Утеря трудовой книжки работодателем - несовершенство трудового законодательства.
Хочу поделиться своим горьким опытом, который может быть полезен работникам, попавшим в аналогичную ситуацию.
Работала в организации несколько лет. Всё было хорошо, но однажды возник конфликт с работодателем и он вынудил меня уволиться по собственному желанию. В день увольнения работодатель поставил меня перед фактом, что моя трудовая книжка утеряна, и мне завели новую с одной записью о последнем месте работы, без указания сведений о предыдущем трудовом стаже. Я расстроилась, т.к. в трудовой книжке были записи о 28 годах трудового стажа. Отказалась от получения новой книжки и попросила найти старую. После увольнения я стала искать информацию по поводу восстановления трудовой книжки: консультировалась с юристами, искала ответы на сайте трудовой инспекции, на сайте гос. услуг. Везде была информация, что при утере трудовой книжки работодателем он сам должен её восстановить. Но как он это должен делать и на каком основании - информации не было. Прождав две недели, я написала бывшему работодателю заявление о выдаче дубликата трудовой книжки с информацией о прошлом трудовом стаже и отправила по почте заказным письмом. Ответа не получила. Тогда я обратилась с заявлением в Прокуратуру и Трудовую инспекцию. Прокуратура переадресовала моё заявление в Трудовую инспекцию, а Трудовая инспекция не стала проводить никакой проверки, а отделалась дежурной отпиской с рекомендацией обратиться в суд. Я месяц изучала трудовое законодательство. Мне казалось, что мои требования о выдаче моей старой трудовой книжки или её дубликата полностью обоснованы. Под понятием "дубликат" я подразумевала новую книжку с информацией о предыдущем трудовом стаже. Исковое заявление составила сама, но обращалась к трём знакомым юристам для его проверки и корректировки. Суд принял иск к рассмотрению. Ответчик нанял опытного адвоката. Одной его фразы было достаточно, чтобы понять, что моё дело безнадёжно.
В трудовом законодательстве указано, что работодатель обязан выдать работнику в день увольнения его трудовую книжку. Но не указано, что это должна быть ТА САМАЯ трудовая книжка, которую он принял от работника при приёме на работу. Выдача новой трудовой книжки с одной записью полностью соответствует требованиям законодательства. И работодатели этим бессовестно пользуются.
Законодательство вообще не предусматривает случаи утери работодателем одной трудовой книжки. Только массовая утрата в случае пожара, стихийных бедствий и т.д.
Обязанность работодателя оказывать работнику содействие в восстановлении трудовой книжки возникает только в случае утери книжки работником. Опять же не указано, какое конкретно содействие он должен оказывать.
Заявление на выдачу дубликата работник пишет, если сам потерял трудовую книжку. Т.к. я трудовую книжку не теряла, а отказалась её получать, в оформлении дубликата мне также было отказано.
Получается, чтобы получить дубликат трудовой книжки с записями о предыдущем стаже, я должна забрать новую книжку, потерять её, собрать документы, подтверждающие мою трудовую деятельность и направить работодателю вместе с заявлением о выдаче дубликата. Это будет соответствовать закону.
Призываю всех не повторять моей ошибки. Прежде чем обратиться в суд, читайте судебную практику. Юристы тоже люди и они часто ошибаются.