Медицинские маски в 2020 впервые вошли в топ-10 по частоте покупок наряду с продуктами питания

Медицинские маски в 2020 году превратились из сугубо медицинского атрибута в обязательный повседневный аксессуар. В России эти изделия впервые вошли в топ-10 товаров по частоте покупок в розничной торговле наряду с продуктами питания. Ажиотажный спрос на данные средства индивидуальной защиты активизировал не только перекупщиков, но и фэшн-индустрию. Более того, отсутствие масок на рынке стало поводом для многих людей улучшить свои навыки кройки и шитья. Эксперты считают, что цены на эти изделия хоть и значительно снизились, но уже не вернутся к допандемийным.
Попали в корзину
В прошлом году медицинские маски впервые вошли в топ-10 товаров по частоте покупок в розничной торговле наряду с продуктами питания, сообщили «Известиям» в службе аналитики IT-компании «Платформа ОФД» (крупнейший оператор фискальных данных).
— Этот товар прочно обосновался в корзине потребителя. Заметна цикличность приобретений одноразовых масок. Домохозяйства чаще всего покупают их в комплекте средств индивидуальной защиты (СИЗ) в периоды получения заработной платы, вместе с традиционным набором продуктов питания, — рассказали в компании.
Пиковые периоды в ценах и спросе на СИЗ наблюдались в марте и апреле 2020 года, когда в отдельных регионах стали вводить масочный режим. Самым первым стал Пермский край — там маски стали обязательными для всех со 2 апреля, а к началу мая масочный режим был введен уже более чем в половине субъектов страны.
Средний чек покупки масок в марте составлял 298 рублей. Это на 423% выше, чем в 2019 году в то же время. А объем продаж в денежном выражении вырос на 1149%. В апреле же средний чек покупки составил 504 рублей, на 588% выше. Эксперты связывают это с приобретением масок в больших объемах, который в апреле 2020-го вырос на 980% в денежном выражении по сравнению с 2019-м.
К зиме ситуация несколько выровнялась, отмечают аналитики. Так, в декабре средний чек покупки медицинских масок составил 83 рублей — на 76% выше, чем годом ранее. Тем не менее объем продаж в денежном выражении оказался выше прошлогоднего уровня на 650%.
Днем с огнем
Безусловно, весной, в марте-апреле, когда начался первый всплеск заболеваемости COVID-19, появился и ажиотажный спрос на маски. Это привело к дефициту, потому что возможности промышленности и импортеров не были рассчитаны на такое взрывное увеличение спроса, рассказал «Известиям» директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

— В определенный момент маски совсем пропали. Потом начали появляться, но по ценам в разы превышающим те, что были до пандемии. Если до нее обычные трёхслойные медицинские маски стоили 1,5-2 рубля, то в острой фазе цены достигали 50-60 рублей и более за штуку, — рассказал специалист.
По данным проведенного ФАС мониторинга медицинских изделий, в Москве уже в феврале 2020-го наблюдался дефицит масок более чем в 50% аптечных организаций, которые проверила служба. А рост цен за штуку по сравнению с прошлым годом составлял 900%.
— Дефицитом сразу воспользовались спекулянты. Масса людей занималась скупкой и перепродажей масок. Буквально ходили по парковкам, предлагая приобрести изделия по завышенной цене, — отметил Николай Беспалов.
Затем ситуация несколько стабилизировалась. За счет снижения показателей заболеваемости и увеличения производственных мощностей цену удалось сбить до 5–10 рублей за штуку, подчеркнул эксперт.
— Сейчас в условиях увеличения числа заболевших наблюдается очередной рост спроса, но без ажиотажа и значительного повышения цен. К тому же было быстро налажено производство многоразовых масок, которые можно стирать и применять неоднократно, — рассказал он.
Сделай сам
На фоне возросшего спроса и, как следствие, дефицита медицинских изделий в аптеках, по видеохостингам и соцсетям начали распространятся обучающие видео из серии «как сделать маску из подручных средств — носков, простыней и даже нижнего белья — в домашних условиях».

— Когда наблюдался дефицит, была необходимость быстро создать маску как защитное средство. Сейчас же hand-made-изделия по сути являются желанием людей проявить свое творческое начало и способом самовыражения. Это подобно вязанию, вышиванию и другим хобби, — рассказал «Известиям» стилист Евгений Радэлис.
Следом за масками «сделай сам» начали проявляться и дизайнерские решения в данной области.
— Для бренда собственная линейка масок — это в первую очередь коммерческий вопрос. Стоимость производства СИЗ не очень высока, нанесение на нее картинки или логотипа делают изделие дороже в десятки раз, — считает стилист.
При этом, несмотря на более широкий ассортимент масок, сейчас цены на одноразовые СИЗ, вероятно, уже не достигнут докоронавирусных показателей, считает Николай Беспалов.
— Помимо возможностей производства масок есть еще необходимость доступа к сырью. На него спрос значительно вырос не только у нас в стране, но и по всему миру. С учетом возросших цен на сырье я сомневаюсь, что ценам на маски удастся вернуться к показателям 2019 года, — отметил эксперт.
Это будет возможно только при значительном снижении заболеваемости, заключил специалист.
Читайте еще:
В 2021 году прожиточный минимум составит 11 653 рубля

Как вам статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Вред один от этих масок. Кислородное голодание от масок.
Нам хлеба не надо, нам маски давай. Скоро такая реклама будет.
Бизнес, чё)))
Сама покупала маску за 25 рублей.
Шейте сами маски, не обогощайте Собянина.