Новая схема обмана клиентов с поездкой в банк, на которую ведутся 90% людей

Злоумышленники, проявляющие свою криминальную активность в области обмана клиентов банков, продолжают усовершенствовать используемые ими схемы работы. Для формирования у потенциальных жертв полной уверенности в том, что те имеют дело с реальными сотрудниками службы безопасности банка, они используют всё более сложные сценарии игры:
- увеличивают количество операторов, занятых в переговорах с жертвами;
- используют не только живых людей, но и голос «робота», поскольку его активно применяют в настоящих банках;
- не запрашивают у клиента никаких данных, включая коды безопасности, а просят приехать в офис лично.
Всё перечисленное серьёзно увеличивает степень доверия, поэтому люди начинают делать всё так, как им говорят, в результате переводят крупные суммы со своего счета на счета аферистов.
Манипулируют лишь теми, кто сам позволяет это делать...
Тем не менее, в основе того, что принято называть «социальной инженерией» остаются всё те же главенствующие принципы.
Обычно все жертвы роднят три немаловажных фундаментальных фактора:
- они не умеют отвечать вопросом на вопрос и считают, что это неприлично;
- в трудных ситуациях они готовы переложить ответственность на кого-то, кто берёт её на себя, а сами предпочитают действовать строго по инструкции;
- они не умеют выходить из игры.
Обычно ещё за день до того, как стать жертвами, эти люди добровольно становятся участниками каких-то опросов.
Всё начинается с того, что человек сам отвечает на ненужные вопросы
Им звонят и заявляют, что это агентство каких-нибудь «интернет-исследований»... А после этого задают десятки вопросов, в том числе и о том, какими они обладают средствами на банковских счетах и в каких банках.
Не важно, настоящее это агентство или нет. Удивляет отсутствие у людей здравого меркантилизма. Вот так бесплатно отвечать на вопросы, да ещё и касающиеся финансовой темы... Никому из будущих жертв даже в голову не приходит, что в условиях капитализма становиться участником таких опросов бесплатно нельзя.
Это подчёркивает крайне низкую самооценку и автоматически говорит о том, что злоумышленники имеют дело с потенциальной жертвой, которая готова к тому, чтобы ею манипулировали.
Основная часть манипулирования жертвой
Второй шаг довольно прост в своей сущности. Жертве звонят и заявляют, что её банковские счета находятся в опасности. Якобы зафиксированы многочисленные попытки съёма средств. После этого просят перезвонить на какой-то номер, а там переключают на «технического специалиста».
В результате, в силу того, что человек успел поговорить с тремя-четырьмя разными людьми, да ещё прослушал словесный поток какого-нибудь автоответчика, у него создаётся полное впечатление того, что это реальный банк.
При этом у жертвы никто не спрашивает никаких кодов и паролей. Напротив, рекомендуют немедленно явиться в отделение банка лично.
Всё это выглядит довольно авторитетно. Человек подчиняется и следует в банк с полной уверенностью в том, что звонили его реальные сотрудники.
В тот момент, когда он уже находится в пути, поступает ещё один звонок. Узнаваемый голос сообщает, что якобы в мошеннической схеме задействованы сотрудники того отделения, куда он следует. Поэтому ему рекомендуют перевести деньги на безопасный счёт. После этого убеждают в том, что это быстро и не трудно.
Вообще-то это тоже магические термины из мира телезрителей. Люди так запрограммированы, что боятся всего сложного и долгого. А нечто простенькое всегда вызывает доверие и лояльное отношение.
Итак, первой частью спектакля злоумышленники вселяют доверие, почти полностью имитируют работу службы поддержки клиентов банка. Точно так же совершенно бесполезный «робот» несёт какой-то бред, точно так же он потом исчезает, а на вопросы начинает отвечать живой человек. После бормотания «робота» любой живой сотрудник кажется родным и полезным. Первая часть завершается тем, что клиенту банка рекомендуют немедленно следовать в отделение и там разобраться на месте. Это снимает барьер недоверия.
Во втором акте пьесы вводится ещё одно условие. Человеку говорят, что в том месте, куда он отправляется, действует шайка мошенников. Их вот-вот переловят, но пока этого ещё не произошло. Поэтому ему рекомендуют временно сохранить деньги на особом счёте, который ему для этой цели сделали. Далее всё очень просто... Человеку диктуют или пересылают реквизиты счёта, куда он и перечисляет свои средства.
Ну а потом жертве рекомендуют «пока подождать», а потом исчезают. Когда человек всё же отваживается показаться в банке, то узнаёт, что сам перечислил средства неизвестно кому и непонятно с какой целью.
Разумеется, схема может быть несколько сложнее. К примеру, владельца счета с 30-40 тыс. рублей, которые он и пытается лихорадочно «спасти», по ходу этого «спасения» делают ещё и получателем кредита на 300-400 тыс. рублей, которые ему потом придётся возвращать всю оставшуюся жизнь. Кредит же выдаётся точно так же в режиме онлайн.
Может быть усложнена схема ещё и тем, что для общения с клиентом злоумышленники используют современные мессенджеры, такие как Viber, т. е. обладающие функцией голосовой связи, потому что именно голос является наиболее убеждающим инструментом воздействия на сознание. Обычно схема не подразумевает полную автоматизацию процесса, поэтому скриптовые технологии в ней используются только частично.
Психологические основы «социальной инженерии»
Итак, почему же люди становятся жертвами данного рода мошенничества? В основном из-за того, что все жертвы изначально потенциально готовы к тому, чтобы позволить собой манипулировать. Кроме этого сказывается такой фактор, как искаженное, а иногда даже патологичное, понимание ответственности, основанное на деятельности. Мол нельзя бездействовать в такой ответственный момент...
Предположим, что кто-то подбирает PIN-код карточного счёта на самом деле. Для блокировки карты в таком случае клиент не нужен. Он может потребоваться только для того, чтобы разблокировать счёт, да и то не всегда.
Что касается манипуляции, то она основывается на стремлении людей переложить решение сложных задач на кого-то, каких-то технических специалистов, к которым проникаются доверием просто по той причине, что неизвестные люди представляются таковыми.
В многоролевой схеме первый позвонивший заявляет, что он переключит на технического специалиста, поэтому у жертвы возникает иллюзия того, что это на самом деле специалист. Она же укрепляется тем, что никто не просит вот так прямо в лоб называть коды и пароли. Рано или поздно их попросят куда-то ввести, а жертва даже не подумает о том, что вводить код в какую-то неизвестно откуда возникшую форму на экране, это равносильно информированию о нём в устной форме.
Для того чтобы уберечь себя от всех перечисленных напастей достаточно обладать истинным самоуважением и элементарным здравым смыслом. Первое убережет от того, чтобы совершать действия, которые изначально не планировались, да ещё и по чьей-то указке, а второе – от изначального вступления в нежелательный контакт.
Сказывается и то, что нам массово навязывают какие-то сервисы от лукавого, которые делают нас неуместно общительными. Чаты домов и родителей, социальная сеть соседей и прочие системы надуманной и ложной взаимовыручки в итоге приводят к тому, что люди начинают быть откровенными там, где это совершенно не нужно.