Так ли плох ЕГЭ по сравнению с образованием в СССР?

"А вот другой Дон-Кишот просвещенья: завел школы! Ну что, например, полезнее человеку, как знанье грамоты? А ведь как распорядился? Ведь ко мне приходят мужики из его деревни. "Что это, говорят, батюшка, такое? Сыновья наши совсем от рук отбились, помогать в работах не хотят, все в писари хотят, а ведь писарь нужен один". Ведь вот что вышло!" (Н.В. Гоголь "Мёртвые души").
Говорил ли?..
Пожалуй, в настоящее время над реформами российской системы образования вообще и над ЕГЭ в частности не издевался только ленивый. Особенно в этом занятии преуспевают сторонники той точки зрения, что в СССР было лучшее образование в мире, и даже сам Кеннеди якобы сказал о нём следующее: "Советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой".
На самом-то деле ничего подобного Кеннеди не говорил: в "Специальном послании Конгрессу об образовании" 1963 года он упомянул её достижения исключительно в части ликвидации неграмотности населения и увеличения доли граждан с более чем 7-летним образованием в 23 раза по сравнению с началом века, выпуск советскими вузами в 3 раза больше инженеров и в 4 раза больше врачей, чем в США, и ежегодный приток научно-технических кадров, более чем в 2 раза превышающий таковой в Соединённых Штатах. На этом основании Кеннеди сделал вывод о том, что увлечение советских людей образованием, безусловно, достаточно, чтобы превзойти достижения любой другой нации или системы:
"The necessity of this program does not rest on the course of the cold war. Improvement in education is essential to our nation's development without respect to what others are doing. Nevertheless, it is worthwhile noting that the Soviet Union recognizes that educational effort in the 1960's will have a major effect on a nation's power, progress and status in the 1970's and 1980's. According to a recent report prepared for the National Science Foundation, Soviet institutions of higher education are graduating 3 times as many engineers and 4 times as many physicians as the United States. While trailing behind this country in aggregate annual numbers of higher education graduates, the Soviets are maintaining an annual flow of scientific and technical professional manpower more than twice as large as our own. At the same time, they have virtually eliminated illiteracy, with a 23-fold increase since the turn of the century in the proportion of persons with an education beyond the 7th grade. This nation's devotion to education is surely sufficient to excel the achievements of any other nation or system".
John F. Kennedy, Special Message to the Congress on Education, 29.01.1963
Кстати, почему Кеннеди говорил о 7-летнем образовании?
Всеобщим, обязательным и бесплатным в раннем СССР было только неполное среднее образование — это было закреплено в статье 121 Конституции СССР 1936 года. А вот полное среднее и высшее образование было платным, исключения существовали только для некоторых категорий граждан.
Плата за полное среднее и высшее образование была отменена постановлением Совмина СССР от 06.06.1956 г., а месяц спустя это право граждан было закреплено в новой редакции статьи 121 Конституции, принятой законом СССР от 14.07.1956:
Тем не менее сторонников возвращения к советской системе образования сейчас выше крыши, а противников системы ЕГЭ ещё больше."Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается всеобще-обязательным семилетним образованием, широким развитием среднего образования, бесплатностью всех видов образования, как среднего, так и высшего, системой государственных стипендий отличившимся учащимся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся" (Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик).
Но так ли она плоха, как её преподносят?
Давайте-ка для начала перенесёмся в прошлое — скажем, лет на 50.
50 лет тому назад...
Школьные классы в то время были не такими малочисленными, как сейчас: в школах Куйбышева нормой было 32—36 учеников на один класс, именно по этой причине было принято проветривать помещение после каждого урока.
Отличников было не меньше половины в первых классах, а к восьмому их оставалось всего 1—3 человека: большинство подростков продолжали обучение в учреждениях профессионально-технического образования, поскольку спрос на рабочих всегда был высоким, и трудоустройство было гарантировано, а заработная плата, скажем, высококвалифицированного токаря нередко превышала заработную плату директора завода.
К тому же попасть в институт рабочему было намного проще, чем "белому воротничку": советское государство всячески поддерживало получение высшего образования без отрыва от производства.
О средствах визуализации в учебном процессе в то время особенно никто не задумывался, а пользоваться на уроках теми же калькуляторами — например, мощнейшим "Электроника МК 36" — преподаватели запрещали, хотя уже тогда все понимали: архаичные счёты, вычисления на листке бумаги и логарифмическая линейка — это уже прошлое.

