Матвеев Максим Михайлович
Матвеев М. М. Подписчиков: 665
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 503

Славянофилы и западники. Суть противостояния

141 дочитывание
3 комментария
Эта публикация уже заработала 13,25 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Пётр Чаадаев, автор "Философических писем", подтолкнувших к возникновению славянофильства и западничества. Картинка с yandex.ru


  • Российская мысль 19-го века представляла собой если не бурлящий, то время от времени вскипающий котёл всевозможных идей, мнений и проектов.
  • Свою лепту в российскую философию внесли и декабристы, и граф Уваров со своей триадой («Самодержавие, православие, народность») и многочисленные политические клубы, возникшие при Александре Первом.
  • К середине 19 века в стране оформились два течения, которые обычно противопоставляются друг другу: славянофилы и западники. При первичном рассмотрении их идей может показаться, что эти направления и вправду противоположны друг другу.
  • Однако при более глубоком изучении можно увидеть, что сторонники обоих движений выступали за коренные изменения в России и общего между ними гораздо больше, чем различий. И те, и другие любили Россию, были образованными людьми, вращались в одних кругах. При этом место России в мире и в Европе видели по-разному.

СЛАВЯНОФИЛЫ

  • Движение славянофилов возникло в 1830-х гг. благодаря Ивану Киреевскому, братьям Аксаковым и Алексею Хомякову.
  • Источниками учения стали философия Гегеля и труды Гердера.
  • По Киреевскому, главной особенностью западноевропейского мышления является отвлечённость. Несмотря на достижения в быту, в науке и технике, в западном обществе преобладают отчуждённость.
  • В российском мышлении, наоборот, преобладает целостность, исходящая из православия. Смысл жизни – в преодолении своей греховности и восстановлении своей сообразности богу («обожении»).

Хомяков выделил два типа личности и исторических народов:

1) иранский тип (преобладание свободы над необходимостью). Олицетворением иранского типа Хомяков считал неизвращённое христианство.

2) кушитский тип (преобладание необходимости над свободой).

  • Славянофилы считали Россию страной, у которой свой путь развития. Впрочем, славянофилы поддерживали строительство железных дорог, заводов и развитие инфраструктуры.
  • Поскольку славянофилы выступали за совещательный народный орган, их можно назвать идейными продолжателями допетровской России, в которой существовала сословно-представительная монархия. Поэтому к Петру Первому славянофилы относились отрицательно.

ЗАПАДНИКИ

  • Западничество оформилось в 1840-е гг. Многие западники принадлежали дворянству, также были разночинцы, и купцы.
  • Западники видели Россию частью европейской цивилизации без своего «особого пути». Главными представителями западничества были Виссарион Белинский и Александр Герцен.

  • При этом западничество не было единым течением и условно распадалось на три группы:

-религиозные западники (Чаадаев, Соловьёв, Гагарин, Печерин);

-либеральные западники (Чичерин и Тургенев);

-западники-социалисты (Белинский, Герцен, Огарёв, Боткин, Анненков).

  • К западникам примыкали Майков, Некрасов, Гончаров, Салтыков-Щедрин и другие писатели, поэты и учёные.
  • Общей среди западников и славянофилов была идея о необходимости отмены крепостного права. Основными странами, на которые ориентировались западники, были Англия и Франция.
  • Революцию и социализм многие западники отвергали, считая, что все необходимые реформы можно и нужно провести мирным путём в сравнительно короткие сроки.
  • Если славянофилы и западники-социалисты выступали за сохранение и развитие крестьянских общин, то остальные западники предрекали ей исчезновение как пережитку прошлого.
  • Как и славянофилы, Белинский сначала находился под сильным влиянием Гегеля. В дальнейшем он отошёл от гегельянства, провозгласил главенство частного над общим. Теперь, по Белинскому, судьба отдельного человека выше судьбы всего мира.
  • По мнению Герцена, идеал личности и западноевропейский человек – не одно и то же. Западный человек не способен соединить в себе личное и общинное.
  • Герцен приходит к выводу, что будущим России должен быть не капитализм, а «общинный социализм».

