Транзитная война РФ и Прибалтики
В прошлой статье автор сделал опрос, где читатели проголосовали за изучение экономических связей РФ с другими регионами. В лидерах оказались
Прибалтика и Закавказье. Начнем с первых.
Как видно, после развала СССР транспортные артерии РФ сильно увязли в теперь уже "загранице" - Латвии, Литве и Эстонии. Прибалтика это прекрасно понимала и активно выкачивала из России преимущества для себя, параллельно проводя дискриминационную политику против русскоговорящего населения в своих странах.
Еще с советских времен и до 2020 года прибалты получали большие доходы от перевалки цветных металлов, зерна, угля и других продуктов РФ.
Понимая свою зависимость, Россия еще с 1990-ых с большим трудом начала реализовывать небольшой проект - постройку порта Усть-Луга в Ленобласти. Порт требовался, т.к. слабая мощность СПб и оторванность Калининграда не позволяли перевозить все товары только через РФ. Более того, питерское побережье Балтики не позволяет проплывать некоторым классам судов, а, например, латвийская морская зона очень благоприятна для водного транспорта.
В 2020 году Россия начала активно снижать свою зависимость от чужих портов Прибалтики. Усть-Луга уже в эксплуатации, последние терминалы должны заработать к 2022 году.
Но некоторые проблемы для РФ все же сохраняются. Потеряв большой доход от транзита российских товаров, которые прибалтийцы брали за бесценок, а потом за высокую цену отправляли в ЕС, все 3 страны решили отыграться на Усть-Лугах. С 2020 года у них началась тотальная компания против нового российского морского пути - экологическая невыгодность, создание Россией лишнего "крюка" из удобной Риги в ленинградскую "глухомань" (если смотреть по карте, то путь в СПб длиннее и менее выгоден, чем сразу через Ригу) и т.д.
Незачем таить грех - российские экспортеры тоже пострадали от такой смены логистики. Многим пришлось вообще круто менять пути, перевозя товар через южные портовые зоны Ростова-на-Дону.
Из-за катастрофического снижения транзита (а также желание Лукашенко перейти на российские порты из-за похолодания отношений с Литвой) Прибалтика начала рекламировать необычный проект - "Новый шелковый путь" через КНР, РФ и Прибалтику, которая китайские товары доставляла бы потом в остальную Европу. На такую идею они даже получили некоторое финансирование. Также некоторые политики из логистических ведомств Прибалтики все же решили навести диалог с РФ. Пока что безуспешно.
В целом, транзитный союз РФ и Прибалтики явно выгоден для обеих сторон, но антироссийская политика Прибалтики за последние 30 лет все же довели дело до точки, с которой сложно вернуться назад. Автор не отрицает, что связи когда-то восстановятся в полном объеме, но все уже зависит от политики.
Какое будущее у транзита РФ на Балтике?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Прошла информация, что Эстония хочет присоединиться к России.
Я за то, чтобы ни от кого не зависить.
Вообще интересно как будет.
Какая-то часть все равно останется.