Войны XXI века - Нагорный Карабах 3
Продолжаем тематику, статья №3 (осталось еще примерно 2).
При сложившейся ситуации в ноябре 2020 года военное положении НКР было безнадежным. Ее физическая ликвидация сменилась на заключение соглашения 10 ноября. По итогам соглашения от НКР на сторону Азербайджана переходили еще 3 района, 1 из которых был наиболее укрепленным в годы войны. Практически вся инфраструктура на территориях, перешедших под полное управление Азербайджана, была уничтожена в годы 1-ой войны, а после не восстановлена. На оставшихся районах, куда не были введены войска Азербайджана, были размещены российские миротворцы.

НКР потеряла фактически все стратегически важные территории. По состоянию на 1 декабря она оказалась в полном окружении Азербайджана. В экономическом плане на землях, где размещается армянское население, инфраструктура тоже пострадала, при этом экономического потенциала и стратегической важности они не имеют. На «останках» НКР размещены 3 небольших города и ряд сел. Промышленность и сельское хозяйство находятся в упадке или катастрофическом положении. Россия, введя миротворческий контингент на эту территорию, планомерно обустроила де-факто собственное управление – представители разных российских ведомств создали единый административный аппарат в данной зоне. Местному армянскую населению предоставляется крупная гуманитарная помощь со стороны РФ. Азербайджан, в свою очередь, разработал ряд региональных логистических проектов, которые помогут развить бывшую зону конфликта.

Интересным становится вопрос подоплеки этого соглашения и перспектив, которые оно открывает. Автор полностью убежден, что создание этого документа было заранее проработано. Азербайджан продвинулся с мертвой точки с помощью войны, получив самые стратегически важные города и районы Карабаха под полный контроль. Также для его будущих региональных проектов и транспортной связи с анклавом на западе фактически были отданы под опеку РФ важные стратегические дороги в Армении. Оставшаяся часть НК де-факто передается под управление РФ, причем вряд ли это будет предусмотрено на 5 лет, поскольку РФ не стала бы создавать полноценный межведомственный центр управления в Карабахе для такого короткого срока, т.к. данный проект требует больших затрат, которые будут восполняться только за счет РФ. Азербайджан фактически передал под управление России территорию, которая все это время больше интересовала его не столько с практической, сколько с идеологической точки зрения. Позволив российскому контингенту разместиться в регионе, Азербайджан удержал равновесие между Турцией и РФ, фактически сведя на ноль старания Ирана увеличить свой вес в Закавказье. Турция получила транспортный выход на Каспий, что в экономическом плане выгодно ей, России и Азербайджану, причем часть логистики будет под контролем ФСБ РФ, что дает России некоторые преимущества.
В итоге такой исход явно пошел во благо Азербайджану, России и Турции – последние двое получили высокое влияние в регионе, а первый вернул под прямой контроль почти все территории (примерно 8300 кв. км. по подсчетам автора), де-факто уничтожив смысл существования НКР и экономически обесточив ее, т.к. считал это сепаратистским политическим образованием. Вопрос о статусе НКР сменился на размышления о режиме и существовании этого образования в будущем.
Армения оказалась в проигрыше в данной ситуации. Россия введением миротворцев фактически согласилась почти напрямую заменить Армению собой в Закавказье. Экономически Армения была неразрывно связана с РФ (до 90% экономики республики), а теперь такой расклад набирается в военно-политическом плане.
В 2019 году автор приводил свой вариант урегулирования конфликта, где НКР становилась ассоциированным государством в формальном составе Азербайджана, как Аландские острова в составе Финляндии. На данный момент ее бывшая территория поделена Азербайджаном и военно-политическим управлением РФ с примерным соотношением 79% на 21% в пользу первого. Местная армянская администрация НКР после 10 ноября в течение 3 недель перешла в режим локального управления, фактически передав гражданское и военное руководство России. Представляется, что такая ситуация сводит на нет самостоятельность НКР, т.к. до войны даже Армения не могла полноценно считать НКР под своим административным управлением, а сейчас вообще этого не может сказать – с НКР с 1 декабря Армению связывает узкий коридор под контролем российских миротворцев, причем в самой Армении начался политический кризис.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: