Новогодние «распродажи» от банков: обман или выгодное предложение?

Многие банки объявляют акции в преддверии Нового года. Это льготные кредиты, вклады под повышенный процент, программы кэшбеков. Стоит ли доверять таким заманчивым предложениям, или за ними стоят скрытые угрозы? И о чем нужно помнить, прежде чем брать кредит или делать вклад в период новогодних «распродаж»? Об этом Bankiros.ru рассказали финансовые аналитики.
Напомним, что в декабре Сбербанк снизил ставку на 2 процентных пункта на кредиты от 300 тысяч рублей после первого года выплат на срок от 15 месяцев, при оформлении с середины ноября текущего года по январь 2021 года. Также специальные предложения объявили ВТБ, Тинькофф, Газпромбанк, Новикомбанк и др. Они касаются не только пониженной ставки по кредитам, но и уменьшения размеров первоначального взноса по ипотеке, повышенных процентов по вкладам и кэшбек-сервисов.
Финансовый эксперт Ян Марчинский предупреждает, что гражданам следует быть предельно осторожными, так как на рынке присутствует недобросовестная конкуренция и случаи введения клиентов в заблуждение. В особенности это относится к сфере потребительского или ипотечного кредитования. К примеру, банк может скрывать какую-либо комиссию, чтобы нивелировать потери от столь выгодных предложений, отмечает эксперт. Прежде чем брать «выгодный» кредит в период банковских «распродаж» он советует оценить свои финансовые возможности. А вот со вкладами, по его словам, никаких проблем не будет.
«Депозит – один из наиболее безопасных банковских инструментов. Шансы потерять деньги крайне малы, если вы делаете это в крупных и надежных банках. Но стоит разобраться и в других инвестиционных стратегиях, так как в ближайшее время мы вряд ли будем наблюдать укрепление рубля», – сказал Марчинский
Зачем банки объявляют акции?
Марчинский пояснил, что это один из способов привлечь новых клиентов, повысить лояльность целевой аудитории и активизировать спрос на свои услуги. Другими словами, это маркетинговый ход.
Автор, ведущий аналитик QBF Олег Богданов отметил, что сейчас банкам приходится использовать все возможные инструменты, чтобы выбраться из кризиса, в ход идут и новогодние акции. Дело в том, что в текущем году произошел отток депозитов: с начала года объем срочных вкладов населения сократился на 685 млрд рублей до 22,193 трлн, что крайне болезненно для финансовых организаций.
«Для тех, кто хочет оставить свои средства в пассивном хранении в банках, вполне можно воспользоваться новогодними предложениями. Что касается льготных кредитов, то нужно внимательно изучить условия договора, потому что обычно льготы распространяются лишь на первые месяцы», – предупредил Богданов.
Он также отметил, что главная тенденция текущего года – это переход населения к активному управлению деньгами, к инвестициям на рынке недвижимости, на фондовом рынке России и других стран.
«Сейчас есть все возможности для эффективной работы с различными активами, а если не хватает финансовой грамотности, то можно обратиться в лицензированную инвестиционную компанию», – сказал Богданов.

Член правления, директор по развитию розничного бизнеса РГС Банка Марина Дембицкая отмечает, что целью сезонных вкладов является приток новых клиентов, поэтому условия по ним несколько привлекательнее, чем по регулярным вкладам. Однако использование этих продуктов сопряжено с рядом ограничений для клиентов, предупреждает она. К примеру, вклад может иметь нижний лимит по сумме, не предусматривать возможности пополнения и снятия, иметь короткие сроки без пролонгации.
Примеряя на себя ту или иную акцию, Дембицкая советует, прежде всего, изучить все ее параметры и условия, а также оценить ее экономическую целесообразность. Не стоит при этом забывать и об анализе самой финансовой организации, говорит эксперт: каковы его финансовые показатели, рейтинги, информационный фон, прозрачность продуктовых условий, наличие государственного участия.
«Кредиты и депозиты для банка – это такой же продукт как хлеб для булочной. И акции на них выстраиваются аналогичным образом. Ни одна коммерческая организация не станет работать себе в убыток. Основная цель таких «подарков» – привлечение новых клиентов или увеличение лояльности уже существующих», – уверен финансовый аналитик Евгений Марченко.
Если кредит действительно нужен, то пониженная ставка будет приятным бонусом, покупаться же на «дешевые деньги» – глупо, уверен эксперт. Исключением может быть ситуация, когда увеличение оборотных средств для бизнеса принесет прибыль больше, чем переплата по кредиту, заключил он.