Учебная нагрузка была не запредельной, поскольку не было таких потребностей в информации, как сейчас. Для получения образования ученикам было вполне достаточно школьных учебников и дополнительных знаний, даваемых учителями на уроках, а для расширения кругозора - школьной библиотеки, посещение которой раз в неделю было обязательным.
Роль учителя в образовательном процессе тогда была очень важной, поскольку уроки не были тупым пересказыванием учебников: они хотя и содержали необходимый минимум знаний, но заменить преподавателя не могли.
Именно по этой причине уже недельный пропуск школьником занятий из-за банальной простуды оборачивался необходимостью "догонять класс".
Всё стало стремительно меняться в лихие 90-е.
Школьное образование в 90-е
Бардак в постсоветском государстве не замедлил отразиться на системе образования, и в первую очередь на учебной нагрузке школьников, которая стала расти не по дням, а по часам: иногда обоснованно в соответствии с требованиями времени, но нередко просто из-за моды.
Например, в тот период к обязательным предметам добавилось повальное увлечение родителей факультативными занятиями, в результате чего школьники приходили на учёбу к 8 утра, а уходили только вечером, что плохо сказывалось на успеваемости.

Придя в школу преподавателем в 1992 году, автор этих строк с удивлением обнаружил, что его ученики и ученицы на редкость апатичны из-за хронической усталости, для преодоления которой преподавателям приходилось прикладывать недюжинные усилия.
Что, впрочем, было делом почти бессмысленным: в отличие от времён СССР, когда знания вколачивались в синапсы школьников весьма прочно, в российские 90-е содержание учебных программ приобрело тенденцию испаряться из голов учащихся почти немедленно после сдачи экзамена.
Тогда же произошла утрата престижа рабочих профессий, поэтому в те же ПТУ стало уходило всё меньше и меньше школьников: теперь они досиживали "десятилетку" и всеми правдами и неправдами поступали в институты. Обычной практикой тогда стала подача документов сразу в несколько ВУЗов, причём самыми престижными оказались специальности, связанные со сферой экономики и финансов.
По той же причине родители прикладывали массу усилий, чтобы их чада получили школьный аттестат без "троек", а заветной мечтой многих была "золотая медаль": таким выпускникам было несравненно проще поступить в институт.
И здесь хочешь - не хочешь, а без поддержки преподавателей, завуча и директора школы стать "медалистом" шансов почти не было. Естественно, в 90-е в школах пышным цветом расцвела система взяток.
...и в 2000-е
Компьютеризация и появление широкого доступа в Интернет поначалу не вызвало особых опасений у преподавателей старой закалки, которые в массе своей просто не понимали, как это изменит образовательный процесс.
Вспомните, как мы готовили те же рефераты, не говоря уже о курсовых и дипломных работах: пять-восемь часов изучения литературы в областной научной библиотеке, и хорошо ещё, если найдёшь несколько подходящих цитат.
С появлением Интернета множество литературных источников и научных работ оказалось в свободном доступе, и процесс подготовки чернового варианта работы сократился с недель до нескольких дней и даже часов.
Мало того: семимильными шагами стала развиваться услуга написания любых работ - от рефератов до диссертаций "на заказ"; в системе образования СССР она тоже была, но скорее в виде редкого исключения и только на подпольном положении.
И вот тут-то преподаватели впервые ощутили беспокойство, поскольку они почти перестали быть необходимыми для учеников - как потеряли смысл и списки рекомендуемой литературы, которые учителя создавали по своим предметам годами.
Появление того же Скайпа ударило и по репетиторству в традиционном его понимании: теперь тот же иностранный язык можно было осваивать непосредственно с носителем языка, находящемся в другом месте планеты, и стоимость обучения очень заметного снизилась.
Параллельно с этим выросла учебная нагрузка, и оценивать знания школьников традиционными методами стало проблематично. Отсюда и появилась в 2001-м году система ЕГЭ - сначала а виде эксперимента, проведённого в Чувашии, Марий Эл, Якутии, Ростовской и Самарской областях, а учебный процесс был перекроен до такой степени, что противники ЕГЭ и сторонники старой школы преподавания стали заявлять о воспитании с его помощью поколения, которое совершенно не умеет думать головой.
И вот тут-то уместно понять, чем современное образование коренным образом отличается от образования в СССР.
Главное отличие современного образования от образования в СССР
Заключается оно в следующем: если в СССР главной задачей ученика было использование своей головы именно для процесса учёбы, то сейчас на первом месте стоит поиск готовых ответов в интернете и их зазубривание.
Именно свободный доступ к океану знаний из-за их перевода в цифровую форму является основной причиной потери прежнего статуса преподавательской профессии: сейчас учителя практически не могут сказать ничего нового своим ученикам уже в начальных классах, поскольку те сами находят всю нужную информацию на просторах интернета.
И если во времена СССР над решением той же математической задачи нужно было потрудиться самостоятельно или хотя бы списать у одноклассника, хорошо разбирающегося в предмете, то теперь в этом нет никакого смысла, ибо по одному её условию сразу выгугливается готовое подробное решение.
По схожей причине современному поколению неинтересно запоминать ту же таблицу умножения: ведь встроенный калькулятор есть в любом компьютере и смартфоне.
Учить правила орфографии и пунктуации? А зачем, если в любом офисном текстовом приложении есть встроенный модуль проверки, а для особо продвинутых существуют такие специализированные программы как ОРФО.
Самому писать реферат? Чего ради, если за 200 рублей уже через 4-5 часов ученик получит через Интернет готовый реферат, причём с требуемым процентом уникальности текста и гарантией прохождения проверки сервисом "Антиплагиат"?
Учить неорганическую химию - ту же валентность, свойства кислот, оснований, и пр.? Какой в этом смысл, если школьник не собирается связывать своё будущее место работы с данной специальностью?
Да та же таблица Менделеева, которая до 50-х годов прошлого века считалась незыблемой, а затем стала дополняться трансактиноидными элементами, получаемыми на ускорителях тяжелых ионов: запоминать число элементов периодической системы теперь просто незачем, ибо эта информация приобрела справочный характер, причём регулярно обновляемый в сторону увеличения.
Тут вы можете возразить: надо воспитывать всесторонне образованную личность.
Задам встречный вопрос: а зачем?
К чему, например, школьнику учить наизусть стихи Осипа Мандельштама, если при необходимости он в любой момент выведет их в монитор компьютера или в экран смартфона? Для развития памяти? Но сейчас развитая память далеко не так уж необходима, как 50 лет тому назад.
В той же юриспруденции память чаще создаёт больше проблем, чем приносит пользы: изменения в законодательство вносятся настолько часто, что опытный юрист, отягощённый грузом устаревших правовых норм в памяти, постоянно рискует принять неправильное решение.
В этой связи весьма интересное предложение сделал такой люто ненавидимый народом персонаж как Анатолий Борисович Чубайс.
Предложение Чубайса

Год назад, выступая в Екатеринбурге на конференции "Россия-2050", Чубайс отметил, что сейчас в стране молодёжь имеет слишком много "развращающих" возможностей учиться бесплатно, и высказал предложение ограничить бесплатное образование тремя классами, мотивируя это тем, что подсчитать свои налоги люди смогут и с таким уровнем образования.
Предложение, естественно, вызвало бурю негодования в преподавательской среде, что и понятно: не бывает пчёлок против мёда, и реализация подобной инициативы в первую очередь повлекла бы за собой массовые сокращения преподавателей.
Впрочем, предложение и впрямь выглядит провокационно-крутовато: местный автор, например, категорически не понимает, куда по замыслу Чубайса должен пойти 10-летний ребёнок по завершении 3-х классов, если его родители не в состоянии оплатить 9 классов основного среднего образования.
Мысли местного автора
Несмотря на спорность предложения Чубайса, в нём - предложении - есть своё рациональное зерно.
Возвращение системы платного полного среднего и высшего образования, как это было в СССР до 1956 года, имеет смысл: сейчас по окончании девятилетки молодые люди уже вполне осознанно могут сделать выбор относительно своей дальнейшей судьбы: или продолжить обучение дальше и поступить в ВУЗ, или бесплатно получить хорошо оплачиваемую рабочую профессию в системе профтехобразования, либо заняться бизнесом или неквалифицированным трудом.
