Униженный учитель - тупиковая ветка развития общества
Оставим в стороне вопросы оплаты труда педагогов. Тема эта злободневная, многократно и всесторонне обсуждаемая на самых разных форумах. Не будем трогать и проблему повышения качества школьного образования, хотя это, безусловно, сегодня очень актуально. Поговорим об отношениях между участниками школьного образовательного процесса – учителями и учениками, учителями и родителями, учителями и школьной администрацией.
Ни для кого не секрет, что престиж профессии учителя за последние 30 лет упал настолько, что если опросить произвольно выбранный класс, то учителем захочет стать лишь один ученик. Максимум два. Или вообще никто не захочет. А ведь были времена, когда педагогическую карьеру мечтали выбрать чуть ли половина девочек в классе. Что же изменилось в общественном сознании?
Все началось в конце 1980-х. Глобальный дефицит. Повальное обнищание людей. Альтернативные пути выживания. Отток молодежи в бизнес. Понимание, что учеба и жизнь – две разные вещи. Это продолжилось и в 90-е. Сменились идеалы. Любимые киногерои тех лет – не профессора и космонавты, но бандиты и мошенники. Вспомним хотя бы знаменитую «Бригаду».
Новые поколения формировались, опираясь не на произведения Толстого и Чехова, а на реальный жизненный опыт – свой и старших родственников. Учить таблицу умножения стало не нужно – расчеты легко выполнял карманный калькулятор. Несколько позже его заменил мобильный телефон. Очевидно, что в этих условиях школа превратилась для многих учеников в противную обязанность. И так как учиться, с позиции таких учеников, смысла не имело, то на смену учебе пришли развлечения. Всякие и разные. Включая хамство. Включая хулиганство.
Сегодня много говорят о меркантильности российского общества. Не надо забывать, что эта меркантильность сформировалась не вчера, а в далекие 90-е, когда те, кому сегодня 35, были школьниками. И усвоили главный урок: деньги решают все. И видели, как делают бизнес и состояния люди, совсем не отягощенные знаниями. И как бедно живут многие образованные люди. А школы жили бедно. И, приходя в школу, дети не могли считать своих учителей успешными людьми. А зачем слушать неудачников? И чему они могут научить, раз сами не смогли?
Вторая сторона той же медали еще хуже. В обществе потребления, естественно, потребитель – клиент, который всегда прав. А в школе клиентами являются ученик и его родители. Значит, школа им должна. Пусть и бесплатно, но должна. Эта позиция подкреплялась и тем, что школьное обучение официально приравняли к «образовательной услуге».
Таким образом, само общество поставило учителей на уровень официантов. Нравится – хорошо. Не нравится – дайте жалобную книгу. И книга эта нашлась. Жаловаться родители и ученики могут сколько угодно и кому угодно. Вот только учителю жаловаться практически некуда. Директору? Тому выгодно, чтобы было меньше конфликтов. И проще осадить или уволить строптивого учителя, чем биться с родителями на верхних этажах образовательного здания. Тем более что на этих этажах тоже хотят, чтобы было меньше конфликтов.

Учителей уважают?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Да и сейчас почти всегда учеба и жизнь-разные вещи. Специалист с высшим образованием и уборщица получают минималку, поэтому даже и не знаю, стоило ли оно того. А насчёт уважения-я училась в 90-х..особого уважения к себе со стороны учителей тоже не испытывала. А учитель должен и уважать и быть уважаемым. После окончания школы не встречалась с учителями, и не жалею. Школьные годы /именно школа/ как страшный сон.
Согласен.
"Униженный учитель - тупиковая ветка развития общества" - грустная правда!