"Малое знание отдаляет от Бога, большое знание к нему приближает".

"Малое знание отдаляет от Бога,
большое знание к нему приближает".
Фрэнсис Бэкон
«Вера без дел мертва»
(Иак. 2:20).
Слова – единственное, что остается на века.
У. Хэзлитт
Ровно пять веков назад в Европе свершилась антидуховная революция – «Реформация», которая легализовала поклонение «золотому тельцу». На многие века «золотой телец» стал основой формирования мировоззрения, базой создания экономических моделей и разработки программ развития, источником принципов и критериев принятия стратегических решений. Власть денег, мамоны медленно и уверенно пришла на смену Веры. Этот процесс и последовавшие преобразования в миропонимании произошли при резком взлете авторитета науки, которая превратилась в институт общества, претендующий на знание истин в последней инстанции. Наука того периода (точнее, владельцы денег, финансирующие научные и псевдонаучные исследования) стала властителем человеческих душ. Наука сначала претендовала на равный с христианским вероучением статус, а позднее вообще заявила о том, что обладает монополией на истину, а Веру, христианство, объявила «предрассудком». Именно наука, освободила экономику от всего нравственного, духовного, что мешало величию и всевластию мамоны, паразитированию на низменных чувствах и потребностях. Устройство мира все больше представляется набором исключительно материальных объектов, оказывающих влияние друг на друга, зависящим друг от друга. А любое развитие предполагает изменение этих элементов сообразно критериям увеличения капитала, в интересах власти денег. Как не печально, в этом одностороннем представлении мира мы живем и поныне.
Начиная с эпохи Просвещения, получает распространение взгляд о противоположности, противостоянии религиозного и научного мировоззрения. С этих же пор внутри и религиозного, и научного мировоззрения идет целенаправленное, рукотворное разделение их на отдельные части: религия – на отдельные конфессии и многочисленные секты, науку на отдельные отрасли исследования. Мир перестал восприниматься как целостность, как одухотворенная реальность. Не истинной наукой, не жизненно необходимыми знаниями занимаются люди, а лишь дробными направлениями наук, разрозненными узкоспециализированными направлениями исследований. Но, как писал известный физик Р. Фейнман: "Природе нет дела до того, что мы ее изучаем с точки зрения физики, химии, биологии – она продолжает существовать, как единое целое". Знания человечества хоть и ширятся с головокружительной скоростью, а знание человека о целостности всего сущего становится все уже, все разрозненнее. Каждое новое поколение ученых считало своим долгом опровергнуть ранее созданные теории и предложить обществу свои, «единственно верные». Бездуховная атомизация миропонимания и общества продолжилась.
Но к началу XX века, эйфория мамоны и духовно обращенных в её (мамоны) веру сочувствующих, завершилась глубоким кризисом науки. Многие открытые учеными законы оказывались уж не такими основательными, как по началу казалось. Законы оказывались «примерными», допускающими различные условия и ограничения применения. А про теории и разнообразные гипотезы и говорить нечего: большинство их оказывалось бабочками-однодневками, надуманными и уводящими от насущных проблем современности.
Владельцы денег, ученые, обслуживающие их интересы, в этих условиях не придумали ничего лучшего, как броситься из одной иллюзию в другую, еще более атомизирующую мир. Начали циркулировать, навязываться понятия и теории «общества знаний», «цифровой экономики». Согласно этим теориям, уже не капитал (мамона) будут править миром, а знания. В пантеоне современных богов, согласно этим теориям, происходит существенная перестановка, с выходом в лидеры знаний и информации: знания, технологии (технологические уклады), информация спасут человечество от кризисов, позволят преодолеть социальное неравенство, подчинят ему не только земную и человеческую природы, но и космос. Они же, знания, сделают человека совершенным, а, может быть, даже бессмертным… Если не ограничить науку в этой «нецелостности» и бездуховности, то что толку, «если человек обретет весь мир, а душу потеряет»?
