Начало постепенного отказа от социальных государственных учреждений
Краткое содержание :
В сентябре 2020 года, т.е. в преддверии утверждения госбюджета, в Госдуме прозвучало предложение о выдаче пособия для оплаты частного детского сада в размере двух МРОТ, на сегодня это 24 000 рублей.
Шутка? Отнюдь
Инициаторы ссылаются на официальные статистические данные, согласно которым в стране на 1000 детей в возрасте от 1 до 6 лет приходится 639 мест в детских садах. Показатель десятилетней давности был на том же уровне. И это при том, что гражданам постоянно рассказывают о неимоверных усилиях властей разных уровней, принимаемых для улучшения ситуации.
Так вот, депутат Федоров утверждает, что пособие «на частный детсад» искоренит проблему и стимулирует предпринимательскую деятельность. Во втором я не сомневаюсь. На это и весь расчет. А проблема не только не исчезнет, но и усугубится.
Вот только несколько вариантов, которые можно предсказать уже сегодня.
1. Финансировать программу предложено из средств региональных бюджетов. И в большей степени ляжет она на плечи тех субъектов государства, бюджеты которых в постоянном дефиците. Кстати, строительство муниципальных ДОУ осуществляется в основном за счет средств региональных бюджетов.
2. Два МРОТ – это на сегодняшний день 20 000–24 000 рублей. А стоимость месячного содержания ребенка в ДОУ в среднем 11 000 рублей. Взлетят ли цены на эти услуги? Без сомнения.
3. При дефиците государственных учреждений качество услуг по содержанию, обучению и воспитанию детей будет неуклонно падать.
4. Что делать родителям в тех небольших городках и поселках, где частных ДОУ нет? Захочет ли кто-нибудь начать такой бизнес? Вопросы риторические.
5. Воспользуются ли таким благом «заинтересованные» лица? Ответ очевиден.
6. Пособие в любой момент можно отменить, изменить/отменить нормы обеспечения жителей местами в детсадах, можно перекраивать бюджеты в сторону спонсирования бизнеса, можно отменить обязанность застройщиков обеспечивать жилые районы инфраструктурой, а количество ДОУ к тому времени не увеличится (хорошо, если не уменьшится).
7. С момента введения пособия муниципальные детские сады можно совсем не строить, а затем и вовсе отменить.
А теперь посчитаем
Предположительная сумма затрат – 800 млрд рублей. Берем небольшой город, примерно 400 000 жителей. Средняя цифра рождаемости в городах с такой численностью населения примерно 5500 человек в год. Если 639 мест на 1000 детей уже есть (средний показатель, указанный инициаторами), то их нехватка составит 1985 мест. При сумме пособия 24 000 рублей в месяц выплаты из бюджета региона должны будут составить 47 640 000 руб., в год – 571 680 000 руб. Строительство детского сада в таком городе средней полосы России варьируется по максимальной начальной цене тендера (по данным Ростендере на 2020 год) от 120 млн до 170 млн рублей.
Берем средний показатель (напоминаю, максимальная цена) – 145 млн руб. Результат: на годовое пособие можно построить 4 детских сада.
В конце ноября, после принятия бюджета со снижением расходов на социальную сферу, сие предложение кажется не просто абсурдным, но даже издевательским.
Конечно, мой подсчет прост, сделан для общего понимания картины. Экономическое обоснование рассчитывается несколько иначе, но результат будет примерно тот же.
Так чем же на самом деле является инициатива: благом или вредом? По моему мнению, вторым. А тем, кто может не согласиться: деньги здесь и сейчас кажутся им лучшим вариантом, хочется напомнить о пенсионной реформе.
Считаете ли вы, что частный детсад лучше муниципального?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты