"Женщина никогда не победит мужчину".
Интервью Тарковского швейцарской журналистке, которое просто немыслимо сегодня.

Мы и не осознаем, насколько наш современный мир отличается от тех же 80-х. И дело не только в Интернете или гаджетах. Дело в том, насколько изменилось общество. Насколько мощными стали всякого рода общественные политико-социальные движения: феминистки, борцы за права ЛГБТ**, чернокожих и т.д.
Сегодня каждый может мгновенно потерять репутацию, стать нерукопожатным, или, как сейчас принято говорить, токсичным. Одна неловкая фраза, попытка доказать то, что идет вразрез с представлениями неких "активистов" - и все, человек становится токсичным. Наработанная годами репутация летит в тартарары, а с ней - работа, контракты, деньги. Взять хотя бы ту же Джоан Роулинг, которой не дают житья из-за вполне резонных слов о трансгендерах.
Недавно я прочел в сети интервью швейцарской журналистки Ирины Геек с Андреем Тарковским и поразился - насколько нетолерантно по-современным меркам мыслил великий советский режиссер! Если бы он дал это интервью в 2020-ом - пресса его бы мгновенно уничтожила, а перед домом Тарковского в Риме феминистки устроили бы массовый митинг. Судите сами:
ИГ-Я не зритель, а зрительница. И я заметила, что в ваших фильмах повторяется довольно традиционный образ женщины. Это женщина загадочная или женщина любящая, но она всегда - придаток, дополнение мужчины. Доминирует мужской мир. Что вы скажете об этом?
АТ-Мне трудно представить себе внутренний мир женщины, я даже как-то об этом не думал. Но мне кажется, что он должен быть связан с миром мужчины. Одинокая женщина - это ненормально.
ИГ-А одинокий мужчина - нормально?
АТ-Да. Это даже нормальней, чем когда мужчина не одинок. Наверное, поэтому в моих картинах или вовсе нет женщины, или она появляется, так сказать, по необходимости. Во всяком случае, там, где женщина присутствует, в "Зеркале" или в "Солярисе", она зависит от мужчины. Вам это не нравится?
ИГ-Я не вижу себя в этом мире. Это мужской мир.
АТ-Вы считаете, что если вы живете общей жизнью с мужчиной, то скорее он должен зависеть от вашего внутреннего мира?
ИГ-Нет. У него свой мир, у меня свой.
ИГ-Разве вам лично не приходилось встречать женщин, которые не хотят растворяться в мире мужчин?
АТ-Я не мог бы общаться с такой женщиной.
ИГ-Почему бы вам самому не раствориться в ее мире?
АТ-Я не растворим. И потом, мне кажется, что смысл жизни женщины, весь смысл женской любви заключается именно в способности к самопожертвованию. Я не знаю ни одного примера, когда бы женщина, которая старается сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, стала по-настоящему великой.
ИГ-Как вы считаете: женщина может стать крупным политиком?
АТ-Вы имеете в виду госпожу Тэтчер?
ИГ-Допустим.
АТ-Как политик она ведет себя, с моей точки зрения, совершенно правильно... Но если вернуться к нашей теме, то я должен признаться, что для меня нет ничего более неприятного, чем женщина с хорошей карьерой.
ИГ-Я хочу вернуться к началу нашего разговора. Моя претензия к вам заключается в том, что в ваших фильмах я не вижу женщину как самостоятельного человека. Она всегда лишь элемент в мужском мире.
АТ-Но в Москве женщины говорили мне, что мне удалось проникнуть в их мир. Им самим этот мир казался герметическим, и они были удивлены... Впрочем, вы, конечно, вправе смотреть на вещи по-своему. Могу только сказать, что, например, мать в "Зеркале" - не выдуманный образ. Это фильм о моей матери, и он основан на подлинных фактах. Там нет ни одного эпизода, сочиненного сценаристом.
ИГ-Согласитесь, однако, что героиня "Соляриса" - это женщина, которая попросту не может существовать без... без этого человека.
АТ-Вам это кажется неестественным?
ИГ-Этот вопрос я скорее хочу задать вам. Что побеждает: любовь или личность женщины?
АТ-Не знаю. Могу только сказать: женщина никогда не победит мужчину. И еще: остаться мужчиной во многих смыслах так же трудно, как женщине остаться женщиной. Но беда в другом. Беда в том, что мы живем в таком обществе, в такую эпоху, когда духовность человека - я говорю о массовом человеке - крайне низка. Мы с вами сидим и спокойно рассуждаем - и не знаем, проснемся ли завтра живыми, потому что достаточно какому-нибудь сумасшедшему нажать кнопку, и с планетой будет покончено. Я думаю, что и взаимное непонимание мужчины и женщины объясняется прежде всего этой бездуховностью. Устранить социальное неравенство - это еще не всё. Если человек не знает, зачем он появился на свет, для чего он живет, то это неизбежно приведет к тому, к чему мы, собственно, уже и пришли. К счастью, женщины не так любознательны, как мужчины...
ИГ-Что вы хотите этим сказать?
АТ-То, что начиная с эпохи Возрождения человек занялся главным образом материальными проблемами, к которым относится и так называемая проблема познания, поглотившая мужчин..."
Должен сказать, что взгляды Тарковского показались мне чрезмерно консервативными. "Женщина никогда не победит мужчину", "женщины не так любознательны", "смысл жизни женщины - раствориться в мужчине, а мужчина нерастворим". Кажется, Тарковский был сторонником того, что женщина должна готовить борщ на кухне и больше ничего не делать. Довольно странные взгляды для режиссера-новатора, опередившего свое время.
Пассаж о том, что женщина должна раствориться в мужчине также довольно спорный. Например, я бы не хотел, чтобы во мне растворялась какая-то женщина. Ведь она - не кусок сахара, а я - не стакан чая.
Что думаете по поводу этого интервью? Был Тарковский женофобом-домостроевцем или нет?
Тарковский рассуждает библейскими мерками. А в библии прямо сказано что женшина была создана для мужчины и не иначе😎
Ни кто не знает когда она была написана, а сейчас другие времена-и зависим от их капризов и желаний.
Во все времена миром управляли женщины, любой умный мужчина об этом знает, мы у них средства для достижение своих целей.
Мы каждый в некоторой мере зависимые от наших женщин, а мало их было и есть которые правят целыми народами.
Кем была знаменитая Леди Годива.
Васек, ты растешь в моих глазах, поздравляю! Это я к тому, что ты стал публиковать - хоть и чужие - но интересные материалы.
Что касается позиции Андрея Арсеньевича, то тут ты мыслишь узко, что и не удивительно, ведь понять гения сложно; даже артисты, снявшиеся в его фильмах, часто не могли рассказать, о чем эти работы, поскольку актеры были для него лишь инструментом, при помощи которого осуществлялась идея, замысел.
Так вот, говоря о женщинах, Тарковский имел в виду не конкретные личности, а рассматривал их с точки зрения целого, общего для большинства прекрасной половины человечества.
Тарковский был представителем символизма в искусстве кино, поэтому, для того чтобы понимать его, нужно изучить суть этого явления.
Ну никто не мог понять, а ты смотрю прямо так всё понял
Представь себе, понял, хоть и не сразу. Апитна та?