Однако, та же наука сегодня сама доказала, что невозможно смоделировать такие высшие способности человека, как чувства, эмоции и вера, что невозможно планировать будущее только на основе изучении закономерностей развития материальных элементов мироздания (об этом говорит и статистика – не более 8% мировых стратегий достигает своих целей). Это доказывает, что попытка обрести смысл жизни в мире конечном, изменчивом, текущем и непостоянном — иллюзия. Только целостное и вечное начало может придать смысл и непреходящую ценность человеческой жизни. А это уже существенные основания, что бы владельцы денег и наука уступили место «человеческим» формам познания, как, например, истинная наука, религиозное познание, философия и теософия.
Именно научные данные неожиданно начали возвращать нас к той картине мира, которая была дана когда-то в христианском откровении. Теперь все могут убедиться, как прав был Фрэнсис Бэкон, сказав: "Малое знание отдаляет от Бога, большое знание к нему приближает". Религия и наука дополняют друг друга, поскольку каждая удовлетворяет жизненные потребности человека, соединяющего в себе два начала: духовное и физическое. А это значит, что человек через 500 лет возвращается к изучению мира как единого, целостного явления. И только в этом случае наука способна познавать логически непротиворечивый целостный мир и дать человеку реальный, обоснованный прогноз образа будущего, ориентируясь на который можно разрабатывать планы его преобразования в соответствии с законами природы.
Вера и Знания – это еще не все то, что является основой созидательного развития мира. Дело! Дело, без которого Вера мертва, а знания - бессильны. Задача знаний – служить целенаправленному, обоснованному развитию человеческого мира, через дела создать все условия для его духовного, творческого развития. Задача Веры – формировать в человеке миропонимание и побуждение к свершению дел сообразно Воле Божией, законам мироздания. Хотя и Дела коснулась рука «преобразователей мира» - отрасли, предприятия, бизнес, опрокинутые в стихию конкуренции, безнравственной погоне за «успехом любой ценой», тоже способствовали усилению противоречий между Верой и знаниями. Но мир изменился. Меняется и место созидательного Дела в создании условий для творческого и духовного развития человека.
Словами обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, выражаются человеческие эмоции и воля. Появление Слова в перечень исследуемых нами понятий, лежащих в основании развития любых социально-хозяйственных систем, вводит в этот круг человека с его волей, с его целеустремленностью. Триумвират «Вера. Знание. Дело.» превращается в квадригу «Вера. Слово. Дело. Знание». Если у каждого из ранее рассмотренных понятий есть свои институты, и важнейшими из них являются: у Веры – Церковь, у Знаний – Наука, у Дела – деловые сообщества, то институтом Слова является Человек. При этом последовательность слов в квадриге не случайна. Она продиктована нашим видением логической и смысловой модели отношений всех четырех понятий:
ВЕРА ДЕЛО
---------- = ---------- .
СЛОВО ЗНАНИЕ
В предложенной модели раскрываются многие внутренние смысловые отношения исследуемых нами категорий и понятий, их взаимосвязь между собой. Левое отношение Веры и Слова есть не что иное как идеология, где минимизация слов должна подтверждаться верой, убежденностью в правоту действий по изменению состояния социально-хозяйственных систем. Правое отношение – материализация Знаний, где увеличение массы Знаний не должно опережать их практическое использование в Деле преобразования действительности во благо Человека.
Новые смыслы соотношений наших четырех понятий дает и следующий вид вышеприведенной модели:
ВЕРА*ЗНАНИЕ = СЛОВО*ДЕЛО
На что сразу можно обратить внимание – это гармония единства Веры и Знаний с Делом и Словом!
Наличие в этой модели Веры и Слова дает нам основание говорить, что модель эта работает в координатах Любви!
Такой сложный, разобщенный, противоречивый мир достался нашему поколению. Мы даже не представляем себе, какие гигантские усилия необходимы нам сегодня предпринять, чтобы Дело имело духовное начало, что бы знания начали приносить практическую пользу человеку, не плодя «костыли», ложные идеалы, создавая «цивилизацию духовных инвалидов».
