«Купи слона», или Как реклама влияет на нас
Краткое содержание :
Мы видим ее в наших телефонах, телевизорах, компьютерах, на уличных баннерах, билбордах и в транспорте. Нас побуждают что-то купить, изменить свои жизненные взгляды или вспомнить о каких-то проблемах.
Это уже настолько неотъемлемая часть жизни общества, что сложно представить современный мир без нее.
О рекламе и слонах
Зачастую пока человек не получит предложения, он и не задумывается о необходимости той или иной вещи (услуги).
Информативность рекламы – одно из самых позитивных качеств для потребителя (если не единственное). Мы узнаем о новых продуктах, изменениях тарифов связи и множестве других вещей.
Негативных аспектов же намного больше.
Любая реклама имеет цель – вызвать желание приобрести. И продвижение продукции нередко бывает непонятным, агрессивным, раздражающим. Наверняка, просматривая какой-то рекламный ролик с неадекватным сюжетом, вы хоть раз ловили себя на мысли: «В чем смысл? Я чего-то не понимаю или это мир сошел с ума?»
Существует старая детская шутка «Купи слона». Суть в том, что любой отказ человека от ненужной покупки парируется фразой «Все так говорят, а ты возьми и купи слона» до тех пор, пока участники не устанут. Шутки шутками, но навязчивые рекламные предложения – это реальность.
Нельзя заставить человека что-то купить, но можно вызвать у него желание это сделать. И реклама в этом совершенствуется уже давно.
Шесть психологических ловушек
Рекламу редко воспринимают всерьез. Если нужды в продукте нет, мы или возмущаемся, или игнорируем ее. Однако имеет ли это значение, если информация уже отложилась в нашей голове?
В рекламной деятельности хороши все средства. Психологические приемы и установки, тонкие манипуляции – мы их даже не замечаем. Смысл – заставить «купить слона» и не вызвать при этом негатив.
Представлю лишь шесть основных приемов, с которыми вы наверняка сталкивались.
1. Иллюзия выгодности
Нам говорят о «сногсшибательных» акциях, скидках в 80% или распродаже – и в голове на мгновение мелькает мысль «Как выгодно. Может, все-таки взять?..»
2. Дефицит
Это знакомо каждому: «Торопитесь, осталось лишь 100 экземпляров!», «Предложение ограничено». Товар может быть совершенно не нужным, но подсознательно нам хочется оказаться в числе этих 100 человек – успеть.
3. Ассоциация с праздником
В преддверии какого-то праздника нам нужны подарки и какая-то атрибутика. И вуаля! На экране уже есть готовые предложения со слоганом: «Хотите сделать самый лучший новогодний подарок близким?» Конечно же, мы хотим.
4. Бренды
Идея «Бренд = качество» известна всем. Нам рассказывают о многолетней успешной торговле и положительных отзывах клиентов или делают акцент на новизне и популярности бренда. Иными словами, убеждают, что цена оправдана качеством.
5. Авторитетность
Сильной мерой убеждения является привлечение авторитетов. Как правило, это известные личности, которые становятся «лицом» продаж. В этот же ряд можно поставить всеобщее доверие ГОСТу, различным экспертам и ученым. При этом мы можем не задумываться – а существуют ли вообще эти ученые?
6. Наглядность процесса
Довольно простая уловка, заставляющая захотеть продукт, – показать, насколько он может быть вкусным или полезным. Мы видим, как коптится колбаса или готовится сэндвич, стройных девушек с йогуртами для похудения или какие классные функции появились у новой модели утюга. Все это демонстрируется, чтобы вызвать интерес.
Эффективно?
Невольная информированность о каком-то товаре через рекламу все же срабатывает.
В повседневной жизни я редко пересекаюсь с телевизионной рекламой. Однако даже час, проведенный среди телепередач, захламляет голову ненужной информацией о кредитах, лекарствах и всякой чепухе.
Однако, когда у меня возникает потребность в каком-то конкретном товаре (например, таблетки), первое, что приходит на ум – товары из рекламы. Ведь там уже все рассказали, и название знакомое. От мысли "пойти и купить это" приходится быстро отмахнуться – намного надежнее узнать мнение
знакомых или поискать информацию в Интернете.
Но сам факт, что реклама так или иначе всплывает в голове, говорит об уровне ее эффективности.
Конечно, существуют люди, на которых реклама не действует совершенно. Иммунитет к рекламе – то, что должен выработать в себе каждый. Ведь наши желания должны определять только мы, а не кто-то другой.
Мы не станем покупать товар, если он нам не нужен (как правило). И если психологические уловки не сработали – с точки зрения производителя – как узнать, что именно нужно предложить потребителю?
Реклама на новом уровне
«Умная» реклама – современный инструмент, способный уговорить несговорчивого.
Для выстраивания стратегии в ход идет прослушивание диалогов пользователей, получение информации о местоположении человека (например, чтобы показать рекламу ближайшего супермаркета), анализ всех запросов в браузере и в интернет-магазинах.
Захотел купить дом? Реклама предлагает различные платформы для покупки. Пытался подобрать себе украшения на каком-то сайте? Еще неделю будь готов видеть аналогичные предложения на баннерах рекламы в телефоне. Искал слона? И такие запросы можно удовлетворить.
«Умная» реклама не побуждает купить что-то. Она анализирует наши предпочтения и предлагает приобрести то, к чему мы проявляли интерес.
Однако это порождает споры – насколько оправдано такое вмешательство в личную жизнь?
Резюмируем
Реклама насыщает нашу жизнь ненужной информацией и часто игнорируется. Однако она делает продукт «знакомым» потребителю. Мы о нем наслышаны, заинтересованы (или нет) в его покупке и на витрине магазина узнаем из целого ряда похожих.
Реклама развивается и позволяет потребителям узнать о товаре, а производителям – продать этот самый товар. Ведь и для слона найдется покупатель.
Влияет ли на вас реклама? Часто ли поддаетесь искушению купить ненужную вещь?
Если вы дочитали до этого момента – с нетерпением жду ваших комментариев и отзывов!
Как бы вы оценили эту статью? Была ли она полезной и интересной для вас? Если «да» – не забудьте поставить лайк, если «нет» – дизлайк. Мне важно мнение каждого!
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты