Целое больше суммы его частей

На этой причудливой планете, в наши суетные времена встретились мы с огнедышащим многоглавым драконом рукотворных кризисов, мульти-медийных сценариев, сетевых взаимодействий, растерялись перед новыми информационными технологиями, нарисованными деньгами, навязанными культурами продаж, финансовыми кредитами, модными гаджетами. Мы пред-стали перед неоднозначностью ситуации, напором лукавых соблазнов и обма-нов на добровольной договорной основе. Удивились тому, что всё это со-вершается уже на базе чужих ценностей, искусственно разрывая нас, наше общество на части, разобщая нас в коммуникациях, делах, мышлении. Мы начинаем забывать о целостности внутри и вокруг нас, молчаливо и покорно поддавшись влиянию внешнего мира.
Актуальность обращения к проблематике целостности вызвана слож-ными и драматическими изменениями, как в глобальных процессах мирового сообщества, нашего государства, так и того, что происходит с самим челове-ком сегодня. А происходит то, что находит своё выражение в явлениях не-устойчивости, релятивности, размытости, атомарности, симулятивности его (человека) собственного образа.
Можно с достаточно полным основанием говорить о том, что совре-менному человеку недостает связанности и целостности существования и это из него последовательно вымывается, в нём убивается. Человек всё больше зацикливается на отдельных проявлениях бытия, всё меньше думает о поиске этой целостности, метафизических основ, мировоззренческих взаимосвязей и взаимозависимостей. А ведь пространство вокруг человека структурируется подобным же образом – несвязанно и нецелостно. Подобное порождает по-добное, при этом достаточно искусно управляемое подобное: изменяя созна-ние, преобразуя общественные отношения, не интегрируя системы управле-ния развитием.
Всё это только подтверждение, что целью и смыслом искусственных политик глобализации, либеральных рыночных отношений, успехов любой ценой и вопреки моральным принципам, уничтожения национальной иден-тичности, потребительского смысла существования – является модификация человека. Ведь Человек, со своим образом мыслей, мировоззренческими ос-нованиями, памятью предков и многовековыми традициями – единственная ноосферная возможность изменения и преобразования мира, как созидатель-ная, так и разрушительная. Все в руках тех, кто управляет человеческим и общественным сознанием!
Интересно то, что при этом речь не идёт о каких-то возвышенных иде-алах, душе, вечности, отнюдь нет. Речь идёт о самости, той самой повреждён-ной самости, с которой по святым отцам в святоотеческой традиции, нам предстоит «сражаться», чтобы вернуть естественную нашу природу в её пер-возданном и целостном виде.
Сегодня мир не рассматривает человека на пути религиозного благоче-стия, а признает, мотивирует, формирует самость, гордыню как стержневую опору существования человека, чем запускает разлагающий механизм нару-шения баланса по удержанию целостности «я».
Человек в нашем мире все больше свободен от всех условностей, до-рожа своей самостью, которая прошла путь развития и понимания себя от ра-циональности (ответственность, целенаправленность), экзистенциальности (уникальность бытия, поток переживаний), духовности (восприятие себя в це-лостности, божественности происхождения) до полифоничной эгоцентричной самости, самостоятельно строящей пути к миражам своего «благоденствия», ориентируясь на одномерные модели и примитивные идеалы.
Всё это – принципиальный разрыв между обозначающим и обозначае-мым, замена проекцией, символом и симулякром, как превращенной формой бытия и облегченной формой мировоззрения и мировосприятия. Это идейные комплексы современности: пастиш, игра, диалог с хаосом, особая чувстви-тельность, двойное кодирование, интертекстуальность, кризис авторитетов, «нет» – этике, «да» – толерантности, потеря идентичности, «нет» – истине, «нет» – научному мышлению. В итоге идёт тотальная деконструкция целост-ной человеческой личности.
Симуляция при этом признается либеральным миром формой бытия и движения в культуре симулякров, как потребительская форма общественного сознания, базовая его характеристика, мировоззрение, как извращенная форма ограниченного восприятия мира, окружающего пространства, сферой знаков, утративших связь с реальностью. Производство знаков, симулякров – смысл общественных отношений, удобный инструмент манипулирования обще-ственным сознанием. Оно и используется в «СМИ», в сфере политического сознания, торговле, финансах, формах управления, моделях хозяйствования. Всё это (материализованная действительность и извращенная, примитивная «духовность») становится и инструментом, и следствием негативного преоб-разования человеческого сознания. В жертву весьма тривиальным, момен-тальным интересам приносится комплексная сложность общественных и лич-ностных структур, хотя мы знаем, что законы эволюционного развития пред-полагают их усложнение; обратный же процесс (деградация) – есть механизм «зачистки»: отмирания несостоявшихся видов.
