Анализ фильма "История Хатико"
АНАЛИЗ ФИЛЬМА «ИСТОРИЯ ХАТИКО»
1. Фильм о мужчинах и для мужчин.
Большинство из нас знакомо с работой Сэйдзиро Кояма «История Хатико», речь именно о японском фильме, оригинале. На первый взгляд это слезливая история о собаке, о преданности и любви, над которой пролили слезы миллионы людей. Я пересмотрел этот фильм несколько раз с интервалом в 2-3 года и уловил его смысл только недавно. Что-то большее, чем жалость к собачке, зацепило меня сразу, но окончательно сформулировать свою мысль долго не представлялось возможным. Эта кинолента - послание к мужчинам, вернее о том, когда мы перестаем по факту являться таковыми и какие у этого последствия.
Для ясности разберем кратко личности главных героев мужского пола:
1) Хидэсабу́ро Уэ́но — профессор сельского хозяйства, преподававший в Токийском университете. Почетный и уважаемый гражданин, семьянин, отец повзрослевшей дочери, любит собак.
2) Друг профессора, с которого и начинается фильм, присутствовавший при смерти первой собаки товарища и решивший сделать «доброе дело», а именно выискать и подарить своему товарищу щенка чистокровной акита-ину, символа верности и преданности Японии.
3) Зять профессора (Тосинори Оми), тот самый, что обрюхатил дочь до официального вступления в брак, а затем не мог связать два слова на встрече с отцом возлюбленной, вяло просящей ее руки, но уверенный, что свадьбу теперь надо сыграть как можно скорее.
4) Еще один приятель профессора, который после его смерти под давлением жены взял на себя ответственность присмотреть за собакой «Хатико».
2. В чем косяк каждого из них?
1) Хидэсабу́ро Уэ́но оказался человеком довольно мягкотелым, когда умирала его первая собака «Гонзе» он дал слово не заводить других. Дал слово при жене и дочери, однако, когда ему позвонила дочь и сказала, что им в подарок высылают щенка акита-ину, он не смог сказать твердое «нет». То есть, не сказал ни да, ни нет, в итоге попытался свесить ответственность на дочь словами: «Раз ты настояла на том, чтобы взять щенка, значит ты и несешь за него ответственность».
2) Друг профессора, который в начале фильма из благородных побуждений и лучших намерений отправляется в дальнюю провинцию, «бронирует» для профессора щенка и далее высылает его поездом. При этом, сам профессор его об этом не просил, созвониться в дальнейшем у них не вышло, он имел разговор с дочерью профессора, которая, естественно, с радостью согласилась принять щенка. То есть, он проявил инициативу изначально там, где его об этом не просили, влез не в свое дело.
3) Зять профессора (Тосинори Оми). Это скользкий тип, которого еще в начале фильма сам Хидэсабу́ро Уэ́но называет скупым малым. Он много раз приходил в гости к родителям жены, видел как профессор любит собаку, но в последствии не проявил никакой инициативы, то есть не убедил свою супругу забрать собаку и позаботиться о ней. Не выказал уважения к тому, перед кем недавно краснел и не мог вымолвить слова.
4) Тот самый приятель профессора, который после его смерти с подачи жены подписывается взять собаку на себя и присматривать за ней. При этом он крайне удивился позиции жены, и указал, что она же до недавнего времени говорила, что не любит собак. На этой почве у них даже произошел скандал, в процессе которого он и помер.
3. Что хотел донести режиссер?
Режиссер, Сэйдзиро Кояма, хотел донести до зрителя вовсе не трогательную историю собаки. Он в своей картине очень грамотно указывает на последствия, возникающие в следствии отступления мужчины от принятого решения. Если бы профессор настоял на своем решении не заводить более собак, не пошел бы на поводу у дочери, то ничего этого не произошло бы. Если бы его товарищ, после его смерти, не взял на себя ответственность по настоянию жены, за чужую собаку, то был бы жив. Примечательно, что в этой истории мужчина умирает ровно в тот момент, как только он поступился с принятым решением, пошел на поводу у дочери или жены. Умирает физически или символически, но в этот момент он перестает быть тем, кем должен быть, предает традиции Японии и патриархальный уклад своей нации и отправляется на кладбище (истории). Тоже самое можно сказать о персонаже, с которого начинается повествование, который заварил всю кашу и полез туда, куда его не просили. Никто не просил его хлопотать о новой собаке для профессора, он проявил инициативу поперек воли объекта инициативы и стал виновником трагедии. Иными словами, режиссер картины указывает, что эти все персонажи не мужчины, не блюстители традиций, а конченные слабаки и их ждет смерть.
4. Что символизирует сама собака?
Хатико не зря символизирует символ верности и преданности японским традициям. Это единственный положительный персонаж в фильме. Избрав своего хозяина, собака следует своей любви и преданности к нему до самой смерти, игнорирует жену хозяина, которая уже однажды пыталась спихнуть собаку на друзей/родственников/знакомых, но так и не позвала её с собой. Собака просто уходит от неё, как бы указывая, что ты мне не ровня, грязная дочь рыбака, с которой я в одном поле рядом не сяду. Это единственный персонаж, который следовал строго традициям и укладу своей страны и не отступался ни на йоту. От рождения и до смерти хранила верность одному человеку (императору), новых хозяев не искала, умерла праведной смертью.
5. О женщинах в фильме.
Женщины в картине представлены в трех главных ролях, это жена профессора (Каору Ятигуса), дочь профессора и жена его приятеля (тоже покойника), что уговорила своего супруга приглядеть за собакой.
1. Дочь профессора фигура довольно однозначная. Ветреная, не постоянная, как о ней выразился служащий почетного дома. Пообещала отцу взять ответственность за пса на себя, но сразу же забыла об обещании после встречи с возлюбленным. Не сильно-то и переживала за смерть отца, а о собаке даже и не вспомнила. Меркантильная, практичная, ничего нового.
2. Жена приятеля (покойника) – это символ разрушения традиций. Во время распития саке с гостью (женой профессора), она входит в положение знакомой госпожи и вынуждает супруга изменить решение. «Она же не может взять собаку с собой за две тысячи километров, глупый, давай оставим её себе и поможем госпоже». При этих словах супруг поперхнулся и логично напомнил, что ты же ненавидишь собак. Но потом мужчина делает благородный жест и берет на себя ответственность за собаку в дань памяти уважаемого профессора и тут же умирает.
3. Супруга профессора –фигура не столь однозначная. На первый взгляд её можно обвинить в лицемерии, не подлинности своих чувств. Чего ей стоило просто забрать собаку любимого мужа после его смерти с собой к маме? Ведь это не такой критичный вопрос. Но она этого не делает, как будто из принципа. В начале фильма она заявляет мужу: «ведь мы не планировали заводить больше собаку, ты сам об этом говорил». На что он отшутился, мол, дочка настояла, хи-хи ха-ха. То есть, повел себя как клоун, хотя изначально для госпожи супруги он несомненный хозяин и господин, то есть властелин своего слова. После смерти она условно наказывает супруга за его мягкосердечность, за отступление от правил и не хочет обременять себя собакой, которую они заводить не планировали. Можно осудить её позицию, но в разрезе японских традиций супруга больший приверженец национального уклада, чем муж.
6. Сакральный смысл. Хатико – это чужая ответственность и символ смерти.
Если подытожить смысл картины, то Хатико – это символ непрошенной ответственности и смерти. Сначала эту ответственность навязали Хидэсабу́ро Уэ́но (профессору), который по своему добродушию взял её на себя и умер. Предварительно попытался свесить результаты необдуманного решения на дочь, но та отказалась (и осталась жива). Затем ответственность в виде собаки навязана приятелю профессора по инициативе жены и тот сразу же умирает, что символично. Затем умирает сама Хатико, как бы символизируя всю трагичность ситуации, когда люди не готовы взять на себя ответственность, либо берут её не по собственной инициативе.
P|S Так почему этот фильм именно о мужчинах и для мужчин? Потому что именно нам вечно пытаются навязать ответственность за те решения, которые мы не принимали. За каких-то детей или женщин, которые нам не принадлежат, за наши естественные природные поползновения, да много еще за что. Этот фильм очень поучительный, если не верите, пересмотрите «История Хатико» (1987 г.в.) и перечитайте эту тему. Никогда не стоит брать ответственность за решения, которые ты не принимал и за людей, которые тебе не принадлежат. Коротко и ясно донес эту мысль и укрепил её Сэйдзиро Кояма. Спасибо ему ха хорошее кино.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Действительно, фильм хороший. А анализ типичный для современного слабосильного "мужичка". Да не берете вы ответственность не только за чужое, даже за свое, просто из-за слабости. Мрете тоже из-за слабости и жалости к самим себе. Я не только о физической стороне дела, а стойкости духа прежде всего.
Мужчины измельчали. Даже в этой рецензии это видно - нежелание брать на себя ответственность ни за что. Таков автор. И его выводы притянуты за уши, но выражают его сущность. К счастью, еще много хороших, надежных, ответственных мужчин.
Цинично, пошло и глупо. Взгляд типичного современного, слабого и инфантильного человека.
Голословно, огульно, не убедительно. Как обычно.
Очень хороший фильм))).
Согласен! Смотрел только один раз и фильм навёл на те же мысли... - фильм для женских соплей. С выводами согласен.