Копирайтинг. Заметки для начинающих

фото автора
Этой статьёй я начинаю серию заметок о копирайтинге, который стал изучать в мае 2020 года.
Моё знакомство с копирайтингом началось с четырёх книг:
1) «О рекламе» Дэвида Огилви;
2) «Копирайтинг: 21 век» Александра Назайкина;
3) «Продающие тексты: модель для сборки. Копирайтинг для всех» Дмитрия Кота;
4) «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой.
Каждая из этих книг понравилась мне по-своему. Сами названия книг подсказывают, что эти работы написаны для решения разных целей и задач. У каждого автора – свой почерк, свой опыт.
- Книга Назайкина напоминает введение в мир копирайтинга или даже учебник.
- Дэвид Огилви в лёгкой, ироничной манере пишет о своём пути в рекламе.
- Дмитрий Кот разбивает продающие тексты на блоки и описывает эти блоки.
- Максим Ильяхов и Людмила Сарычева основное внимание уделяют редактуре текста и отсечению лишнего.
В данной статье мы выясним:
- что такое копирайтинг;
- почему сейчас настало время создавать тексты;
- какие бывают виды копирайтинга;
- какими качествами должен обладать копирайтер.
Суть копирайтинга
Буквальный перевод понятия copywriting на русский язык и является ответом на первый вопрос. Копирайтинг – это написание текстов. А копирайтер – создатель текстов. Для понимания сути копирайтинга больше ничего не требуется: мы ведь знаем, что тексты бывают разными. При этом мы можем догадаться, что в основе написания любого текста стоят одни и те же принципы.
Время копирайтеров
Кроме пандемии коронавируса, так сильно изменившей нашу жизнь, есть ещё одна причина, по которой копирайтеры становятся всё более востребованными: в эпоху информации миру нужны грамотные создатели текстов – профессионалы своего дела.
Речь идёт не только о рекламных текстах: не одной рекламой жив копирайтинг. Хотя с рекламы копирайтинг и начинался, о чём нам поведали Огилви и Назайкин в своих работах.
А какие ещё в копирайтинге есть направления?
Типы копирайтинга
В книге «Копирайтинг: 21 век» Назайкин перечисляет типы копирайтинга:
- литературный;
- медиакопирайтинг (тексты для СМИ);
- рекламный;
- PR-копирайтинг;
- деловой;
- CEO-копирайтинг (для интернет – страниц «под» поисковые системы).
- рерайтинг (переписывание текстов).
По мнению Назайкина, научный копирайтинг нельзя выделять в восьмой тип, поскольку в научной литературе существуют жёсткие правила составления текстов без «творческого манёвра».
В данном вопросе я с автором не соглашусь: требования к оформлению научных текстов по своей жёсткости и обязательности не сильно отличаются от делового или медиакопирайтинга. А «творческий манёвр» в научном копирайтинге сводится к самой теме исследования.
Быть копирайтером
Мы разобрались с типами копирайтинга. А какими качествами должен обладать копирайтер?
- Как и любой профессионал, копирайтер должен обладать качествами, позволяющими ему развиваться в своей области: трудолюбием, внимательностью, честностью, любознательностью.
Кроме «общепрофессиональных», у копирайтера должны быть следующие качества: грамотность, любовь к творчеству, широкий кругозор, собственный стиль. Именно с помощью выработки своего почерка копирайтер создаёт себе имя, которое будет работать на своего создателя.
Копирайтеру следует относиться к себе как к создателю, а не как к «винтику на службе капитала». Копирайтер – творческая профессия, обрамлённая сравнительно небольшим сводом правил. Кем бы вы ни были – писателем, журналистом, аспирантом или рекламистом – вы являетесь, в первую очередь, творческим человеком. Вы – художник текста.
Позвольте себе право на ошибки! Помните, что вы являетесь гением, как и каждый живущий человек. Ведь genius в переводе с латыни означает «дух».
Выражайте свой дух через тексты!
Пишите и вырабатывайте свой почерк! Этот почерк и есть ваш дух, отражённый на бумаге.
Спасибо за внимание!
Нужна помощь в создании текстов? Пишите в личном порядке!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Интеллектуальный труд за копейки.
До 2015 года можно было заработать. И прямых заказчиков найти и на биржах.
Спасибо. Очень интересно. Но, позвольте, оспорить один момент: деловой копирайтинг. Не всякий деловой копирайтинго может быть творческим. Мне приходилось делать некоторые типы деловых текстов:
Анализ хозяйственной деятельности. Здесь только жесткий регламент расположения текста:
- общая характеристика предприятия.
- достоинства и недостатки.
- анализ причин достижений и провалов.
- способы усиления достоинств и устранения недостатков.
- выводы.
Здесь не может быть никакого творчества. Творчество - при выявлении причин. То есть в поисковой работе. Но это черновики. Далее очень жесткий порядок в указании выявленных причин.
Существует достаточно эффективные статистические методы и способы. Например (самый простой) почему в сельскохозяйственном предприятии слабо растут показатели сбора продукции растениеводства. Берете конечный результат за ряд лет. Он складывается из величины посевных площадей умноженный на урожайность. Признаете (теоретически) размер посевных площадей величиной постоянной и узнаете конечные результаты, полученные только за счет изменения урожайности. Потом тоже делаете с урожайностью. Оформляете все в единственно возможной форме таблицы. И так далее, раскрывая причины, влияющие на конечный результат. Здесь железно никакого творчества.
- Также жестко регламентируются постановки задач для программирования. Сначала определяется задача, которую пользователь должен получить в результате решения этой задачи с применением вычислительных средств. Определяются исходные данные и необходимость промежуточных результатов. Далее просто определяете пути и петли по которых "путешествуют" исходные данные. И никакого творчества. Сегодня, к сожалению, при постановке многих задач допускается именно творчество, что в итоге приводит к не удобному (для чайника) использованию таких программ.
Извините за длинноты. Спасибо.