Исследования о способности видеоигр снижать стресс или киберзависимость digital-поколения?

Профессор Национального института инноваций в области здравоохранения Крис Буллен и доктор факультета медицины и здравоохранения в Оклендском университете Джинсон Ченг провели исследование и выяснили, что видеоигры восполняют чувства автономности, родства и компетентности. Российские ученые 28 декабря, оценили выводы зарубежных специалистов.
По их мнению, виртуальные приключения компенсируют в период пандемии утерянное ощущение контроля над ситуацией видеоигры способствуют улучшению эмоционального состояния, и отметил важность права на ошибку, которая есть в играх.
В свою очередь, заведующий лабораторией Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор Тимофей Нестик также допустил вероятность позитивного влияния видеоигр на людей в состоянии стресса.
В то же время, видеоигры дают только иллюзорное ощущение контроля и чрезмерное увлечение ими может обернуться зависимостью.
Виртуальная помощь
Ученые полагают, что так можно вернуть ощущение контроля над ситуацией и ощутить собственную эффективность
Популярность видеоигр во время пандемии связана не только с высвобождением свободного времени на самоизоляции. Специалисты считают, что виртуальные развлечения позволяют удовлетворить нереализованные потребности: возможность контролировать ситуацию, взаимодействовать с другими и ощущать собственную эффективность. Также, играя, люди справляются со стрессом. Российские эксперты считают, что лучше придерживаться консервативных средств самопомощи: доверительного общения, чтения книг и физкультуры.
Другая реальность
Для миллионов людей одним из занятий во время пандемии стали видеоигры. Самая популярная платформа для игровых трансляций Twitch в апреле 2020 года насчитала 1,49 млрд часов, которые пользователи провели в сервисе совокупно. Месяцем ранее показатель был на 50% ниже.
Сервис дистрибуции цифровых копий видеоигр Steam зарегистрировал в этом году рекордное количество человек онлайн — 20 млн. Только в одной игре Fortnite в этом году на какое-то время одновременно собрались около 12 млн геймеров.
Некоторые ученые полагают, что, помимо высвобождения у людей массы времени, у популярности видеоигр есть и другое объяснение. Они отвечают трем основным потребностям психического благополучия. Это автономность (чувство способности делать выбор), родство (чувство связи с другими) и компетентность (ощущение собственной эффективности).
Интерактивные развлечения оказывают на людей успокаивающий эффект. Виртуальные приключения дают людям то, чего во время пандемии не хватает особенно сильно, — ощущение контроля над ситуацией.
VR завоевывает реальность
Видеоигры способствуют улучшению эмоционального состояния, согласен сотрудник Московского центра исследований видеоигр, философ и младший научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Ветушинский.
— Речь, конечно, и о возможности контролировать ситуацию (мы участвуем в игре, взаимодействуем с окружением), но не только о ней. В видеоиграх у нас есть право на ошибку, а именно на ошибках мы, как правило, учимся, — рассуждает эксперт.
Именно практики ошибок, по словам эксперта, людям не хватает в реальности.
Гейминг вряд ли можно рекомендовать как основное средство для расслабления.
— Может, видеоигры и дают ощущение контроля, но ощущение это иллюзорное. А если играми увлекаться слишком долго, то может возникнуть привыкание и зависимость, — сказал профессор.
В то же время Александр Тхостов не имеет ничего против виртуальных развлечений в составе других видов досуга вроде чтения, изучения иностранных языков и физкультуры. Все эти хобби, по словам эксперта, тоже способствуют эмоциональной разрядке.
Есть контакт
Другое достоинство видеоигр — социальные функции, отмечают эксперты. В отличие от мессенджеров и видеозвонков, онлайн-проекты позволяют людям не только общаться, но и взаимодействовать друг с другом. Эта особенность тоже хорошо продает игры в период пандемии. В разгар эпидемии наибольшим спросом пользовались именно проекты с упором на многопользовательский режим.
Сегодня многие обращаются к геймингу для удовлетворения потребности в социальных контактах, отмечает со ссылкой на свои исследования Реган Мандрик. Но не все видеоигры одинаково полезны в этом смысле, предупреждает она. Токсичное комьюнити — распространенное явление в популярных онлайн-развлечениях. Из-за этого в поисках родственной души в виртуальном пространстве игрок может нарваться на оскорбления.
Самые активные геймеры
Наибольшей устойчивостью к тревоге и депрессии в условиях глобальных проблем обладают люди, которые имеют возможность обратиться за поддержкой к друзьям и близким или сами проявляют сопереживание, сказал заведующий лабораторией Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор Тимофей Нестик. Рассматривая видеоигры в этом ключе, он допустил вероятность их позитивного влияния на людей в состоянии стресса.
— Мы не изучали влияние видеоигр на людей в период пандемии, но занимались этим раньше. Оказалось, что психологически более благополучны те люди, которые увлекаются многопользовательскими онлайн-играми. По сравнению с теми, кто предпочитает одиночные «стрелялки». Дело в том, что командная игра развивает способность договариваться друг с другом и оказывать поддержку, — сказал Тимофей Нестик.
Гейминг дает человеку ощущение эффективности и поэтому становится средством самотерапии, что неудивительно.
— Всё, что есть в игре, нужно для чего-то. Когда мы играем, мы парадоксальным образом чувствуем, что не тратим время зря. Наоборот, у нас появляется ощущение, что мы делаем что-то очень важное. И этого чувства (геймеры его называют epic win) нам также не хватает в повседневной жизни, — сказал эксперт.
В отличие от книг и фильмов, игры дают почувствовать всё самому, добавил он.
