Царева Екатерина Дмитриевна
Царева Е. Д. Подписчиков: 281
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 357

Институт франчайзинга в России

22 дочитывания
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 1,70 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Инструмент франшизы: понятие и особенности.

В условиях разрастающегося экономического кризиса наиболее выгодным для ведения собственного бизнеса является инструмент франшизы. Франчайзинг обладает огромным количеством возможностей одновременно как для франчайзера, так и для франчази. Для франчайзи это, в первую очередь, возможность ведения бизнеса по уже готовой бизнес-модели, использование методик и отработанного опыта, а также весомое снижение затрат на рекламу и маркетинг. Для франчайзера плюсы выражаются в возможности масштабировать собственный бизнес, найти партнеров, развиваться в новых направлениях, повысить конкурентноспособность.

Если обратиться к дефинициям, «франчайзинг» и «франшиза» не используются в российской нормативной литературе. Вместо них в Гражданском кодексе институт коммерческой концессии. В ГК РФ не содержится легального определения термина «коммерческая концессия», однако ст.1027 ГК РФ содержит определение договора коммерческой концессии. Исходя из его основных признаков, можно определить коммерческую концессию как вариант осуществления предпринимательской деятельности, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (коммерческой организации или гражданам, зарегистрированных в качестве ип) право использовать в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав включающего право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Основной целью данного договора является оптимизация бизнеса правообладателя, его развитие и масштабирование, а также снижение рисков для ведения предпринимательской деятельности у его пользователя.

Возвращаясь к терминам «франчайзинг» и «франшиза», данные понятия зачастую используют как синонимы, однако это заблуждение. Франчайзинг рассматривают как способ организации и ведения бизнеса, форма коммерческого взаимодействия, а франшиза как договорной аспект этой деятельности.

Сам термин «франшиза» образуется от французского «franchise» и переводится как льгота, привилегия. В определении франчайзинга, закрепленном в Регламенте КЕС № 4087/888 раскрывается важное его составляющее – франшиза, определяется как пакет прав промышленной или интеллектуальной собственности, относящийся к товарным знакам, фирменным наименованиям, вывескам магазинов, полезным моделям, дизайну, авторскому праву, ноу-хау или патентам, которые должны использоваться для перепродажи товаров или оказания услуг конечным потребителям.

Один из самых известных ученых в области маркетинга, Филип Котлер, выделял следующие основные признаки франчайзинга:

1.франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;

2.франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;

3.франчайзер предоставляет франчайзи готовую модель ведения бизнеса

Итак, из вышеизложенного можно заключить, что франшиза представляет собой комплексный институт гражданского права. Необходимо дать характеристику договора, на котором основываются отношения франчайзинга - договор коммерческой концессии.

Предметом данного договора являются исключительные права, позволяющие использовать объекты собственности правообладателя на определенных договором условиях.

В рассматриваемом договоре исключительные права связаны с объектами промышленной собственности, которые используются в предпринимательской деятельности. В соответствии с Парижской конвенцией об охране промышленной собственности 1883 г., ратифицированной СССР в 1968 г., к объектам промышленной собственности относятся такие объекты, как фирменное наименование или коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания.

Коммерческая концессия.

Исходя из определения договора коммерческой концессии, данного в ст.1027, можно выделить следующие его признаки:

1) Взаимный (для каждой стороны законом предусмотрены права и обязанности)

2) Двухсторонний (характерно наличие двух сторон-правообладателя и пользователя)

3) Возмездный (правообладатель получает вознаграждения в виде роялти и паушальных взносов)

4) Консенсуальный (для заключения достаточно соглашения сторон)

Законодатель особое внимание уделяет сторонам договора. В качестве них могут выступать коммерческие организации и граждане, прошедшие регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей. (п.3 ст.1027 ГК РФ) Под коммерческими организациями в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ понимаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Значит, что участниками договора коммерческой концессии не могут быть некоммерческие организации и государственные и муниципальные образования.

