ВС признал право продавцов отказывать в обслуживании клиентам без масок.

Верховный суд РФ поставил точку в споре, кто прав - покупатель, ссылающийся на закон о праве потребителей, или продавец, требующий покупателя надеть маску, согласно рекомендациям Роспотребнадзора.
Согласно позиции ВС РФ, предприятия торговли вправе отказать в обслуживании покупателю, не использующему средства индивидуальной защиты, если обязательное использование гражданами таких средств установлено властями региона, в котором располагается магазин.
Ранее в суд с иском обратились представители Смоленского центра права и социологии. Они попытались оспорить методические рекомендации Минпромторга, касающиеся случаев введения в регионах режима обязательного ношения защитных масок и перчаток. В частности, была поставлена под сомнение правомерность пункта о том, что при обнаружении на территории торгового объекта посетителя, не использующего средства индивидуальной защиты, организациям торговли рекомендуется информировать его о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима. А в случае несогласия посетителя с просьбой торговая организация вправе отказать "безмасочному" покупателю в обслуживании, отмечается в документе.
Верховный суд РФ разъяснил, что закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения возлагает на граждан обязанность выполнять подобные предписания.
"В связи с распространением новой коронавирусной инфекции в ряде регионов нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ при посещении объектов торговли были установлены требования обязательного использования средств индивидуальной защиты, в том числе масок и перчаток, - говорится в решении ВС. - Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, вправе отказать в обслуживании на кассе посетителю, не использующему таких средств".
Отмечается, что методические рекомендации направлены исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, а также на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки. Основания же для признания их недействующими в оспариваемой части, согласно решению ВС, отсутствуют. Иск смоленских правозащитников в связи с этим был отклонен.
https://rg.ru/2020/12/02/verhovnyj-sud-priznal-pravo-prodavcov-otkazyvat-v-obsluzhivanii-klientam-bez-mas
Понятна позиция ВС.
Ну так пусть этот ВС сам продаёт товар в магазине!
На сайте много таких публикаций.
Очередная шляпа от вшивой вертикали. В каком еще обслуживании ???? Какой закон устанавливает понятие или категорию обслуживание ? Отношения между покупателем и магазином это гражданский кодекс публичная орферта гражданско-правовой договор и предоставление товаров и услуг. Такого правового понятия как обслуживания в отношениях с магазином я что то не встречал. И в магазине самообслуживания мне не всралось никакое магазинное обслуживание. А за отказ магазина в предоставлении товаров и услуг существует ответственность для магазина 500 000 рублей штраф на организацию.
Федеральным законом от 18.03.2020 N 56-ФЗ дополнена статья 14.8 КоАП РФ, вследствие чего установлена ответственность за отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом.buhguru.com
Условно говоря ВС максимум разрешил кассиру не общаться со мной. А мне и не надо общаться с кассиром. Я положил деньги на кассу и пошел. Я ущел - возьми деньги внеси в кассу. Или мои деньги тоже заразные ? Не надо путать эту шляпу от ВС с разрешением магазинам отказывать гражданам в предоставлении товаров и услуг.
Что разъяснил Верховный cуд по маскам в магазинах ? Верховный суд разъяснил : "В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) в ряде регионов нормативными правовыми актами органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации были установлены требования обязательного использования СИЗ, в том числе масок и перчаток, при посещении объектов торговли. Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, в случае
установления нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации обязательного использования гражданами СИЗ и возможности отказа в обслуживании лиц, не соблюдающих указанное требование, вправе отказать в обслуживании на кассе посетителю, не использующему СИЗ. Нельзя согласиться с утверждением административного истца о том, что оспариваемые положения Методических рекомендаций носят императивный
характер и содержат обязательные для неопределенного круга лиц
предписания. ... Методические рекомендации не обладают названными признаками акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными
свойствами, носят рекомендательный характер".
Полный текст разъяснения vsrf.ru
Интересуюсь, а что обозначает термин "обслуживание" и из какого закона это понятие взято ? Что имеется ввиду под обслуживанием ? Что в это понятие входит ? Открываю ФЗ "О защите прав потребителей www.rospotrebnadzor.ru?.. или normativ.kontur.ru.. В списке основных понятий ФЗ слово "обслуживание" отсутствует. Открываю статью 6 : "Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара". Тоже не то. При этом Верховный суд черным по белому пишет, что "магазин имеет право отказать в обслуживании на кассе". Обслуживании чего, кого ? Потребителя ? Покупателя ? Так согласно ФЗ "О защите прав потребителей" потребитель вроде как ни в каком обслуживании не нуждается. Давайте посмотрим другие основные понятия, закрепленные в ФЗ, например : "продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;", или "потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; (в ред. Федерального закона от 17.12.99 N 212-ФЗ)". Где здесь хоть слово сказано про обслуживание ? Вы меня не обслуживайте, мне ваше обслуживание не требуется, но кто и на каком основании вам разрешил отказать мне в продаже, в реализации товаров ? Верховный Суд упорно держится слова "обслуживание.". Все таки я нашел термин "торговое обслуживание" в ГОСТ : "Торговое обслуживание: Деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и/или услуги." vologda-portal.ru.. А вот понятие продажи (реализации) товара совсем другое - "Продажа [реализация] товара: Передача покупателю товаров на определенных условиях, в том числе по договору купли-продажи или иным аналогичным договорам.". И что следует из разъяснения Верховного суда ? Что магазины могут отказывать в обслуживании, но не могут отказывать в продаже (реализации) товаров и услуг. А обслуживане это всего лишь некая туманная деятельность параллельная процессу приобретения товаров и услуг. А что говорит мировая практика о обслуживании ? Обслу́живание клие́нтов (англ. customer service) — это обеспечение обслуживания клиентов до, во время и после покупки товара или услуги. Обслуживание клиентов — это последовательность действий, направленных на увеличение уровня удовлетворённости клиента — то есть, формирование у клиента ощущения, что товар или услуга соответствуют его ожиданиям. — Jamier L. Scott. (2002). https://ru.wikipedia.org/wiki/Обслуживание_клиентов
То есть согласно разъяснению ВС магазин максимум может отказать покупателю "без маски" в "последовательности действий направленных на увеличение удовлетворенности клиента - то есть формировании у клиента ощущения что товар или услуга соответствуют его ожиданиям". Да я и сам терпеть не могу когда торгаши формируют у меня ощущение, что товар или услуга соответствуют моим ожиданиям. Сам процесс приобретения товаров и услуг при этом не страдает. И ВС это подтвердил. В противном случае ВС бы разъяснил что магаззин имеет право отказать "покупателю без маски" в "продаже (реализации) товаров и услуг." Но этого нет.
При этом надо понимать, что в магазинах самообслуживания моментом акцепта публичной оферты и заключения гражданско-правового договора является момент когда покупатель взял с полки товар - с этого момента товар покупателем приобретен из чего возникает обязанность покупателя оплатить приобретенный товар. Какое тут еще требуется обслуживание ? Какое еще ощущение ? Покупатель имеет полное право оставить магазину деньги в оплату, зафиксировав факт оплат с помощью свидетелей или видео. Никакого обслуживания не надо. товар продан, деньги уплачены.
И на десерт, опус от Роспотребнадзора, в котором выражение "масочный режим" написано в кавычках: "Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). " По ссылке можно сходить полюбоваться, предпоследний абзац www.rospotrebnadzor.ru..