Как город Торжок стал малой родиной мадам Грицацуевой
Знойную женщину, мечту поэта в разных экранизациях сыграли Наталья Крачковская и Лидия Федосеева-Шукшина. Многие до сих пор считают, что первая актриса оказалось более гармоничной в этой роли, нежели жена Василия Шукшина. Правда, молодая Наталья Леонидовна после прочтения книги Ильфа и Петрова невероятно огорчилась.

На нее, как на женщину, крайне неприятное впечатление произвело описание одиозной мадам, в частности, ее "необъятные размеры и арбузные груди". Наталья писала потом, что от обиды ее просто трясло. Однако резкая фраза Гайдая привела Крачковскую в чувство, подобно ведру с ледяной водой. Не очень доброе: "Ты себя в зеркале видела?", как ни странно, успокоило ее. Но откуда взялся такой персонаж в самой книге? А вот тут опять интрига и немного плагиата. Совсем чуть-чуть. В 1925 году честной народ валом валил в "синему" чтобы посмотреть комедию Якова Протазанова "Закройщик из Торжка". Главная героиня – Меланья Ивановна с провокационной фамилией Ширинкина, вдова, имеет небольшую швейную мастерскую. В Торжке, разумеется.
Меланья добра – в смысле полноты, как и мадам Грицацуева. Когда ей скучно и грустно и некому руку подать, она общается с картами, занудливо выпытывая у них будущее, как и Грицацуева. А еще в ее мастерской имеется закройщик и во всех отношениях завидный жених – Петя Петелькин. Эту роль блестяще исполнил Игорь Ильинский, образ Меланьи не менее талантливо создала Лидия Дейкун. Хозяйка пошивочного бизнеса жаждет заполучить в законные мужья своего закройщика, но он вожделеет совсем другого – свободы и "богачества".

От самой хозяйки и создания для неё петелек на одежде модных фасонов. Что, собственно, он, подобно Бендеру и делает в день свадьбы. Петр, собрав в узелок свои нехитрые пожитки, даёт дёру из родного Торжка. В книге Остап успевает жениться, да еще вместо свадебного подарка со своей стороны, во время побега прихватывает золотое ситечко. То самое, которое своим самоварным блеском позже окончательно лишит Эллочку Людоедку рассудка, и без того скудного. В фильме Протазанова закройщик ничего такого не прихватывает, и расписаться не успевает – нервы у мужчины сдают, как говорится. Кстати, в «Закройщике из Торжка» тоже имеется линия погони за сокровищами. Правда, это не бриллианты, а всего лишь облигация государственного займа.
К слову сказать, даже название студии, снявшей картину, сегодня звучит, как пародия на оную: Межрабпом-Русь. И да - фильм немой, что конечно, не умаляет его достоинства. Скорее, наоборот, придает пикантности картине. Есть и еще одна версия «рождения» литературной мадам. Официальная Википедия считает, что Ильф и Петров "срисовали" свой персонаж с жены Осипа Шора, одного из прототипов самого Оси Бендера. Тоже тучная, но менее интересная с литературной точки дама. Поэтому мне как-то ближе Торжок. А вам?