По форме данный договор должен быть заключен в простой письменной форме. Несоблюдение данной формы влечет недействительность договора. (ст. 1028 ГК.РФ). Существенным условием договора коммерческой концессии является выплата пользователем вознаграждения правообладателю. Формы и размер вознаграждения определяются соглашением сторон. Обычно вознаграждение чаще всего состоит из двух частей: своеобразной «входной платы» за присоединение к фирменной сети правообладателя и последующих периодических платежей, определяемых по твердой шкале или в процентах от выручки.

Условия договора коммерческой концессии.

Рассмотрим основные условия договора коммерческой концессии:

1) Предмет договора (устанавливаются какие объекты или объект передаются в пользование)

2) Порядок использования объектов интеллектуальной собственности

3) Размер, форму и порядок выплат вознаграждений правообладателю. Как правило это единовременный платеж (паушальный взнос) и затем регулярные (ежемесячные или ежеквартальные) отчисления – роялти.

4) Требование соблюдать установленные правообладателем стандарты качества и порядок оказания услуг.

5) Запрет на разглашение секретов производства и иной конфеденциальной информации, полученной от собственника.

Помимо основных существуют также перечень дополнительных условий:

1) Территория на которой могут использоваться объекты использования.

2) Возможность заключить договор субконцессии

3) Запрет для пользователя заключать договоры коммерческой концессии с конкурентами правообладателя

4) Обязанность пользователя согласовывать с правообладателем расположение и размер помещений

5) Требование исключить возможность конкурировать с правообладателем на территории, которую включает договор концессии

6) Обязанность пользователя реализовывать товары и услуги по ценам, назанченным правообладателем.

Как и для любого договора, для договора коммерческой концессии характерно наличие содержания договора, отражающего круг прав и обязанностей сторон.

В соответствии со статьей 1031 ГК РФ правообладатель обязан:

• предоставить пользователю всю необходимую документацию для осуществления деятельности;

• зарегистрировать договор франчайзинга в Роспатенте;

• консультировать пользователя;

• контролировать качество производимых пользователем товаров или оказываемых услуг.

Согласно статье 1032 ГК РФ пользователь обязан:

• использовать предоставленный товарный знак, указанным в договоре образом;

• сохранять в тайне секреты, ноу-хау и другую конфиденциальную информацию правообладателя;

• действовать согласно инструкциям и указаниям правообладателя;

• предоставлять клиентам все доп. услуги, которые они могли бы получить, если бы приобретали товар или услугу у правообладателя;

• обеспечивать качество товара или услуг на уровне аналогичных правообладателя.

Договором коммерческой концессии может быть установлена право или даже обязанность пользователя на выдачу субконцессий на определенной договором территории. (ст. 1029 ГК РФ). Данное условие способствует эффективному расширению бизнеса правообладателя, созданию сбытовых или торговых сетей и организации управления ими.

При использовании субконцессии первичный пользователь берет на себя дополнительные управленческие и организационные функции, расширяет сеть бизнес-точек правообладателя.

По статистическим данным Россия по использованию франчайзинговых отношений значительно отстает от европейских стран. Международная практика свидетельствует, что в первые годы развития франчайзинговых отношений, основная доля франшиз приходилась на иностранные. Популяризация и рост франчайзингового рынка в нашей стране наблюдался в период с 2007-2013 года. Доля национальных франчайзеров стала постепенно увеличиваться. Такое позднее распространение в бизнесе франчайзинговых отношений результат отсутствия законодательного регулирования. Лишь в 2014 году В Госдуму внесли законопроект о франчайзинге, который регулировал договорные отношения между франчайзи и франчайзером и защищал интересы обеих сторон.

Проблемы франчайзинговых отношений.

Анализируя развитие франчайзинговых отношений в Росиии можно выделить ряд проблем в данной сфере отношений. Их можно разделить на две категории: экономические проблемы и правовые.

К экономическим можно отнести:

1) Обязанность франчайзи закупать сырье и продукцию у поставщиков, что является не всегда выгодным для франчайзи в связи с чаще всего завышенной ценой.

2) Франчайзи в процессе ведения бизнеса должен принимать во внимание правила и ограничения, установленные франчайзером.

3) Правообладателем устанавливаются жесткие условия выхода франчайзи из бизнеса, это заключается в невозможности открыть собственный бизнес в течение определенного периода времени.

