Рыльков Лев Александрович
Рыльков Л.А. Подписчиков: 13675
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.6М

И снова - ЧЬЯ земля "придомовых территорий"?!

411 дочитываний
75 комментариев
Эта публикация уже заработала 21,75 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В некоторых публикациях нередко встречаются упоминания о некой "придомовой территории", "дворовой территории", "уборочной территории", которыми пользуются граждане, являющиеся собственниками, нанимателями или арендаторами помещений (жилых и нежилых) в многоквартирных домах (МКД).

Возникает вполне обоснованный вопрос: а ЧЬИ ЖЕ все эти "территории"?! КТО и за ЧЕЙ счёт должен их содержать, очищать и поддерживать в надлежащем состоянии?!

Ответ кажется очевидным - конечно же управляющие организации, ЖСК или ТСЖ, которые управляют многоквартирными домами и содержат их общее имущество. Но это на первый взгляд.

Дело в том, что содержать имущество - это обязанность собственников такого имущества, если иное не установлено законом или договором.

Вместе с тем, согласно ч. 4. статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в МКД принадлежит в составе общего имущества и земельный участок с элементами благоустройства, на котором расположен тот или иной МКД.

Именно земельный участок, а не некая "придомовая территория", то есть, сформированный и поставленный на кадастровый учёт "кусок" земли.

А раз так, то несформированный и пока не земельный участок, является просто землёй, принадлежащей пока государству в лице его субъектов.

То есть, в этом случае, интересы собственника государственной земли представляют соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ.

А коли собственникам помещений в МКД именно земля пока не принадлежит, стало быть у них нет и обязанности оплачивать содержание такой земли, занимаемой так называемой "придомовой территорией". Словосочетание "придомовая территория" - сознательно беру в кавычки, так как юридически данный термин пока не определён.

Поэтому свою землю обязан содержать её собственник, то есть, государство, в лице своих субъектов, если иное не установлено законом или договором.

Кроме того, земли "придомовых территорий" - есть земли общего пользования, которми граждане РФ вправе пользоваться беспрепятственно.

Таким образом государство не вправе заставить граждан оплачивать именно содержание своей, государственной земли, а также не вправе заставлять оплачивать пользование землями общего пользования.

Однако всем известно, что в подавляющем количестве платёжных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг указан платёж за "содержание и уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества МКД" или просто: за "уборку "придомовой территории".

Но, как я уже сказал выше, земельный участок, на котором расположен МКД, передаётся бесплатно в общую долевую собственность только после формирования и постановки такого участка на кадастровый учёт.

До этого момента это просто земля, принадлежащая государству.

Таким образом, считаю, что пока земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учёт - требование об оплате содержания и уборки этой некой "придомовой территории" - неправомерно.

Прошу высказать своё мнение по данной публикации.

С уважением - юрист Рыльков Лев Александрович.

75 комментариев
Понравилась публикация?
63 / -5
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Рыльков Лев Александрович
Комментарии: 75
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Согласна, итак слишком много своих обязанностей государство пытается переложить на граждан. Так же считаю неправомерно заставлять владельцев частных домов прибирать и окрашивать территорию вдоль заборов участка, так как она тоже относится к категории общего пользования и принадлежит муниципалитетам.

+17 / -1
Ответить

СветланаПишет 21.01.2021 в 06:26
окрашивать территорию вдоль заборов

Окашивать территорию вдоль заборов

(Т 9 чудит).

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Знакомая ситуация!

+5 / 0
Ответить

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

СветланаПишет 21.01.2021 в 06:26
Так же считаю неправомерно заставлять владельцев частных домов прибирать и окрашивать территорию вдоль заборов участка, так как она тоже относится к категории общего пользования и принадлежит муниципалитетам.

Это тоже одна из подобных проблем. Но, я пытался в своей публикации заострить внимание именно на проблеме содержания ЧУЖОЙ земли собственниками помещений в многоквартирных домах.

Я убеждён в том, что оплачивать содержание любого имущества должен собственник этого имущества и никто другой.

+4 / 0
Ответить

Согласна с Вами, Лев Александрович, но я проживаю в частном доме и вынуждена так же содержать, не принадлежащую мне землю вдоль своего участка

+4 / 0
Ответить

Я полагаю, что за содержание чужой земли собственник её обязан заплатить тем, кто содержит эту землю.

