Родители против, но кто их спрашивает

В Липецкой области проводят новый эксперимент на школьниках. Отменены оценки и домашние задания.
Эта инициатива принадлежит вице-губернатору Липецкой области Анатолию Якутину, бывшему банкиру. В 2018 году он курировал молодежную политику в регионе, затем стал руководить образованием и культурным наследием. Уж не знаю, какие успехи в учебе он показывал, но, похоже, о народной мудрости, взращенной столетиями, не слышал.
Повторение – мать учения. Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен. Мудрено тому учить, чего сами не знаем. Мудрено тому учить, чего сами не знаем. Учить — ум точить. Что написано пером, не вырубишь топором.
Новатор от учения
В одном из интервью Якутин говорил: «Сейчас образование переходит на новый виток развития, становится более индивидуальным. Педагог должен кастомизировать учебную программу под каждого своего ученика, выступая своего рода тьютором, наставником. Конечно, когда в классе 25 человек — это очень непросто, но нужно использовать вариативность и другие методики. В идеале учитель должен учить тому, что ему интересно, а ученик изучать то, что интересно ему. Таким образом, вовлеченность в процесс передачи знаний становится максимальной, равно как и эффект».
Здесь же он упомянул, что такой подход к образованию станет возможен еще не скоро, что детям в школе не интересно, что трудности сельских школ не так страшны в век цифровых технологий: можно получить любую информацию, не выходя из дома. Базовые IT-знания доступны всем, что финские школы – пример того, каким должно быть современное образование, что главный тренд сегодня – непрерывное образование в течение всей жизни человека.
Что ж, трудно не согласиться. Только вот ознакомишься со школьными программами, с требованиями к учителям, с учебниками и учебными материалами и понимаешь, как далеки все эти рассуждения от реальной жизни. Возможно, вице-губернатору неизвестно, что во множестве сельских поселений все еще недоступен Интернет, что в Интернете не всякая информация верна, и неизвестно, как воспримет ее школьник, что ребенок должен получать знания дозированно, в соответствии с возможностями возрастного восприятия, а для этого нужен профессионал, определяющий рамки познания.
Возможно, что он, как и те, кто создает школьные программы, не знает, что для быстрого и крепкого усвоения материала ребенку необходимо задействовать все виды памяти (оптимально – несколько одновременно): вербальную, зрительную, тактильную, моторную, эмоциональную, смысловую, словесно-логическую и т.д.
Нет домашних заданий – нет повторения
А это значит, что в современных условиях нет запоминания материала, т.к. на уроке в основном работает вербальное восприятие материала. А вписывание ответов в книжки с красивыми картинками знаний не прибавляют. Я хорошо помню, как мы учили таблицу умножения – за неделю. На уроке весь класс под диктовку учителя записывал фрагмент таблицы (один столбец), одновременно повторяя вслух то, что пишет.
Домашним заданием было повторить и записать тот же столбец. А на следующем уроке – написать его же в тетради самостоятельно. Всё. Больше к изучению таблицы умножения не возвращались, а запомнилась она на всю жизнь.
Сейчас же ученикам задают на дом выучить таблицу умножения, по столбцам. Как они будут это делать, никого не волнует. Результат – ее не знают большинство выпускников. Кто-то поспорит: зачем учить таблицу умножения, если есть калькулятор? Нужно. И для развития памяти, и для легкости работы с вычислениями в дальнейшем, и для удобства: гораздо проще пользоваться тем, что всегда с тобой – мозг, чем искать калькулятор. В отношении получения иных знаний действует тот же принцип – повторяй, задействуя все возможные виды памяти одновременно.
Якутин считает, что, поставив двойку, учитель поставил ее себе, а не ученику. Странное, на мой взгляд, утверждение, не учитывающее ни возможности ученика, ни его стремление, старание в учебе, отношение к школе, общее желание учиться, заложенные природой способности, не учитывающее личность учителя и личности ученика. Да еще очень много чего не учитывающее.
При отсутствии оценочной системы знаний ребенок теряет смысл стремления к лучшему. Его психика устроена таким образом, что оценка всего, что он делает, просто необходима. Перестаньте хвалить рисунки ребенка – и он очень скоро перестанет рисовать. Не говорите, что сегодняшняя поделка в том-то и том-то лучше, чем вчерашняя, и ребенок не захочет совершенствоваться. Дети прекрасно видят успехи и достижения взрослых, им нужна оценка их достижений, сравнение с другими. Ребенок учится выживать, так заложено природой. А чтобы выживать, нужно каждый день становиться лучше себя самого и иметь статус в обществе. Абсолютное равенство невозможно и даже вредно. Обществу нужны выдающиеся личности, отличные мастера, талантливые специалисты и добросовестные работники.
Счастлив тот человек, который занял свое личное место, а чтобы это случилось, ребенку нужна оценка его стараний.
