного или двух оруженосцев. Как правило, оруженосец не был членом Ордена, его нанимали.
Служащие братья или сержанты выбирались из числа тех, кто имел навыки ремесленников (от кузнецов до строителей). Они сражались вместе с рыцарями в качестве легкой кавалерии с одной лошадью и носили черный или коричневый плащ с красным крестом. Некоторые из высших постов ордена были зарезервированы для сержантов, в том числе пост командора Акко, который фактически был адмиралом флота тамплиеров.
С 1139 года капелланы составляли третий класс тамплиеров. Они были рукоположены в священники, которые заботились о духовных потребностях тамплиеров.
Великие магистры
Выражение «гроссмейстер» для обозначения верховного главы ордена появилось в конце 13-го и в начале 14-го века в поздних уставах и в материалах процесса тамплиеров. Затем он был принят и популяризирован некоторыми историками 19-го и 20-го веков. Но сами тамплиеры не использовали такое название – великий магистр Ордена. В поздних текстах встречаются такие классификаторы как «главный мастер» и «верховный мастер».

В течение периода существования Ордена, с 1129 по 1312 год, когда папа Климент V формализовал роспуск Орден тамплиеров, его возглавляли двадцать три гроссмейстера.
Проклятие Жака де Моле
Драматические завершение жизни Жака де Моле на костре 18 марта 1314 года вдохновило на легенду о проклятия, которое он произнес в адрес Филиппа и Климента V. По сообщениям, де Моле оставался непокорным до конца, и просил, чтобы его связали так, чтобы он был развернут лицом к Нотр-Дам-де-Пари, а руки сложены в молитве. Согласно легенде, он крикнул из пламени, что и папа Климент, и король Филипп скоро встретятся с ним перед Богом.
Легенда родилась после удивительного эпилога жизни Филиппа Красивого, самого могущественного короля христианского мира. Как еще для менталитета средневекового человека было объяснить, то, что произошло потом, если не сверхъестественной причиной:
- смерть папы Климента через месяц после процесса тамплиеров;
- смерть короля 29 ноября 1314 года в результате несчастного случая – падения с лошади на охоте;
- прелюбодеяние его невесток;
- раннюю смерть трех сыновей, что привело к завершению правления Капетингов, к спорам о правопреемстве и Столетней войне.

Однако проклятие Жака де Моле четко сформировалось в 16 веке. Паоло Эмилио из Вероны, написал «Историю Франции» для короля Франциска I. В ней он показывает казнь и смерть Жака де Моле, проклинающего короля и папу и вызывающего их на суд Божий. Историки последующих веков только повторяли его рассказ.
Закат деятельности тамплиеров
К началу 14-го века несгибаемые ценности тамплиеров сделали их анахронизмом в эпоху, которая стала все больше полагаться на дипломатию вместо военной мощи.
Орден находился в кризисе после падения последних позиций латинских государств Востока и Сен-Жан-д’Акр (Акко) в мае 1291 года и смерти многих братьев и сановников. Репутация тамплиеров была ослаблена, как и смысл существования в целом.
Жак де Моле вступил в наш орден в Боне в 1265 году. После сражения на Святой Земле он был избран главой ордена в 1292 году, находясь на Кипре. Последний магистр ордена тамплиеров посвятил свою деятельность реорганизации Ордена, подготовке к восстановлению святых мест и созданию прочных альянсов в Европе. Именно в этой последней задаче он потерпел неудачу. 13 октября 1307 года он был арестован в Париже по приказу короля Филиппа IV Красивого, обвинен в ереси и непристойностях. Некоторое время поколебавшись, папа Климент V и другие религиозные деятели не поддержали его. После несправедливого суда Жак де Моле был признан еретиком и приговорен к сожжению заживо на костре.
Разгром Ордена
Ревностный католик, несмотря на столкновения с папством, Филипп IV Красивый говорил, что высоко ценит Белые Плащи. Он вспоминал об этом во время вознаграждения тамплиеров в 1304 году. Но через несколько месяцев его советник Гийом де Ногаре преуспеет в том, чтобы вызвать подозрение короля. Идея разрушения ордена уже присутствовала в сознании Филиппа, но у него не было доказательств, чтобы начать разбирательства.

Утверждая, что военно-религиозные ордена больше не имеют смысла существования, Филипп IV предложил папе Клименту V объединить рыцарей святого Иоанна и тамплиеров в единую «религию» и позволить выбирать верховного мастера из числа французских дворян. Но отказ магистров обоих орденов, который подчеркивал расхождения в правлении, обязал Климента V признать это. Филипп IV был разочарован и прислушался к совету Ногаре, который, по непонятным причинам, ненавидел тамплиеров.
Падение ордена тамплиеров:
- Климент V, первоначально возмущенный этим вопиющим пренебрежением к его власти, тем не менее, уступил, и 22 ноября 1307 года издал папский указ, предписывающий всем христианским монархам арестовать тамплиеров и конфисковать их земли во имя Папы и Церкви.
- Папа Климент V буллой Vox in excelso, на Венском соборе в 1312 году, запретил любую форму восстановления самого ордена (включая использование устава, формы и названия) под угрозой автоматического отлучения.
- Тамплиеры по всей Европе либо были арестованы и преданы суду по следствию Папы, либо включены в другие католические военные ордена, или вышли на пенсию и получили возможность спокойно прожить свои дни. По указу папы собственность тамплиеров передавалась рыцарям-госпитальерам, за исключением королевств Кастилии, Арагона и Португалии.
- Португальский король Диниш I отказался преследовать бывших рыцарей, как это произошло во всех других суверенных государствах под давлением католической церкви. Под его защитой португальские тамплиеры изменили свое название на Орден Христа.

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо!
С детства интересовался " крестоносцами". Спасибо!
Это интересно!
Спасибо, очень интересная статья.