+2 / 0
Ответить

Рыльков Лев АлександровичПишет 23.04.2022 в 19:45
собственник её обязан заплатить тем, кто содержит эту землю.

По справедливости - да, но по местным и противопожарным законам эту обязанность за бесплатно, да ещё под угрозой штрафов возложили на домовладельцев

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)
Рекламируй свои любые услуги бесплатно
на nem.com

Когда возникают в судах вопросы о том, кто отвечает за неоформленную в собственность домами прилегающую территорию (оформят - будет придомовая!), то всегда суды принимают решения в пользу администраций - штрафы УК так и сыпятся, городской бюджет пополняют, деньги на содержание территории - с жильцов. Они же ходят по этой земле, не летают, пользуются - пусть платят.

Но если той же администрации (или нужному "уважаемому человеку") приглянулась земелька, на которой стоит дом - так сразу выясняется, что дом к этой территории отношения не имеет, кроме той, на которой он расположен, по отмостки. Читала, в Москве мэрия даже обнуляла стоимость земли под домом, что попал под реновацию, чтобы стоимость квартир в сносимом доме стала меньше (БТИ-шная, а не кадастровая даже).

Вот такой двойной подход, как и всё у нас.

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Чтобы не обидно было содержать государственную землю возле дома, мы поставили ее на кдастровый учет. Зато и распоряжаемся ею сами.

+7 / 0
Ответить

И платите за аренду земли?

+2 / 0
Ответить

Галина ВикторовнаПишет 02.02.2021 в 09:13
И платите за аренду земли?

Нет! Если бывшая государственная земля, стала именно ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ, на котором расположен МКД, то есть, сформированным и поставленным на кадастровый учёт, то, в этом случае данный земельный участок бесплатно переходит в общую долевую собственность всех собственников помещений в данном МКД.

При этом данный земельный участок в силу ст. 389 НК РФ - не является объектом налогообложения и налог на такой земельный участок не начисляется и не уплачивается.

Соответственно, ни о какой "арендной плате" в отношении данного земельного участка для его собственников - речи идти не может

+10 / 0
Ответить

хорошее уточнение

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

ЕленаПишет 22.01.2021 в 07:19
Чтобы не обидно было содержать государственную землю возле дома, мы поставили ее на кдастровый учет. Зато и распоряжаемся ею сами.

Если эта "государственная земля", стала после формирования и постановки на кадастровый учёт - ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ, на котором расположен многоквартирный дом вместе с "придомовой территорией", то, это уже НЕ государственная земля, а объект недвижимого имущества, входящий в силу норм ст. 36 ЖК РФ в состав общего имущества МКД и принадлежащий ВСЕМ собственникам помещений в вашем МКД на праве общей долевой собственности.

Соответственно на основании решений, принимаемых на общих собраниях собственников помещений в МКД, этот земельный участок или его часть могут предоставляться в аренду иным лицам за плату.

+3 / 0
Ответить

Не платим мы за эту землю. Это оговорено в договоре на передачу придомовой территории а коллективную собственность.

+4 / -1
Ответить

ЕленаПишет 26.06.2021 в 07:57
Не платим мы за эту землю. Это оговорено в договоре на передачу придомовой территории а коллективную собственность.

Просто ЗЕМЛЯ не является объектом договорных отношений и не может передаваться в чью-либо собственность. В собственность может быть передан ТОЛЬКО земельный участок, то есть, ТА часть земли, которая сформирована (имеет установленные границы) и поставленная на кадастровый учёт, с присвоением такому ЗЕМЕЛЬНОМУ УЧАСТКУ своего кадастрового номера.

И, как я уже говорил, термин "придомовая территория" - юридически не определён и не установлен, а используется лишь на бытовом уровне, неправомерно подменяя собой термин - "ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК", на котором расположен многоквартирный дом.

Так как сформированный земельный участок, на котором расположен тот или иной многоквартирный дом входит в состав общего имущества данного многоквартирного дома, то в отношении такого земельного участка в соответствии со ст. 36 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ действует режим общей долевой собственности.

+5 / 0
Ответить

Да поняла я, поняла, что вы знающий юрист.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

ЕленаПишет 22.01.2021 в 07:19
Чтобы не обидно было содержать государственную землю возле дома, мы поставили ее на кдастровый учет. Зато и распоряжаемся ею сами.