Во всяком случае, такая система хотя бы частично помогла бы решить проблему тупоголовых выпускников современных ВУЗов, которые изначально поступали туда исключительно с целью "откосить от армии" и (или) получить заветные "корочки" о высшем образовании и затем осесть где-нибудь в виде офисного планктона.
Возможно, вы удивитесь, но сейчас найти того же крановщика или экскаваторщика - проблема из проблем, несмотря на то, что предлагаемая работодателями зарплата раза в 3-4 превышает зарплату офисного работника.
Но для этого необходимо целенаправленно проводить работу по популяризации и повышению престижа рабочих профессий, а в современной России делать это в принципе разучились.
Хорошо, спросите вы, а почему только 9 классов, а не все 11?
Строго говоря, всё обучение в 10 и 11 классах нацелено на подготовку школьников к поступлению в высшие учебные заведения, в частности, особый упор делается на предметы, которые необходимы для поступления в конкретные ВУЗы - вплоть до организации профильных классов.
А опыт показывает, что процесс целенаправленного обучения рабочим специальностям идёт легче и успешнее в 15-16 лет, а не в 19 - после того, как к рабочей специальности вынужденно приходит несостоявшийся студент, "провалившийся" на вступительных экзаменах в институт или отчисленный из ВУЗа за неуспеваемость.
Тут два года имеют значение - тем более, что получивший рабочую специальность, рабочее место и достойную зарплату человек вполне в состоянии самостоятельно оплатить своё обучение в высшем учебном заведении - например, если высшее образование необходимо ему для продвижения по карьерной лестнице.
Именно такой подход всячески пропагандировался во времена СССР, и к высшему образованию люди подходили осознанно и именно для карьеры: стать тем же мастером цеха или начальником железнодорожной станции было гораздо проще человеку с высшим образованием, вышедшим из рабочей среды. Кроме того, начальника "из своих" рабочие уважали гораздо больше, чем, скажем, инженеров, не поднимавших ничего тяжелее авторучки.
С учётом представленных доводов, автор этих строк спокойно относится к системе ЕГЭ, и совершенно не поддерживает старческое брюзжание и ностальгию по советскому образованию: для того времени оно было органичным и целесообразным, но сейчас его подходы малоприменимы.
Зато вполне актуальным стало мнение, высказанное главным героем цикла рассказов Артура Конан Дойла - мистером Шерлоком Холмсом:
Кстати, это высказывание вполне согласуется с данными, полученными наукой ещё в прошлом веке: от знаний, которые не используются человеком ежедневно более одного месяца, ещё через два остаётся не более 4 процентов. Именно по этой причине, например, писатель Чернышевский (1828 - 1889), владевший 16 языками, каждый день уделял языковой практике почти 5 часов.
Выводы
В современном обществе неуклонно приближается время максимально узкой специализации, и не за горами то время, когда часть школьных предметов перейдёт в категорию, аналогичную специалитету в высших учебных заведениях - то есть только для интересующихся.
Во всяком случае, детские психологи в последние 20-25 лет отмечают постоянный рост статистики психических расстройств у школьников, которым всё тяжелее удаётся осваивать школьную учебную программу.
И это несмотря на то, что всё больше информации даётся им в аудиовизуальной форме: получасовую лекцию по многим вопросам с успехом заменяет буквально двухминутное видео, презентации PowerPoint, цифровые платформы для обучения основным школьным предметам и электронные учебники, которые намного удобнее и информативнее привычным нам учебников бумажных.
Во всяком случае, на личном опыте автор этих строк убедился: те знания, которые ему дала советская общеобразовательная школа, а затем и его первый университет в массе своей ему абсолютно не пригодились, и впоследствии были успешно им забыты за ненадобностью.
По той же причине сейчас вассерманы и подобные ему "знатоки" из "Что? Где? Когда" уже далеко не так популярны, как это было в Советском Союзе: Интернет свёл роль образования и необходимость развития памяти если не к нулю, то очень близко к этой лаконичной циферке - примерно как в этом номере от "Уральских пельменей":
Ваше мнение по этому вопросу?
России нужна очередная реформа системы школьного образования?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
После прочтения такой замечательной публикации я только укоренился во мнении, что советская система образования, в пору которой учился автор, стократ сильнее, масштабней и полновесней существующей возможности получения образовательных услуг.