4) Постоянный контроль франчайзера за деятельностью франчайзи-отсутствие самостоятельности в ведении бизнеса

Необходимо брать во внимание, что франчайзинг является экономическим инструментом. Следовательно, для его внедрения необходимы экономические предпосылки, которые в России либо не сформировались, либо сформировались частично.

Слабое развитие франчайзинговых отношений в нашей стране обусловлено в первую очередь недостатком профессиональных знаний в области маркетинга и опыта по применению франчайзинговых схем.

К правовым проблемам можно отнести отсутствие законодательного регулирования понятий и условий непосредственно договора франчайзинга. Так как франшиза является комплексным институтом, отсутствие в гражданском законодательстве отдельного закона, регулирующего деятельность франчайзинга, является существенной проблемой для дальнейшего развития данных отношений.

Кроме этого в России развитие франчайзинговых отношений не обеспечено поддержкой на государственном уровне. Во-первых, длительная процедура регистрации. Согласно Гражданскому кодексу РФ договор коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации в Роспатенте, что приводит затягиванию процесса заключения франчайзинговой сделки. Во-вторых, отсутствует законодательная база, касающаяся отношений франчайзинга.

Проанализировав основные проблемы развития франчайзинговых отношений в России, предложу несколько вариантов их решения.

Экономические проблемы можно минимизировать путем внедрения большей информационной оснащенности в сфере франчайзинговых отношениях. В России на сегодняшний день имеется мало литературы, посвященной методам ведения франчайзинговых отношений. А существующие франчайзинговые компании не предоставляют финансовую отчетность в налоговые органы, что делает невозможным отследить статистику развития франчайзинговых компаний и проанализировать успешность их деятельности.

Поэтому необходимо создать образовательную систему, обеспечивающую подготовку субъектов франчайзинговых отношений и их последующее консультирование по конкретным экономическим вопросам. Образовательную программу можно развивать также путем внедрения сети учебных центров по всей России и включения в учебный план вузов учебных предметов по вопросам развития франчайзинга.

Решения требуют и правовые проблемы франчайзинговых отношений. Для их решения необходимо создать законодательную базу, регулирующую отношения между субъектами данных отношений, устанавливающую систему основных понятий, а также права и обязанности субъектов. Необходимо обеспечить удобство в применении нормативных актов для участников франчайзинговой системы и обеспечить прозрачность ее деятельности для контролирующих органов.

В систему законодательных актов должны входить:

1) Гражданский кодекс РФ, включающий в себя основные положения по использованию франчайзинга в России.

2) ФЗ «О франчазинге в Российской Федерации»

3) Законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность на и ответственность за ее нарушения.

В этой системе необходимо разработать и принять новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.

Выводы.

Таким образом, мы изучили сущность, характеристику и наиболее актуальные проблемы развития института франчайзинга в России. В нашей стране сравнительно недавно получили распространение франчайзинговые отношения. Отсутствие законодательной базы и слабое экономическое и социально-психологическое обеспечение приводит к образованию негативных последствий в процессе предпринимательской деятельности. Тем не менее, если учесть все проблемы, проанализировать зарубежный опыт и сконцентрировать деятельность субъектов франчайзинговой сферы на решении данных проблем, можно добиться их преодоления.

1 комментарий
Понравилась публикация?
8 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, студент Царева Екатерина Дмитриевна
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Пятёрочка наступает и ведёт экспансию дальше.

Торговая сеть "Пятёрочка" является доминирующим игроком на рынке розничной торговли. Местами её доля магазинов составляет более 51%, что иногда приводит к вмешательству Федеральной антимонопольной службы,...

Какая подсудность? Договорные отношения

Я, заключил договор(лицензионный договор) с компанией , приобрёл строительную франшизу. Компания , зарегистрирована в Казани , я зарегистрирован в Крыму. Заключал договор , как физ.лицо. Компания ,...

Образ терминатора из 70-х 20 века

Франшиза фильма «Терминатор» часто ассоциируется с ее культовой эстетикой 1980-х годов, но если бы мы представили версию фильма в стиле 70-х годов, она, безусловно, имела бы уникальное и пугающее