Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений
Экологические правоотношения – это урегулированные нормами экологического права общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества по поводу исполнения и соблюдения природопользователями экологических требований, технических регламентов и нормативов сохранения и восстановления природных объектов и комплексов, защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.
Субъектами экологических правоотношений являются граждане и юридические лица (включая иностранных), Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Для участия в большинстве экологических правоотношений граждане должны обладать правосубъектностью, т.е. правоспособностью и дееспособностью.
Характерной чертой субъектного состава экологических правоотношений является практически постоянное участие в них государства – Российской Федерации, субъектов РФ, реже – муниципальных образований. Данные субъекты выступают в экологических правоотношениях посредством своих органов или специально назначаемых представителей.
В отличие от гражданских правоотношений, в которых данная категория субъектов также участвует, в экологических правоотношениях названные органы публичной власти, являющиеся юридическими лицами, не преследуют цели хозяйственного обеспечения своей основной деятельности. Данные органы занимаются осуществлением функций по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды. Законодательно подчеркивает недопустимость коммерциализации органов публичной власти, а также устанавливается ряд прямых запретов по совмещению функций управления охраной окружающей среды (например, государственного экологического надзора) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
Общим объектом экологических правоотношений является то благо, на которое направлено поведение его участников. Таким благом является природа, т.е. совокупность компонентов природной среды, природных и природноантропогенных объектов.
Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Содержанием экологических правоотношений являются взаимообусловленные субъективные права и юридические обязанности их участников. Субъективное право и юридическая обязанность – это форма конкретных правовых отношений, а их содержанием является деятельность участников правоотношения, реализующих свои права и исполняющих юридические обязанности.
Содержание экологических правоотношений зависит от объекта, по поводу которого оно возникает. С этой точки зрения можно выделить права и обязанности в отраслевом правоотношении (водном, земельном и т.д.); права и обязанности в территориальном правоотношении (на особо охраняемых природных территориях); права и обязанности в сфере соблюдения и исполнения экологических требований в отдельных сферах деятельности человека.
Необходимо иметь в виду, что законодательство устанавливает пределы реализации гражданами и юридическими лицами своих экологических прав и свобод, ограничивая тем самым их возможность вступать в определенные категории экологических правоотношений. Так, проектная техническая документация на новую военную технику или технологию, содержащая государственную тайну, не предоставляется общественным экологическим объединениям для проведения общественной экологической экспертизы.
Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты. Это факты реальной действительности, совершившиеся независимо от воли и сознания человека (юридические события) и действия, являющиеся продуктами сознательной деятельности людей (юридические действия). Роль и значение каждого из этих видов юридических фактов в экологических правоотношениях является различной. Наиболее распространенными и ведущими основаниями возникновения экологических правоотношений являются действия граждан и юридических лиц, связанные с соблюдением экологических требований в ходе осуществления хозяйственной и иной экологически значимой деятельности.
В. Д. Ермаковым и А. Я. Сухаревым предложено различать события абсолютные и относительные. Отличие между ними состоит в том, что первые полностью не зависят от воли людей (землетрясения, наводнения), а вторые опосредованно вызваны деятельностью человека, но протекают, минуя его волю, например, разрушение озонового слоя, изменение климата и т.д.
Действие – наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Действия можно подразделить на две группы: правомерные, т.е. соответствующие экологическим нормам и принципам, например получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV класса опасности, и неправомерные, т.е. нарушающие экологические предписания и наносящие вред природной среде или здоровью человека, например, охота на животных, занесенных в Красную книгу РФ.
Юридические факты – бездействия следует понимать как нарушающее требования экологического законодательства невыполнение субъектами права установленных для них обязанностей. Бездействия часто ведут к прорывам нефте-и газопроводов, другим техногенным авариям и катастрофам, вызывающим загрязнение и деградацию окружающей среды.
Для возникновения или прекращения экологического правоотношения иногда необходимо несколько юридических фактов (фактический состав). Так, для строительства промышленного предприятия, эксплуатация которого связана с обращением отходов, необходимо получение разрешения на строительство, которое выдастся только при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации такого объекта, акта органа публичной власти о предоставлении земельного участка и т.д.
Главными основаниями возникновения экологических правоотношений являются правомерные юридические факты-действия. К таковым обычно относят: акты государственных органов (предоставление органом государственной власти в пользование природного объекта в целях изучения или охраны или для выбросов (сбросов) и для размещения вредных отходов); договоры (в предусмотренных законом случаях); судебные решения (например, в случаях возмещения вреда, причиненного гражданину экологическим правонарушением).
В отдельных случаях для возникновения экологических правоотношений событий или действий нс предусмотрено, а соответствующие правоотношения возникают в силу прямого указания закона. Таковой является конструкция общего природопользования, когда граждане могут свободно пребывать на землях лесного фонда и собирать там грибы и ягоды, либо находиться на землях общего пользования населенных пунктов (дороги, скверы, пляжи и т.д.).
На современный момент в большинстве случаев основаниями возникновения экологических правоотношений являются акты органов публичной власти. В перспективе с формированием гражданского общества и увеличением активности граждан и создаваемых ими общественных и иных некоммерческих экологических объединений будет увеличиваться роль гражданско-правовых оснований возникновения экологических правоотношений. В их числе следует выделить увеличение исков о возмещении вреда жизни и здоровью факторами неблагоприятной окружающей среды. Кроме того, будет увеличиваться роль договорных форм охраны окружающей среды, в первую очередь, с развитием системы добровольного экологического страхования.
Основаниями изменения экологических правоотношений могут являться создание особо охраняемой природной территории или зоны экологического бедствия. В этом случае объем прав и обязанностей природопользователя, расположенного в границах такой территории, будет изменяться – одни виды хозяйственной деятельности могут быть запрещены, другие – ограничены.
Основания прекращения экологических правоотношений можно объединить в две группы: происходящие по воле природопользователя (отказ от использования природного ресурса, и соответственно, прекращение обязанности по его охране) и происходящие по воле государственных органов (например, административное приостановление деятельности природопользователя по решению суда. Применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и т.д.).