С 3 декабря летать будут по новым правилам. Готова ли к этому наша авиация?
Реформа системы воздушного движения призвана упростить работу экипажей самолетов и диспетчеров, а также уменьшить задержки во время полетов. Но на самом деле вызвала множество вопросов и даже непониманий у авиаперевозчиков в России.
В чем суть?
Два главных нововведения системы — измерение высоты полета в футах, а не метрах, а также измерение давления — до сих пор оно отсчитывалось от давления на уровне взлетно-посадочной полосы каждого аэродрома, а теперь будет отсчитываться от уровня моря. До сих пор в России высота полета в «верхнем» пространстве измерялась в футах, как и во всем мире, а высота в «нижнем» — в метрах. Сейчас все измеряется в футах. Но экипажам старых советских самолетов, например Ан-2 или Ту-154, придется теперь наоборот пересчитывать свою высоту, которая на приборах будет показана в метрах, в футы. В советские времена высота во всех пространствах тоже измерялась в метрах. На ее измерение в футах в верхнем воздушном пространстве Россия перешла в 2011 году.
Зачем все это?
Нужно это для того, чтобы привести стандарты российской гражданской авиации к мировым, освободить экипаж от ненужной заботы по пересчету данных и упростить общение с диспетчерами.
Удобно будет всем?
Эта система в авиации называется QFE. Ее считают неудобной, так как она требует постоянного внесения корректировок в приборы, ведь самолет летит из аэропорта, расположенного на одной высоте, в аэропорт, расположенный на другой. QFE аэродрома назначения пилоту сообщает диспетчер. Другими словами, пилот всегда будет знать свою высоту относительно уровня моря, но ему надо будет каждый раз делать поправку на то, что поверхность земли под ним с этим уровнем не совпадает. И не дай Бог ошибется диспетчер…
Выяснилось по ходу пьесы…
За несколько дней до ввода этой схемы выяснилось, что электронная навигационная система, которую используют российские летчики во время полета, не была полностью готова к нововведениям — в нее не были загружены данные многих российских аэропортов. Теперь в течение некоторого времени пилотам необходимо будет вносить эти сведения вручную, читать бумажные карты, а также активно пользоваться в полете подсказками диспетчеров. Многие начали отменять рейсы, так СМИ сообщали о возможной отмене части рейсов «Победы» из-за новой схемы.
Изменения затронут районы полетной информации Москвы, Архангельска, Вологды, Екатеринбурга, Котласа, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Сыктывкара и Тюмени.
Почему так быстро внедрили?
Реформа организации воздушного движения в России — сложная задача. Она требует внесения изменений в огромное число документов, перенастройку аппаратуры и работы многих людей и служб. Если не успели вовремя – зачем внедрили и приказали с 3 декабря летать по новым правилам?
Мнение практика
Национальный провайдер аэронавигационного обслуживания — ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» отрапортовал — к вводу новой структуры готов в полном объёме и никаких рисков для обеспечения безопасности полётов не существует. Но гладко было на бумаге. На деле — значительная часть аэропортов может оказаться отрезанной от воздушного сообщения, а нагрузка на пилотов и диспетчеров — увеличиться втрое.
Командир воздушного судна в компании «Аэрофлот» Андрей Литвинов считает, что пилоты вполне смогут воспользоваться и бумажными картами: «Если там каких-то схем нет в электронном виде — значит, будут им перед вылетом давать бумажные карты. Мы всю жизнь летали по бумажным картам и никаких проблем».
Русская служба Би-би-си обратилась в несколько российских авиакомпаний, включая «Победу» с вопросом о том, как они собираются решать проблему не полной готовности электроники к нововведениям.
Опрошенные Би-би-си пилоты считают, что главной причиной такой ситуации стала Росавиация, которая слишком поздно предоставила информацию в соответствующие структуры.
«Привело к этой ошибке то, что Росавиация не заблаговременно сообщила о переходе. Это надо было заранее делать, вносить все данные. Но вот они этого не сделали», — рассказал Би-би-си Андрей Литвинов.
Другой российский пилот, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что российские диспетчерские службы тренируются уже несколько месяцев, готовясь к переходу на новую систему, а летный состав авиакомпаний никаких тренировок не проходил.
Почему раньше не переходили, а именно сейчас?
В России переход на QNH с текущего QFE не происходил много лет, и точного ответа на вопрос, почему сложилась такая ситуация, не могут дать ни источники Лайфа в Росавиации, ни пилоты, ни диспетчеры. Последние не особенно рады быстрому введению новых стандартов и отмечают, что приказ о смене QFE на QNH получили и одобряют изменения, но, как исполнять новые инструкции, никто не сказал. Летать «по-старому» авиакомпании уже не смогут, так как нарушат приказ и предписания Росавиации.
Анонимный источник Лайфа в ОрВД сообщил: «Уникальность ситуации в том, что распоряжение есть, понимание необходимости есть, а реализация такая, что региональщики не знают, что делать. Летать в ближайшее время в регионы будут на ощупь. Если ошибутся диспетчеры, то… я даже думать не хочу, что произойдёт в этом случае»… (подробнее – на https://news.mail.ru/society).
А почему в футах, а не в вешках или локтях?
А потому, что продались пендосам. И это еще раз подтверждение. Убили русское-советское образование, медецину, все производство. А теперь это.
Оно, конечно, в футах веселее считать, особенно в уме...
Когда летишь на высоте 10000 метров - это ещё куда ни шло, а при посадке с заходом на полосу - полная веселуха получается.
Электроника должна всё считать сама и выдавать лётчику полную инфу постоянно, но... никогда такого не было и вот опять. (как говаривал когда-то Черномырдин)
А мне. кажется у нас везде так. Авось пронесёт, авось успеем...