Как убрать сведения о судимости
Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Уже несколько раз посетители сайта задавали вопросы по поводу исключения сведений о привлечении к уголовной ответственности из баз МВД.
Как правило, такая проблема возникает при устройстве на работу, когда потенциальному работодателю становится известно о случае привлечения к уголовной ответственности кандидата несколько лет, а то и несколько десятков лет назад.
Вот например, такой вопрос
"В 1998 году по статье 6 Упк прекращено уголовное дело.
Возбужденное по 116 статье УК (нанесение побоев). Можно ли убрать данную информацию из ИЦ мвд?".

И подобных обращений немало.
Поэтому счел необходимым осветить этот вопрос подробнее.
Попробуем понять порядок хранения информации о привлечении к уголовной ответственности и сроках ее удаления из базы данных Информационного центра для граждан. Обратимся к правовой основе вопроса.
Статьей 17 Федерального Закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» органам полиции дано право обрабатывать необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей данные о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, осужденных за совершение преступления, с последующим внесением полученной информации в соответствующие базы данных о гражданах.
Совместным приказом Генерального прокурора Российской Федерации, МВД Российской Федерации, МЧС Российской Федерации, Минюста Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» утверждено Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее – Положение), определяющее единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.
Пунктами 40, 41 Положения установлено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, либо в случае если уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения. Основаниями учета лиц, совершивших преступления, являются: обвинительное заключение (акт), постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), вступивший в законную силу обвинительный приговор по делу частного обвинения, постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
Согласно п. 43 Положения, снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора на основании пп. 1, 2, 5, 6 ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 20, п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 27, пп. 1 - 4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ.
Пунктом 2 Типового положения об информационном центре МВД России (далее – ИЦ), утвержденного Приказом МВД России от 28.03.2002 №288, ИЦ в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией и т.д. В своей деятельности ИЦ руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, в том числе Типовым положением.
К числу основных функций ИЦ относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам РФ запрашиваемой информации.
Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
В пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки хранятся:
а) на приговоренных к пожизненному заключению; на приговоренных за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; на осужденных, в отношении которых вступившие в законную силу приговоры отменены и уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям, – постоянно;
б) на осужденных, в том числе за преступления, которые впоследствии были декриминализированы; лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния, в отношении которых применены принудительные меры медицинского характера; на лиц, в отношении которых уголовные дела (уголовное преследование) прекращены по не реабилитирующим основаниям (за исключением уголовных дел частного обвинения, прекращенным в связи с примирением) – до достижения ими 80-летнего возраста;
в) на несовершеннолетних лиц, привлекавшихся в качестве обвиняемых и освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, - 15 лет со дня назначения данной меры.
Из оперативно-справочных картотек ГИАЦ МВД России и ИЦ изымаются учетные алфавитные карточки на лиц, задержанных в качестве подозреваемых, в отношении которых не подтвердилось подозрение в совершении преступления; на лиц, привлеченных в качестве обвиняемых, в отношении которых уголовные дела прекращены на стадии предварительного расследования по реабилитирующим основаниям, а также в связи с вынесением оправдательного приговора суда.
Факты погашения, снятия судимости не являются основанием для её удаления из базы данных информационных центров МВД России.
При несогласии с действиями должностных лиц территориальных подразделений МВД России (в том числе информационных центров) заявитель вправе обжаловать их в вышестоящую инстанцию, соответствующему территориальному прокурору, либо в суд.
Следует отметить, что подобные иски (об исключении сведений о судимости, о привлечении к уголовной ответственности) имели место, но суды (в том числе, и Верховный Суд РФ) всегда отказывали заявителям по примерно следующим мотивам:
"При этом решение об отказе в допуске к трудовой или предпринимательской деятельности, во всех случаях принимается работодателем либо иным органом, осуществляющим допуск указанных лиц к трудовой или предпринимательской деятельности определенного вида, и может быть оспорено в судебном порядке.
Наличие в справке информации о факте прекращения уголовного преследования по различным основаниям, само по себе не влечет неблагоприятных последствий.
Следовательно, МВД России осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имеющейся в банке данных информации о факте прекращения уголовного преследования и не принимает решение о допуске к трудовой или предпринимательской деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием такого факта".
И своего рода историческая справка.
Административный регламент МВД по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о судимости был принят в 2011 году, и с тех пор его положения неоднократно проверялись на заседаниях ВС по делам об оспаривании нормативно-правовых актов. В частности, в решении от 4 июня 2012 года ВС не согласился с тем, что Регламент должен быть отменён в той части, в которой он не позволяет гражданам влиять на объем обработки персональных данных о судимости и уголовном преследовании и ограничивать состав включаемых в справку сведений по своему усмотрению. В 2014 году было признано законным указание в справке всех видов имеющихся у гражданина судимостей, включая погашенные и по декриминализированным статьям. В 2017 году ряд истцов попытались обязать МВД проводить аналитическую работу с тем, чтобы все справки содержали актуальную информацию о снятии и погашении судимостей. ВС не стал удовлетворять данный иск и признал Регламент законным в оспариваемой части.
Таким образом, можно сделать вывод, что какое-то исключение сведений о судимости либо сведений о факте привлечения к уголовной ответственности законным путем невозможно.
Так что лучше вообще не привлекаться к уголовной ответственности, чтобы не остаться, например, через пару десятков лет после этого, без работы.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Интересная тема публикации, благодарю Вас

Спасибо, очень ценная информация. Несколько раз обращались доверители, которые привлекались к уголовной ответственности, но дела в их отношении были прекращены по нереабилитирующим основаниям, в частности по ст. 25, 28 УПК РФ. Но это было до принятия совместного приказа от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399. А сведения внесли. И людям теперь не устроиться на работу, работодатели-частники изображают из себя крутых деятелей и подражают незнамо кому, окружили себя "службой безопасности" из отставных ментов, а те и стараются. Какая безопасность на колбасном производстве, в магазине по продаже нижнего белья или в автосервисе!? И ведь письменно не сообщают о причинах отказа в принятии на работу, а устно - так и говорят, что когда-то привлекался человек. И что теперь, ему с голоду умирать?
Написано много и скопировано. А суть вопроса в 2-х строках:
"исключение сведений о судимости либо сведений о факте привлечения к уголовной ответственности законным путем невозможно".
Наполняете "водой" статью, чтобы была больше и, как следствие, больше оплата?
Благодарю за публикацию.
Слава богу, что мне нечего убирать. Лучше ничего такого не совершать.
Абсолютно верно.
От тюрьмы и от сумы, как говорится.