— Сегодня нам часто именно этого и не хватает. Путешествий, взаимодействия с людьми, нового опыта. Видеоигры действительно могут это компенсировать, — считает Александр Ветушинский.
Выбирая игру, эксперт рекомендовал обращать внимание на проекты, которые позволяют делать то, чем человек любит заниматься в обычное время. Например, ходить на рыбалку или гулять по тропическому лесу.
Рекомендации ВОЗ по борьбе с эмоциональным напряжением предлагают расслабляться, общаясь с близкими и друзьями по телефону или по переписке, а также ограничив поток плохих новост ученые опять спорят об игровой зависимости
ВОЗ признала зависимость от видеоигр клиническим расстройством еще в прошлом году
Британские ученые не нашли подтверждения тому, что увлечение видеоиграми является клиническим расстройством.
Эндрю Прзыбыльский из института интернета Оксфордского университета и Нетта Вайнштейн из школы психологии Кардиффа опросили 1004 подростков 14–15 лет, их родителей и опекунов. Ученые пытались найти взаимосвязь между увлечением видеоиграми и поведением детей.
Вместо этого они нашли связь между увлечением играми и попытками уйти от проблем. Причем игры причиной этих проблем не были. «Мы не нашли доказательств того, что нездоровые отношения с играми объясняют серьезные эмоциональные или поведенческие проблемы, в том числе в отношениях со сверстниками», — отметил Прзыбыльский.
Между тем в июне прошлого года ВОЗ включила зависимость от видеоигр в 11-е издание Международной классификации болезней. В документе расстройством считаются «серьезные отклонения в поведении, отрицательно сказывающиеся на личном, семейном, общественном, образовательном, профессиональном или других важных аспектах жизни».
Сколько бы человек ни играл в компьютерные игры по времени, само по себе это не может считаться критерием наличия или отсутствия зависимости. Основной признак, признаваемый ВОЗ, — возникновение проблем с реализацией других видов деятельности в повседневной жизни. Люди не только перестают уделять должное внимание работе или учебе, семье, но и начинают меньше спать, могут забыть поесть.
Досиделись
Самые активные геймеры — в тех регионах, где раньше всего был объявлен режим самоизоляции
За эту весну россияне потратили на игровые сервисы на 71% больше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные исследования Qiwi,. Тенденцию подтверждают представители компаний, специализирующихся на продаже игр, приложений и игрового контента. Чаще всего активными геймерами становились жители тех регионов, где раньше, чем в других, были приняты ограничительные меры в связи с борьбой с COVID-19: это Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинградская и Нижегородская области, а также Краснодарский край.
— Самоизоляция не только увеличила время, которое поклонники игр проводят в своих любимых проектах — она привлекла к этому увлечению новых людей, об этом нам говорит рост регистраций пользователей, — поделилась наблюдениями эксперт.
Психология против биологии зависимости
Новая классификация ВОЗ вступит в силу 1 января 2022 года. Однако от игровой зависимости в разных странах уже пытаются лечить. Игроманов принимают в Центре по лечению зависимостей в японской префектуре Канагава и в университетской больнице Женевы. Китайские родители отправляют детей в милитаризованный лагерь. Там их заставляют заниматься спортом, а некоторых — принимать седативные и антидепрессанты.
Автор методики психиатр и полковник китайской армии Тао Ран считает, что зависимость от видеоигр и интернета «приводит к проблемам в мозге, аналогичным тем, которые возникают из-за потребления героина».
Является игровая зависимость биологической или только психологической — первый вопрос (после существования самой зависимости), по которому не могут договориться специалисты.
Психолог Наталья Богачева напоминает, что есть представление о социально желательных зависимостях — это, например, трудоголизм или зависимость от спорта. Считается, что риск ее возникновения имеет лишь небольшой процент людей (даже среди детей и подростков). Это связано не с характером игровой деятельности, а с психологическими особенностями людей. С одной стороны — с наличием специфики на уровне головного мозга. С другой стороны — с окружающими факторами развития, проблемами в семье, проблемами с другими людьми и так далее».
Клинический психолог, ведущий канала «Доктор» Михаил Хорс, напротив, утверждает, что игроманы стимулируют участок мозга, который отвечает за выработку дофамина и серотонина. Это гормоны, ответственные за хорошее настроение.
«Потом без стимуляции он перестает правильно работать и не выделяет нужные гормоны. Поэтому игроман без игры чувствует себя несчастным. Для него мир становится серым. Это биологическое расстройство», — уверен психолог.
Жестокие игры
Британских ученых интересовал и второй вопрос, который всегда поднимают, когда речь заходит о компьютерных играх: делают ли жестокие игры подростков агрессивнее? Судя по исследованию, игры не приводят к выплескиванию агрессии в реальной жизни.
. Основатель компании-разработчика компьютерных игр Stepgames Юрий Матвеев уверен, что игры позволяют сбросить напряжение:
«Для нормальных людей, способных отделять реальность от виртуальности, выброс адреналина — это способ расслабиться. А кто-то, кто находится в промежуточных состояниях, может, поиграет, и его удовлетворит то, что на экране. Для таких людей это сброс энергии».
Источник:
https://iz.ru/935032/ignat-shestakov/iavnoe-pereigryvanie-uchenye-opiat-sporiat-ob-igrovoi-zavisimosti
https://iz.ru/1105598/2020-12-28/eksperty-prokommentirovali-issledovaniia-o-sposobnosti-videoigr-snizhat-stress
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
ДЛя себя нет. Но вижу зависимость других.
Спасибо интересно.
Игромания сейчас входит в разряд психических заболеваний!