Мы благодарны Богу, что сегодня хоть как-то идёт восстановление ду-ховной жизни, формирование мировоззренческого начала, которая влечёт за собой оздоровление общества через тот нравственный стержень, который начинает зарождаться как «образ божьего», системообразующего и смысло-образующего начала в человеке.
Практическая государственная идеология нуждается в общем методо-логическом инструментарии, осмыслении своего пути, создании универсаль-ных стратегий, единой мировоззренческой платформы, целостного образа бу-дущего, мировоззренческих критериев развития и преобразования всех сто-рон человеческой жизни и мироздания.
Притом, единство мировоззренческих основ совершенно не означает обязательного требования к единому образу мысли и действия для всех людей на их личных путях развития, для всех сообществ и организаций в их социально-экономической активности. Наоборот, понимание целостности, как проявления фундаментального космического принципа, предполагает наличие разнополярных элементов, свободы и разнообразия траекторий их движения, колебательных процессов, но в едином поле, формируемом и балансируемом силами между противоположными полюсами. И даже сами полюса меняются местами! Вопрос лишь в периодичности – для духовно-философских процессов это века и тысячелетия, для экономических – годы.
Непонимание эволюционных принципов мироздания, пренебрежение ими, желание своей человечьей волей выстроить процессы иным образом создаёт высокие риски существованию человека, не только как социального, но и биологического вида. Неправильно, «инако» трансформировавшаяся клетка отторгается организмом и утилизируется фагоцитами. Не случайно, одна из перспектив базовых, мировоззренческих основ развития общества, на наш взгляд, должна быть связана с возращением способности осознать смыслы и возможности человеческого бытия, как сложной целостной системы, ответственной за развитие жизни в едином комплексе космического, божественного мироздания.
Это – глобальная мировоззренческая задача, выход из эпохи разобщённости с восстановлением всех божественных и гуманистических ценностей, сохраняя целостность, с применением целостных социальных концепций, мировоззренческих основ проектирования будущего, объясняющих взаимодействия духовной и материальной жизни, социальных практик.
Целостность не только свидетельствует об объекте как системе, но и способствует его самостоятельному существованию, придаёт своеобразный незримый «знак качества», одухотворённости, выступает мировоззренческой основой развития этого объекта. Целостность общества (как и человека) возникает в результате естественного взаимодействия между отдельными его частями, взаимодействия их свойств, признаков, функций, но в рамках единого, общего и неделимого. Нарушение целостности неотвратимо ведёт к разрушению самой системы, при любых характерах воздействия на её отдельные части.
Целостность – это определенный ориентир развития, своеобразный дирижёр, архитектор, обусловливающий всю композиционную его направленность. Детерминация целостности в функционировании социальной системы сказывается и на последующей детерминации системы по отношению к своим частям. В режиме этой обусловленности и синтезируется общество как целое, которое неумолимо подчиняет свои части и элементы возникшей материальной и духовной целостности, преобразует их согласно её природе.
Целостность – первичный доминирующий и детерминирующий фактор общества, любой социально-экономической системы целого. Общество не может существовать вне или помимо неё. В свою очередь, это означает, что, во-первых, в социально-политической системе объективно необходим примат (верховенство) целого над частями и элементами, целостности целого над целостностями частей и элементов и, во-вторых, что целостная социально-экономическая система – единственно возможная форма существования общества. Последнее может быть различным по форме правления, существующих экономических моделей, государственного устройства, но оно не может быть лишено своей целостности. Общество, как и человек, как нецелостная система – теоретический и практический нонсенс.
Картина мира, как сложно структурированная
целостность, является необходимой основой
созидательного, животворящего мировоззрения,
как отдельного человека, так и общества в целом.
И только в рамках этой целостности человека
возможно гармоничное, целостное развитие общества, государства и планетарной социально-экономической
системы, возможно проектирование
и формирование будущего.