Федорченко Иван Владимирович
Федорченко И. В. Подписчиков: 1148
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6775

М. А. Шолохов "Тихий Дон": анализ

239 дочитываний
11 комментариев
Эта публикация уже заработала 20,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

История

Анализ «Тихого Дона» Шолохова стоит начать с истории его создания. Автор романа – потомственный казак — решил описать реальные события, происходившие после Октябрьской революции на юге центральной России. Его интересовал Корниловский мятеж, вспыхнувший на Дону в 1917 году, который еще больше расколол Россию на две половины — белых и красных. Эта трагедия коснулась не только страны, но и станиц, казачьих семей, где сосед шел против соседа, брат на брата.

Но, прикоснувшись к этой теме, писатель пришел к такому выводу, что нужно как можно глубже раскрыть весь масштаб трагедии, а для этого необходимо начинать свое повествование с более раннего, довоенного времени. Это поможет раскрыть глубже характер героев, взаимоотношения между жителями станицы, членами одной семьи. В романе это потомственные казаки – Мелеховы. Именно это позволит разъяснить читателю, кто такие казаки, показать уклад их жизни, вековые обычаи и традиции.

Итогом стали четыре тома романа, охватывающие период с 1912-го по 1922 год. К его написанию Шолохов приступил в 1925 году. В процессе работы пришло решение не ограничиваться только мятежом. Это привело к тому, что писатель еще целый год потратил на обдумывание замысла своего произведения. Он тщательно собирал материалы, воспоминания земляков, размышляя над ними и делая их анализ. «Тихий Дон» Шолохова увидел свет в январе 1928 года. Первые три части его были напечатаны на страницах журнала «Октябрь» (главный редактор — А. Серафимович), с мая по октябрь 1928 года здесь же печатаются 4-я и 5-я части.

Кроме этого в мае 1928 года выходит первая книга его романа, которую также в этом году публикует «Роман-газета». Успех был колоссальным. Но в 1929 году появляются первые критические статьи, в которых Шолохова обвиняют в том, что белых он изображает более ярко и объемно, так как герои, относящиеся к красным, блеклые и невыразительные. К этому прибавляется и обвинение Шолохова в плагиате. По мнению некоторых критиков, такой молодой и не умудренный жизнью человек не мог раскрыть так глубоко характеры героев. Сделав анализ «Тихого Дона» Шолохова с точки зрения причастности его к «пролетарским писателям», авторы некоторых статей считали его симпатизирующим белым. Последняя, 4-я книга была напечатана в «Роман-газете» и «Новом мире» в 1940 году. В этом же году выходит полная версия книги «Тихий Дон».

Композиция

Жизненная правда и небольшая доля художественного вымысла превратило произведение Шолохова в шедевр, который выходил в СССР многомиллионными тиражами. Композиция держится на образе главного героя Григория Мелехова, именно его образ центральный, сюжетообразующий. События всех четырёх томов романа происходят на протяжение 1912-1922 года, это огромный временной отрезок, который обусловил масштабность и наличие большого количества сюжетных линий. Проведённый литераторами анализ произведения говорит о наличии более 500 героев в книге.

Жанр

Полный анализ романа Шолохова «Тихий Дон» невозможен без определения жанра, к которому он относится. Это роман-эпопея, редко встречающийся в литературе и представляющий собой объемное эпическое произведение, характеризующееся сложным повествованием, огромным числом вымышленных и реальных героев, множеством событий, как частных, так и касающихся судьбы страны. По литературному направлению это произведение относится к соцреализму. В книге отображена реальная судьба донского казачества в период с 1912-го по 1922 г.

Роман-эпопея Шолохова получил такое жанровое определение именно за охват исторических событий, показ смены эпохи, традиций, порядков, а не отдельных судеб людей. Эпопея всегда общезначима, не привязана к конкретной точке. Второй том эпопеи позволяет сделать вывод, что эта книга наиболее подходит под определение романа, здесь много личного, повествование держится на образе главного героя. Таким образом, в книге Шолохова жанровое своеобразие обусловлено широким размахом, раскрывающим судьбы народов и общечеловеческие проблемы.

Темы

Любовь. Автор показывает, как иррациональная страсть приносит людям одни несчастья: «ненавидящей» любовью отравлен Степан, ревнивым и жадным влечением околдована Наталья, жалостью и лаской обманута Аксинья в доме Листницкого, да и сам сын пана становится жертвой игры страстей. В то же время с разрушением семьи и всех основ старого общества именно любовь может поддержать человека и спасти его от отчаяния: любовь к Григорию становится смыслом жизни загнанной в угол Аксиньи, а он связывает с ней все надежды на будущее.

Казачество. Вырисовывая перед нами казачество во всём его противоречии, писатель думает о том, сможет ли это сословие пережить грядущую бурю. Ближе к концу он сам даёт ответ на этот вопрос. Казаки – неотъемлема часть старой царской России, и с её гибелью исчезают и казаки со своими традициями и бытом.