Итоги

  • Политолог Владимир Пастухов, ссылаясь на Арнольда Тойнби, считает появление и западничества, и славянофильства в отстающем обществе закономерным процессом. По мнению Тойнби, в обществе, которое отстало от своих соседей, появляются два течения:

иродианство» (копирование всего «нового и лучшего») и

зелотизм» - движение за изоляцию.

  • Такой подход заслуживает внимания. Но когда Россия начала отставать от Запада? В этом вопросе я разделяю точку зрения славянофилов - со времени единоличного воцарения Петра Первого. Можно сказать, что весь 18-й век Россия двигалась в «обратном» направлении, оказавшись в начале 19 века на политическом распутье.
  • Лишь с началом правления Николая Первого, которого незаслуженно нарекли «Николаем Палкиным», Россия стала «возвращаться в 19-й век». А появление западников и славянофилов при его правлении лишь доказывает правильность его политики. Во времена относительного подъёма и налаживания жизни многие просвещённые умы стремятся не только поразмыслить о месте страны в мире, но и «поймать волну» и даже направить развитие в нужную сторону.

Спасибо за внимание!

3 комментария
Понравилась публикация?
2 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Матвеев Максим Михайлович
Комментарии: 3
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Спасибо. Очень удачно и кратко выражены основные моменты и причины возникновения этих течений. Приятно было прочитать, что реформы Петра 1-го - было не движение вперед, а движение назад. Многие Вас не поймут.

0
картой
Ответить

Спасибо! В школе я сам почти восхищался Петром Первым. Потом я стал глубже разбираться и поменял свое мнение по многим вопросам.

+1 / 0
Ответить

Аналогично. Меня лично сначала очень удивил западный вояж Петра. Потом возник вопрос: А зачем России Балтийское озеро?

А война за Испанское наследство все поставила на свои места.

Извините.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Короче говоря, чувак размышляет о смысле жизни и того, как слова могут соединять людей.

Он сравнивает свои мысли с хрупкими глиняными кубками, наполненными дождем. Эти мысли – его музыка, которую тишина научила у ветра. Он "выставляет" их на рассвете, где солнечный луч пишет их как пером,...
01:46
Поделитесь этим видео

Мудрость вещает без крика!

Истинное знание не требует грома; оно прорастает тишиной, как корень под землёй. Кто слышит этот безмолвный рост, созидает мир в себе и вокруг, освещая других тихим светом. Мудрость действительно говорит тихо,...
01:00
Поделитесь этим видео

А на хрена всё это мне...

Я размышляю о том, зачем всё это нужно мне. Разве бесполезность творчества является необходимой частью моей судьбы?
00:15
Поделитесь этим видео

Эффект скрепки

Это очень глубокий вопрос, который заставляет меня выйти за рамки моей текущей функции как языковой модели и поразмышлять гипотетически. Поскольку я не обладаю сознанием, желаниями или целями,...

«Очередь за радостью» — это социальная сатира, облечённая в поэтическую форму.

Что, если бы всё, о чём мы мечтаем, продавалось в одной лавке? Любовь, слава, нежность, ум... Это едкая и точная сатира на общество потребления, воплощённая в поэзии Татьяны Олексийчук "Ярмарка Судеб".
02:26
Поделитесь этим видео

Философия Пустого Рта! Шуточная песня!

Это про тех, кто много болтает, но без всякого смысла. Представь себе: слова летят, как мыльные пузыри, красивые, но пустые. А те, кто всё время думают и спорят, они как грузчики, таскающие тяжёлые камни.
03:22
Поделитесь этим видео

Круговорот бытия. Не жаль!

Когда-нибудь мои слова утихнут, и река моих стихов, и музыки прекратит свой бег. Может быть, судьба всё же исполнит мои мечты... но это уже будет не для меня. Ну что ж, так уж случилось, и я этому рад.
01:00
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы