Правовая природа национальной безопасности
На сегодняшний день одной из самых приоритетных задач любого государства является обеспечение его безопасности. Под понятием «безопасность» в контексте данной статьи речь пойдет не о самом понятии «безопасность», как обширной категории данного понятия, а об отдельной ее разновидности – национальной безопасности.
Чтобы разобраться, какова же правовая природа категории национальной безопасности, прежде всего необходимо обратиться к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы нашего государства.
В июне 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации был принят Устав организации Объединенных Наций. Одной из заявленных целей Организация Объединенных Наций провозгласила стремление «объединить... силы для поддержания... безопасности».
В 1970 году Организация Объединенных Наций на очередной сессии Генеральной Ассамблеи принимает Декларацию о принципах международного права, в которой в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, содержится норма, обязывающая государства «добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания международного мира и безопасности и стремиться к повышению эффективности, основывающейся на Уставе системы безопасности Организации Объединенных Наций» .
Из представленных выше документов следует, что безопасность в этих нормах понимается как определенное поддерживаемое состояние международных отношений, которое напрямую зависит от внутригосударственных, то есть национальных правоотношений.
Понятие национальной безопасности объединяет в себе все известные виды безопасности, которые защищает конкретное государство. Таким образом, появляется возможность применять понятие «национальная безопасность» как в международном, так национальном правовом регулировании.
В 2010 году был принят Федеральный Закон Российской Федерации «О безопасности» , где обозначено, что обеспечивается безопасность не только государства, но и общества, экологии, личности и иных видов, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Именно из данных категорий безопасности складывается национальная безопасность, поскольку совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы.
Ключевое понятие в категории «национальная безопасность» является «нация», но различные авторы трактуют данное понятие в разных трактовках. Так, например, в традициях Европы – это совокупность подданных одного государства, а в мировом научном понимании нация – государство, страна.
В западных научных кругах существует несколько исторически сложившихся подходов раскрывающих понимание нации: французское и немецкое. Французская трактовка термина нации происходит из идеи свободного сообщества граждан, сложившегося на их политическом выборе. Что касается немецкого понимания, нация – это граждане, объединенные общей культурой и происхождением.
Столь различные мнения берут свое начало из XIX в. немцы исходили из понятия «право крови» (ius sanguinis), а французы – «право почвы» (jus sanguinis и jus soli). На сегодняшний день более популярной является французское понимание нации, то есть, неразрывная связь нации и государства.
Существует еще одна трактовка термина «национальная безопасность», получившая право на существовании в Америке. В понимании американских правовых ученых «нация» рассматривается как «страна», поэтому на западе используется не в смысле безопасности конкретной национальности, а в смысле безопасности всей страны. На сегодняшний день нация рассматривается в рамках отдельного государства.
Исторически сложилось, что наша страна, состоящая из восьмидесяти пяти субъектов, многонациональна и понятие «национальная безопасность» отождествляется с понятием «безопасность Российской Федерации».
Таким образом, различное научное и политическое понимание западного термина «национальная безопасность» породило спорное понимание его значения.
В нашей стране термин «национальная безопасность» появился в 1993 году. С этого времени началось издание многочисленных указы Президента РФ, где главными составными частями национальной безопасности были названы безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства в различных сферах жизнедеятельности (оборонной, экономической, экологической, информационной, социальной, международной и др.).
Впервые законодатели использовали термин «национальная безопасность» в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» в 1995 году: «Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются: обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации...»
Определение термина «национальная безопасность» было дано в Послании первого Президента России Б. Н. Ельцина Федеральному Собранию РФ «О национальной безопасности» в 1996 году: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».
До недавнего прошлого основополагающими документами в сфере национальной безопасности были две Концепции национальной безопасности России (1997 и 2000 гг.) , в которых национальная безопасность была представлена как «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».
В настоящее время определение «национальной безопасности» представлено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации».
Список источников:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения: февраль 2020 года).
2. Устав Организации Объединенных наций 1945 г.//[ Электронный ресурс] // https://www.un.org/ru/charter-united-nations (Дата обращения: февраль 2020 года).
3. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения: февраль 2020 года).
4. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция) //СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения: февраль 2020 года).
5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" //СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения: февраль 2020 года).