Специалисты в области образования уже кричат о том, что его, образование, у детей отнимают, что система не выдерживает никакой критики, что постоянное расширение программ привело к перегрузкам и свело эффективность результата до минимума. А тут еще и бесконечные эксперименты. Учителя тащат на себе груз обязанностей и недовольство руководства и родителей. Родители бьют тревогу, собирают единомышленников в Интернете, выступают в СМИ, одновременно пытаясь все-таки дать знания своему чаду. Да кто же их слушает? Рынок диктует свой закон: увеличение доходов от выпуска ненужных учебников и материалов для школы, PR руководящих деятелей разного уровня.
Что же касается финской системы образования, то к ее реформе государство готовилось 20 лет, пересмотрело бюджет в сторону значительного увеличения отчислений на образовательные программы и обеспечение учителей, повысив при этом ряд налогов. Социальная пропаганда постепенно возводила профессию учителя в ранг приоритетных профессий. К тому же, я полагаю, надо подождать результатов такой формы обучения, чтобы можно было уверенно сказать: так лучше.
Липецкие же школьники при внесенных изменениях должны учиться по утвержденным программам и учебникам. Существенное и быстрое переоборудование школ не предвидится. Перевод учителей в консультанты на такой основе не предвещает ничего хорошего.
Давно уверена, что не просто так нынешние и бывшие банкиры стали активно вмешиваться в образовательный процесс. Чем грамотнее человек, тем труднее его «сломать». А цифровому миру нужны либо высококлассные специалисты, создающие искусственный интеллект, либо роботоподобные исполнители, искусственный интеллект обслуживающие.
Спасибо, что дочитали статью. Поделитесь своим мнением в комментариях.
Всего доброго!
Довольны ли вы системой образования в РФ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Тут решается все очень просто! С такими деятелями надо решать просто, просто перестать им платить в виде эксперимента, ну хотя бы на пол года и посмотреть как он за это время будет работать! Если плохо, то объявить, что это просто адаптация к новому порядку и продлить еще на полгода! А если хорошо, то зачем вообще платить и что то объяснять?
инициатива принадлежит вице-губернатору Липецкой области Анатолию Якутину, бывшему банкиру. Может уже профессионалы педагоги будут решать проблемы образования... а никак не барыги.. Хотя о чем это я? У нас професионально только воруют...
Шили плотники штаны,
Вот тебе и брюки,
Пели песенку слоны,
Вот тебе и звуки.
Лили воду в решето,
Вот тебе и здрасьте,
Лучше всё-же делать то,
Что ты делать мастер.
Даже до конца читать не стала. Все ясно. Один банкир несколько лет назад сказал, зачем нам грамотное население? Им практически невозможно манипулировать (Греф) Все направлено на дебилизация подрастающего поколения. Раб не должен быть образован и выучен. Зачем это нужно хозяевам денег?
А сейчас воплощает в жизнь!
Современное образование готовит "людей-функций", исполняющих приказы, а думать не к чему, вдруг тоже захочется лучшей жизни с вытекающими последствиями... Надо самим приучать своих детей думать, анализировать и т.д.
А почему все должны плясать под какого-то грефа? Отстаивайте права свои и своих детей, за это только вы в ответе... у нас же чудо-государство, как нам говорят СМИ, всё для народа, якобы, не то,что в Америке)))
Нет необходимости изобретать велосипед: вернуть то, что позволяло ездить спокойно и без проблем - советскую систему образования. Уже слышу некоторые возгласы против, но отвечу так: простой паренёк из рабочего посёлка без проблем поступил в "баумку" после окончания советской школы и по прошествии пяти лет, после "баумки", в госуниверситет Ленинграда. Советская система образования позволила без проблем и репетиторов закончить два элитных вуза.
А вице-губернатору необходимо внимательно прочитать свою должностную инструкции и, наконец-то, начать работать согласно ей. Неужели в Липецкой области всё так хорошо, что осталось заниматься чиновникам не по существу?
Я с вами полностью согласна, что система образования в СССР одна из самых лучших! Её и надо обратно вернуть!
Согласна с Вами. После окончания школы (если учился нормально) можно было без репетиторов поступить в любой ВУЗ.
Я 51 год назад закончила школу. И до сих пор помогаю внукам по физике, химии, математике, русскому языку. Раньше помогала детям. Английский подзабыла. Теперь трудность состоит в том, чтобы продраться к смыслу материала. Учебники написаны таким языком, что поневоле поверишь в то, что их сначала с русского перевели на иностранный, а потом обратно, причем, с помощью гугл-переводчика.
Я за реформы в сфере образования. И - да, я против дз. НА самом деле тема сложная и рассуждать можно долго. Но если вкратце - все равно ничего путного у нас не получится ( ( ( (