То есть, собственники помещений приняли соответствующее решение, и теперь это уже НЕ просто некая государственная земля, а ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, на котором расположен многоквартирный дом, ВАШ многоквартирный дом теперь уже на ВАШЕМ земельном участке.

Теперь ВСЕ собственники помещений в вашем МКД - собственники и земельного участка, принадлежащего им на праве общей долевой собственности в СИЛУ ЗАКОНА (См. ст. 36 ЖК РФ, ст. 42 ФЗ-218 от 13.07.2015 г. , ст. 16 ФЗ-188 от 29.12.2004 г.)

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Было бы интересно инициировать судебный процесс по этому поводу (может быть самим автором, он, наверное, тоже в роли платящего за чужую собственность) и посмотреть результат (он очевиден) и аргументацию отказа в удовлетворении иска. А простое обсуждение - просто обмолот воды.

+3 / -1
Ответить

Сергей АлександровичПишет 22.01.2021 в 13:34
А простое обсуждение - просто обмолот воды.

Я просто высказал СВОЁ мнение и определил СВОЮ правовую позицию по данному вопросу. И предложил обсудить данную тему всем, кто заинтересован в этом.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Сергей АлександровичПишет 22.01.2021 в 13:34
Было бы интересно инициировать судебный процесс по этому поводу

Инициировать-то, как раз - не проблема. Есть проблема в ином. Например, в нашем внутреннем дворе, который, увы, числится как проезд и приватизации не подлежит, ставят свои автомобили часть собственников помещений в данном МКД.

Мы все вынужденно платим за содержание якобы земельного участка, на котором расположен наш МКД, но это же - ПРОЕЗД, соответственно пока ни при каких обстоятельствах он не может быть приватизирован, соответственно не может войти в состав общего имущества МКД.

Отсюда вывод - можно добиться отмены оплаты содержания чужой земли (проезда).

Но, тогда может возникнуть проблема между автолюбителями, которые размещают (пока) свои автомобили в этом внутреннем дворе, являющимся проездом и властями города Санкт-Петербурга.

Мол, раз это земля (проезд) государственная, стало быть, все авто - вон из этого двора (проезда).

В итоге, вполне возможная победа в суде с отменой оплаты содкржания чужого имущества, но тогда - мой личный конфликт с соседями-автолюбителями, которые могут в одночасье лишиться своих парковочных мест в этом двор-проезде.

Указанные обстоятельства пока и удерживают меня от инициирования разбирательства по поводу оплаты содержания НЕ земельного участка.

+3 / 0
Ответить

если числится проезд и не входит в общее долевое , то как вас могли заставить платить за этот участок?

+2 / 0
Ответить

Игорь ВикторовичПишет 20.10.2021 в 20:48
если числится проезд и не входит в общее долевое , то как вас могли заставить платить за этот участок?

А вот ТАК!!! Аргументы следующие - это же придомовая территория (термин юридически - не определён) и уборочная площадь. По версии властей мы же пользуемся этой ЗЕМЛЁЙ, стало быть, опять же по версии властей - обязаны платить за это пользование в виде платы за содержание.....

Я пока просто не хочу ссориться со своими соседями по МКД, которые как я говорил, могут лишиться возможности парковать свои авто во внутреннем дворе МКД, который числится автомобильным проездом.

Вот в этом-то и есть причина моего не обращения в суд с соответствующим иском. Тем более, что что на моей стороне будут выводы Верховного Суда РФ, как раз по делу, связанному с оплатой содержания так называемой "придомовой территории", которая НЕ ЯВЛЯЕТСЯ именно земельным участком.

+3 / 0
Ответить

Рыльков Лев АлександровичПишет 20.10.2021 в 21:08
парковать свои авто во внутреннем дворе МКД, который числится автомобильным проездом.

странная конструкция. А план можно посмотреть? гугл-карт

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Игорь ВикторовичПишет 20.10.2021 в 21:24
странная конструкция.

Да вовсе и не странная. МКД, в котором я проживаю - в историческом центре Санкт-Петербурга.

В таких домах много так называемых "проходных дворов", через которые можно проехать или пройти.

Почти везде, при явном попустительстве властей города, граждане установили в арках таких дворов ворота, тем самым, создав видимость наличия закрытых внутренних дворов.

Да, посторонним лицам стало сложнее попасть в такой "двор", тем более через него проехать. НО!!! При этом, так называемый внутренний двор не перестал быть проездом, который именно в ЭТОМ качестве и указан в документах по землепользованию и на картах соответствующих государственных структур.

Так что ВСЁ просто. Но, проезд сформировать и приватизировать возможности НЕТ.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Игорь ВикторовичПишет 20.10.2021 в 20:48
если числится проезд и не входит в общее долевое , то как вас могли заставить платить за этот участок?

Так в этом-то всё и дело, что НАС всех заставляют платить именно за уборку некой "придомовой территории" (термин юридически - отсутствует), мол раз МЫ ею пользуемся, стало быть и обязаны оплачивать её содержание и уборку.

И суды, вынося решения в пользу управляющих организаций (начисляющих НАМ плату за уборку чужой земли), якобы "не понимают" или делают вид, что не понимают - чего НАС не устраивает-то?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

Думаю, что дурят нашего брата.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (75)

А вот теперь война. Израиль ударил по Ирану: погибли генералы и ученые-ядерщики, атакованы главные иранские ядерные объекты

Ночью Израиль нанёс внезапный ракетный удар по Ирану, который состоял из пяти волн. Основной целью стали ядерные объекты, а также учёные и военные. Иран уже запустил огромный рой беспилотников в ответ.
00:45
Поделитесь этим видео

Уровень бедности в России продолжает снижаться

Инфляция растет, а бедность исчезает.Может вымирает? По мнению Росстата в России снизился уровень бедности: Росстат объяснил, за счёт чего растёт благосостояние русских. Я когда это прочитала,...

Ты недостаточно похудела. У тебя все равно есть лишний вес 😀🤡

И это пишут мне незнакомые мужчины в комментариях. 🤡)) Да, ни одного злобного комментария от женщин, только от таких вот мушшшщин. :) Вы серьёзно?.. На х**..... вы мне это пишете? Очень странно,
00:20
Поделитесь этим видео

Иран готов отомстить Израилю за ночной обстрел.

После ночного израильского удара по Ирану над куполом мечети Джамкаран взметнулся красный флаг возмездия, словно багряное предзнаменование, свидетельствующее о готовности Тегерана ответить на действия Израиля.

«Сбережения превратятся в бумажки»: предвестия девальвации 2025 и уроки из 1990-х

В комментариях я уже писал, что нас, может статься, ждёт рост цен на 400 – 500 % годовых, думаю, пора поговорить об этом подробнее. В ряде российских региональных СМИ всё чаще звучат тревожные прогнозы:...

Пушкин, дохристианские архетипы и языческая мифология в советской анимации

Советский мультфильм 1951 года «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» – это не просто экранизация одноимённой поэмы Александра Сергеевича Пушкина, но и глубокий культурный и символический текст,...

Похороны с продолжением: как старушка 88 лет «ожила» в своём гробу. Бабушка восстала из мира мертвых на глазах изумленных родственников

Привет, друзья! Сегодня у нас невероятная история, которая произошла в Чехии. Представьте себе: старушка 88 лет очнулась на собственных похоронах! Это событие, которое можно назвать настоящим чудом.

Блогерша из Иркутска, оскорблявшую участников СВО, задержана и доставлена в СК

Дверь в квартиру женщины пришлось вскрывать спасателям, так как она не хотела пускать полицейских. Когда силовики попали внутрь жилища, они увидели пьяную блогершу, сидевшую с ножом в руках.
01:23
Поделитесь этим видео

Третья мировая война: началась

Доброе утро читатели. Сегодня утром Израиль атаковал Иран, на территории Ирана были поражены множественные цели а именно: И многие другие, взрывы гремемели по всему Ирану, также в столице Тегеране. Мы,
00:07
Поделитесь этим видео

В Челябинской области подросток склонял девочек в детском саду понюхать чем пахнет его задница

Воспитательница младшей группы пригласила к себе на работу 11-летнего племянника. Мальчик при родственнице снимал штаны, тер рукой о пятую точку и давал ладонь детям ясельной группы, а она снимала на видео.
00:11
Поделитесь этим видео