Войны XXI века - Нагорный Карабах 4
Подходим к кульминации данного конфликта.
Остаются открытыми вопросы о будущем этой небольшой территории, где сейчас миротворцы России:
1) Будут ли местные армяне гражданами РФ, Азербайджана, Армении?
2) Будет ли введены в миротворческую зоны какие-либо объекты гражданской администрации Азербайджана?
3) Будет ли как-либо юридически оформлен режим существования этой оставшейся территории?
4) Можно ли будет в перспективе без затруднений пересекать эти границы оставшейся части Карабаха обоим народам (Азербайджан уже планирует провести автомобильные и железные дороги)?
5) Чей капитал будет преимущественно внедряться в развитие региона? И т.д.
Острая фаза конфликта пройдена. Соглашение является мирной альтернативой, которая позволит закрепить мир в регионе. Поскольку военно-политическое присутствие (кроме остатков местной армии и администрации, передавших основные рычаги управления России) Армении выведено с конфликтной зоны, а сама Армения втягивается в затяжное решение внутренних проблем и попадает под полное влияние РФ, Азербайджан не будет видеть смысла продолжать продвигать военную риторику, т.к. важные стратегические пункты и доступ к логистическим преимуществам он получил.
На большее он практически не может рассчитывать в силу несопоставимости с возможностями и влиянием других игроков региона – РФ, Турции, Великобритании и Ирана. В идеологическом плане он выполнил поставленные цели, присутствие российских миротворцев на северных горных хребтах Карабаха для него является куда более приемлемым вариантом, чем дальнейшее противоборство с Арменией и очередное продвижение военных планов.
Турция и Россия поделили между собой зону влияния в регионе, причем оно является сбалансированным – РФ получила беспрецедентное военно-политическое присутствие, а Турция – коридор для экономических проектов.
Армения из данного расклада событий может получить преимущества только в той ситуации, если начнет извлекать экономические выгоды будущих транспортных магистралей между ее соседями. Но в данной ситуации остается крайне сильным влияние России, которая будет выступать главным гарантом сотрудничества с Турцией и Азербайджаном в регионе.
Таким образом, можно обозначить следующий итог и предложить вариант развития региона в перспективе. Азербайджан военным путем переломил ход конфликта в свою пользу, а дальнейшее развитие событий и геополитические события полностью заменили отношения по НК, которые раньше можно было охарактеризовать как «Азербайджан-Армения-ОБСЕ», на отношения «Азербайджан-Россия-Турция». Политический вывод Армении из данной схемы не означает полное уничтожение любого упоминания о ней в Карабахе, включая местную администрацию и население. Отнюдь, Азербайджан получит больше престижа, если сможет наладить взаимовыгодные отношения с армянской общиной Карабаха. Поэтому наиболее приемлемым вариантом является следующий сценарий развития. Для удобства они поделены на тезисы и идут по пунктам. В дальнейшем их проработка будет продолжаться:
1) Азербайджан полностью интегрирует в свою систему управления те территории, которые взял в ходе войны и получил по соглашению (79% территории). Оставшиеся 21% будут под военно-административным управлением российского центра в Карабахе на 5 лет (с крайне большой вероятностью продления этого срока, т.к. это важно всем сторонам конфликта).
2) Российское присутствие будет в той или иной степени под совместным мониторингом России, Турции и Азербайджана.
3) Местное армянское население не будет выселяться с той территории, на которой действует теперь российское управление.
4) Экономические и транспортные связи в регионе никем не блокируются, закрытые границы не применяются, безопасность путей и коридоров обеспечивается и гарантируется.
5) Оставшиеся части армянской администрации в Карабахе остаются в той степени, в какой это согласуют стороны.
6) Военно-административное присутствие России кооперируется с локальной армянской администрацией и администрацией Азербайджана для налаживания сбалансированного управления данной территорией.
7) В оставшейся части Карабаха среди военных остаются только российские миротворцы, а турецкие наблюдатели - только вне ее границ.
8) Военного присутствие Армении и Азербайджана в оставшейся части Карабаха не будет после расчистки территории от неразорвавшихся боеприпасов и иных элементов.
9) Мирным гражданам будет обеспечено беспрепятственное перемещение в регионе (отклик от открытия транспортных связей).
10) Российское управление и местная армянская администрация оставшейся части Карабаха наладят взаимодействие с гражданскими институтами власти Азербайджана (например, органы финансового контроля сторон, уполномоченные по правам человека). Представители каких-либо органов гражданской администрации Азербайджана будут допущены на территорию оставшегося Карабаха в той степени, в какой это необходимо для взаимодействия сторон. Не допускается накладывание друг на друга российского, армянского и азербайджанского управления территорией во избежание «троевластия»
11) Из органов внутренних дел допускается присутствие армянской полиции с присутствием наблюдателей из МВД Азербайджана
12) Районы, на которых теперь размещается «миротворческая» часть Карабаха, не будут выделяться в территорию с особым статусом в Азербайджане, но Азербайджан будет признавать специфику построения государственной власти с учетом местных национальных и культурных особенностей, а также с учетом геополитического состояния дел в регионе. То есть, такое положение можно назвать «режимом» власти, а не статусом, что сейчас компромиссно с учетом сложившихся обстоятельств
Азербайджан начал восстанавливать дороги, обозначенные пунктиром
Данный список пунктов будет продолжаться и уточняться по мере развития событий.
Автор согласен, что читатели могут счесть какие-либо пункты нереализуемыми. Стоит сказать, что некоторые шаги по их реализации уже делаются. Необходимо учитывать, что недавно в регионе шла ожесточенная война. Тем не менее, в одном из переданных Азербайджану районов случился положительный прецедент – жители нескольких армянских сел не покинули их, т.к. им некуда было уезжать. Они договорились с властями Азербайджана о неприкосновенности их помещений и скота, их жизнь вне угрозы. Получается, несмотря на кровавое противостояние, стороны поняли, что дальнейшая военная эскалация не имеет смысла – собственно Армения в военно-политическом плане покинула регион, Карабах отчасти под управлением России, Азербайджан получил больше, чем просто районы вокруг Карабаха (например, весь юг НК).
Таким образом, военный сценарий развития событий между Арменией и Азербайджаном прекращен. На данный момент остается наладить нормальное функционирование управления в теперь уже 2 частях Карабаха – в зоне контроля Азербайджана и в «зоне мира». Дополнительным гарантом стабильности станет налаживание экономического, административного и гражданского взаимодействия в регионе.
Обзор закончился. Согласны ли вы с его положениями?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: