Банкам предложили поближе узнать своих клиентов
В Госдуме считают, что банкам необходима программа, которая «сортировала» бы клиентов по степени их подозрительности

Группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение законопроект о создании централизованной информационной платформы «Знай своего клиента», через которую банки смогли бы получать информацию о подозрительных операциях, совершаемыми их клиентами-юрлицами. Система будет ранжировать клиентов в зависимости от уровня их риска. Получать информацию с платформы банки смогут круглосуточно, в онлайн-режиме.
Авторами законопроекта выступили депутаты Госдумы и члены Совета Федерации. Они предлагают создать платформу на базе ЦБ, который накопил большой опыт и разработал эффективные методики по выявлению подозрительных операций. Платформа будет аккумулировать в себе все эти знания, а банки смогут воспользоваться ими в любое время суток в онлайн-режиме.
«Сегодня с использованием современных технологий обработки больших массивов информации и с учетом наличия современных IT систем в банках Банк России считает необходимым оперативно информировать кредитные организации о комплаенс-рисках в операциях клиентов. На базе Банка России предлагается создать централизованный информационный сервис «Платформа «Знай своего клиента», через которую банки в онлайн-режиме смогут получать качественную информацию об уровне риска по клиентам и их контрагентам и использовать ее при реализации процедур «противолегализационного» контроля», — отмечает соавтор инициативы, зампред Совета Федерации Николай Журавлев.
Клиентов в системе предлагается ранжировать в зависимости от уровня их риска — низкий, средний и высокий. В системе «Знай своего клиента» им будут соответствовать цвета — зеленый, жёлтый и красный. Для клиентов с низким и средним риском предполагается минимальный набор антиотмывочных инструментов, предусмотренных противолегализационным законодательством. Например, клиентам из «зеленой зоны» не будут отказывать в открытии счетов и проведении денежных операций, если их контрагентом являются компании с низким и высоким уровнем риска. Исключение составят лишь операции по выводу денежных средств в пользу физических лиц и обналичивание — к этим процедурам внимание останется повышенным.

Клиентам из «желтой зоны», при наличии подозрительных операций, могут отказать в открытии банковского счета. Для клиентов же с высоким уровнем риска («красная зона») устанавливается запрет на открытие новых банковских счетов, проведение любых операций (как входящих, так и исходящих), использование электронных средств платежей и системы быстрых платежей.
При этом клиенты, попавшие в «красную» и «желтую», как отмечает соавтор законопроекта, глава думского Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, смогут оспорить свой статус. Сделать это можно будет как на уровне кредитной организации и ЦБ. Если лицо с красным уровнем риска не воспользуется этим правом, то банк будет обязан расторгнуть с ним договор.
Авторы законопроекты утверждают, что глобально ввод новой системы никак не отразится на банковской системе, почти 99 % всех предпринимателей РФ имеют низкий уровень риска. На клиентов со средним уровнем риска приходится 0,3 %, с высоким — примерно 0,7 %.
В пояснительной записке к законопроекту неоднократно подчеркивается, что предложенная инициатива, прежде всего, будет направлена на «разгрузку» добросовестных клиентов-юрлиц. Они будут меньше страдать от излишнего внимания банков и тратить меньше средств на взаимодействие с финансового-кредитными организациями. А за счет того, что банки будут более сосредоточены на «подозрительных» клиентах, сократится число сомнительных операций.
Ассоциация банков России пока не спешит давать оценок новой инициативе парламентариев. На запрос ДОЛГ. РФ в Ассоциации ответили, что сейчас они занимаются сбором экспертных мнений от банков. Только после получения этой информации можно будет сказать, насколько необходима новация и какого эффекта от нее ждут.

интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо за информацию!