Знаем, что только единое миропонимание и желание сохранить жизнь на Земле могут и обязаны объединить мир физический и мир духовный в единое целое, основываясь на Деле, которое не разрушает этого единства, а значит преобразует мир сообразно законам мироздания. Основываясь на вышеизложенном, понимаем набор моделей, инструментов и механизмов, способных создать условия для управления процессами целостного развития. Один из важнейших инструментов в этом имеет и стратегическое планирование, построенное на базе критериев канонов мироздания и созидательного мировоззрения, научно обоснованных методов, оснований, процедур. Только такой подход позволит действительно развивать социально-хозяйственные системы, рассматриваемые как единое целое, руководствуясь научно обоснованными прогнозами развития, образом будущего!
Предлагаем:
1. Ученым не забывать, что Наука - это то, что поучает, дает опыт. Наше Отечество крайне нуждается сегодня в научно обоснованных прогнозах, знаниях о путях развития общества и образа будущего, разработанной единой методологической и идеологической баз принятия жизненно важных решений. Важно представить деловому сообществу прикладные современные, межотраслевые решения вопросов жизнеобесепечения и народосохранения (создающие условия для нравственного, творческого и духовного развития человека). Не допуская при этом бесцельного, безДельного накопления Знаний.
Необходимо обобщить и использовать опыт наших предков в обеспечении самодостаточности нашего государства и на этой базе сформировать и реализовать эффективный действенный хозяйственный механизм.
Наука со всеми её институтами призвана вернуться на совестливый и созидательный путь, на путь формирования жизненно необходимых решений и технологий, обеспечивающих творческое и духовное развитие Человека.
2. Церкви (как одному из важных институтов общества, обеспечивающих духовное развитие, формирующих мировоззренческие основы Веры), вспомнить, что одна из основных трактовок слова «религия» — воссоединение. Речь идет не только о воссоединении связи человека с Богом, а и о духовном единении Веры и Слова, Знаний и Дела, о практическом воссоединении созидательных сил общества для сохранения жизни, о духовном сопровождении стратегий и программ развития общества, не допускающие античеловеческие решения, о совместной разработке методологических и идеологических основ развития государства, не допускающие отступление от канонов мироздания, от Промысла Божьего.
Церковь (в единстве с другими мировоззренческими институтами) может и должна занять достойное место в возвращении самой себя к истинной Вере, в прекращении обслуживания интересов государства и правящих элит, в объединительных процессах веры, знаний и практических дел, в объединении духовного и материального миров и на уровне социально-хозяйственных систем и сообществ!
3. Деловому сообществу руководствуясь главным смыслом Дела - видом деятельности, направленной на созидание жизненно необходимых благ), совместно с наукой и гражданским обществом создать институты стратегического управления процессами развития социально-хозяйственных систем, сформировать стратегии целостного развития общества (при единстве веры, знаний и науки), взять на себя инициативу практической реализации стратегических замыслов, создав (совместно с наукой) необходимые хозяйственные модели, механизмы и инструментарий, организационные и технологические решения для этого.
4. Каждому человеку, понимающему, что его Слово, его воля является определяющим в созидательном, целеустремленном развитии, необходимо стать активным участником процессов преобразования действительности, планирования и проектирования их образов будущего. Наши Слова не должны расходиться с нашими Делами, реализуемыми на основе Знаний и в Вере в гармоничное будущее.
Каждому человеку надо понять меру своей ответственности за каждое Слово, за судьбы людей, страны, планеты.), согласовать, синхронизировать векторы своих действий в соответствии с духовными замыслами, подкрепленными Знаниями и реализуемыми в Деле ради продолжения жизни, ради ответов на вызовы современности.
Хорошее полки для книг, мечтаю такую сделать..
А как же "горе от ума"...
"Руссо писал письма Богу и, вместо почтового ящика, клал их под алтарь собора.. Но, по-скольку ответных писем от Господа Бога он не получал, то из этого Руссо логически заключил, что Бога нет" (Г. П. Климов, "Протоколы советских мудрецов"). А, ведь, весьма просвещённым человеком того времени Ж.Ж. Руссо считался, однако был трижды вероотступником.