Поиск правды. Григорий Мелехов пытался построить лучший мир, в котором не будет несправедливости и горя. Однако, будучи идеалистом, он отвергает путь кровавой междоусобицы. По его мнению, нельзя бороться за правду руками, измазанными в крови. В итоге Григорий становится чужим для всех сторон конфликта и увязает в крови по пояс.

Семья. Семья, по мнению Шолохова — самая важная часть жизни человека. Большой трагедией для него становится распад семьи Мелеховых с началом гражданской войны. Два брата стоят по разные стороны конфликта; отец придерживается консервативной позиции, а дочь влюбляется в революционера; Григорий не может выбрать между двумя женщинами. Все эти противоречия разрушают семью.

Человек и природа. В романе природа становится отражением души человека. Все герои связаны с окружающим миром. Так, автор всех своих героев сравнивает с растениями, природными явлениями и животными: Лиза и Володя Моховы росли «как кусты дикой волчьей ягоды», любовь Аксиньи «цвела придорожным дурнопьяном», волосы Петра были «пшеничного» цвета, Наталья была как месяц — «не холодит и не греет». В финале жизнь Григория писатель не единожды называет «волчьей». Сам герой тоже не скупится на сравнения и ассоциирует себя со зверем.

Быт. С особой нежностью изображён быт простых людей, который способствует объединению людей и созданию гармонии. Казаки работали и любили свое дело. Так, когда Григорий нанялся в работники в Ягодное, он постарел, потолстел и стал ленивым, на себя не похожим, потому что тосковал по работе в поле. На войне он с тоской вспоминал о том, что не убран хлеб. Именно в этом он видел свое призвание.

Традиции и жизнь казаков. Писатель описывает казачью жизнь, ка нечто жестокое и архаичное. В этой среде есть место инцестам, нравственному и физическому насилию над женщинами и детьми, пьянству, разврату, венерическим болезням, воровству, кровной вражды. Но в то же время он симпатизирует этим людям и отстаивает их право жить так, как завещали им их предки. Он понимает, что казаки не могут измениться в одночасье, это трудный и болезненный процесс, который смогут пройти не все.

Пейзаж. Детальное описание донских степей погружает нас в атмосферу тех краёв и того времени. Зачастую пейзаж отображает внутренний мир героев или наоборот контрастирует с ним. Тема природы связана с темой любви. Так, Аксинья и Григорий сблизились во время бури, именно ей уподобляются их страстные отношения.

Труд. Идеал человеческой жизни Шолохов видит в честном труде на своей земле. Именно к этому стремится главный герой. За трудовой народ выступают и большевики, которым явно симпатизирует автор.

Проблематика

Война. Шолохов осуждает войну, которая заставляет людей убивать друг друга. Несёт лишь разрушения и озлобление. Ломает судьбы и оскверняет человеческие души. Проблема войны в произведении подробнее раскрыта в этом эссе.

Социальная несправедливость. Писатель не идеализирует дореволюционную жизнь, изобличая несправедливости старого строя. Главными мишенями становятся помещичье дворянство и офицерство. Именно из-за этих жадных и порочных людей начинается и затягивается гражданская война. Их равнодушие к судьбе народа особенно сильно проявляется в сцене посещения госпиталя, когда георгиевский кавалер Григорий видит скучающую и безразличную «особу императорской фамилии», которая с надменным видом раздает бойцам иконки как милостыню.

Женская доля. Шолохов показывает женскую жизнь как череду страданий и лишений. Символом и олицетворением женских страданий становится Василиса Ильинична. Эта казачка состарилась и подурнела раньше времени из-за побоев и грубости мужа-пьяницы. Она бесхитростно рассказывает невестке, как неделями лежала и не могла подняться, скованная ушибами и ранами от супруга, который позволял себе гулять и не ночевать дома. Лишь любовь к детям способна сгладить мучения женщины, которые лишь усиливаются с началом исторических катаклизмов.

Революция. Принимая необходимость революции, Шолохов не может смириться с кровопролитием, лишениями и страданиями, которые приходят вслед за ней. В этом он винит не только представителей правящего класса, которые не смогли смириться со своим низвержением, но и обычных людей, которые затягивали войну из-за своего эгоизма. Нежелание работать на общее благо и выйти за рамки своих национальных предрассудков побудило казаков бунтовать против перемен.

Читайте так же:

М. А. Шолохов "Тихий Дон". Краткое содержание

М. А. Шолохов "Тихий Дон". Характеристика героев

Источник

Источник

Источник

Проголосовали: 14

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

11 комментариев
Понравилась публикация?
14 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 11
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

В книге поверхностно отражена реальная судьба казачества. Так-бы если описывал Шолохов реальную судьбу казачества. То его упекли на долго в Гулаг.

+4 / 0
картой
Ответить

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Отличное произведение!

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо очень интересно!

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (11)

М. А. Шолохов "Тихий Дон". Характеристика героев

Характеристики главных героевГригорий МелеховГригорий Пантелеевич Мелехов – главный герой романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940), донской казак, офицер, выслужившийся из рядовых.