В СССР давали профессии, учили учиться, а не только рефераты строчить. И вообще-было всё упорядоченно. Например, если человек заканчивает ПТУ, ему нужно отработать 2 года по специальности! То есть он не безработный, как сейчас, что молодежь не знает где работать!
А сейчас учатся студенты, а потом не по специальности работают! Это плохо!
Так ведь ПТУ сейчас нет! Сейчас институты и университеты! Если бы в СССР не было ПТУ, а было бы столько университетов, как сейчас (!), то где были бы тогдашние пэтэушники? Они тоже получали бы высшее образование и были бы такими же тупоголовыми студентами, а потом также были бы безработными.
На эти, якобы, нынешние институты нужно накосить столько денег, чтобы туда поступить, взяток очень много берут... век такой стал... а после такого обучение и выходят одни Митрофанушки... Не сравнить, что давало образование человеку в СССР, а что сейчас... из школы выходят и тут же всё забыли... так надо, видимо, правительству.
Светла, сейчас нет ПТУ, теперь называют - колледж. А зачем сейчас столько институтов - это бизнес. Им главное, чтобы денежку заплатили. Да и учиться некоторым студентам некогда - работа, дискотеки,... у моих знакомых учится на платном, так частенько дома.
В советские времена были три ступени.
ПТУ - рабочие специальности, поступление без экзаменов.
Училища и техникумы - СПО - поступление со вступительными.
ВУЗы.
Так что не путайте ПТУ и Техникумы - название может сейчас и одно, но суть разная.
Но образование такое же как в ПТУ, только бо льше учатся 3-4 года.
Закончила институт в 1987, бесплатно, еще и стипендию платили. Без работы дня не была. Распределение было, причем кто лучше учился, тот вперед выбирал куда поехать на работу. Кто хуже учился, тому что останется. Но трудоустроены, причем по специальности, были все. Не надо врать.
Раньше на работу устроиться было проще во всех сферах и не так ломились в ту же Москву!
Зачем было куда то ломиться? Я за год квартиру обставила, которую, к тому же бесплатно дали. И работа была и зарплата всегда вовремя и не скажу, что маленькая.
Да это чистая правда. Я тоже в 1987 году окончила ВУЗ. Все так и было. Поступали и учились бесплатно и распределение было. Кто отлично учился выбирал первый куда ехать по распределению. Знания давали хорошие, спустя 33 года до сих пор помню и применяют в работе знания.
Сейчас и учителя изменились! Раньше были творцы, а сейчас -- ремесленники! Нет цели научить ребёнка...
Ну так давайте скажем спасибо за это нашим горе реформаторам! Не голосуйте больше за них на выборах! А то ругают, ругают, а потом идут и голосуют за ЕдРо и Путина!
Вы, наверное, не в курсе. Сегодня у нас ПТУ есть, только они названы на западный манер - калледжи. В них и обучаются выпускники 9-х классов выпихнутые школой со словами "ты нам в 10 классе не нужен, у нас показатели поступающих в ВУЗЫ! И неча нам их портить". Вот и обучаем мы в калледжах тех, кто и школе родной не нужен, да и родителям не всегда до них дело есть (они же сами дети перестройки).
Олег! В колледжах!
Вы какую школу в Петрозаводске окончили?
Не согласна с Вами отчасти, не во все колледжи и техникумы нашего города легко поступить, (особенно после 9-го класса).
Попробуйте в Автотранспортный-конкурс доходит до 5-6 чел /место, такая же ситуация в Ж/Д колледже...
Сейчас есть колледжи - это то же самое ПТУ. Только вывеска другая.
Это правда. Среди выпускников университета, где я на полставки преподаю, больше половины по специальности не работает.
мало того, в СССР изначально планировало сколько надо токарей, сколько инженеров, геологов, маркшейдеров, геофизиков и т.д
и по окончании учебного заведения было распределение, где каждый гарантированно трудоустраивался! Иногородним предоставлялись общежитие по символической цене!
Сейчас же учебные заведения выплевывают миллионы безработных с никому ненужными модными профессиями!
Если бы автор получил сегодняшнее образование, то не написал бы такую статью с размышлизмами
У егэшников много мусора в голове и упорядочить они его не могут.
Дак данный аффтор троль ольгинский.
У них не мусор как таковой, у них масса отрывочных знаний, которые никак не укладываются в какую-либо систему.
Верно! И самое главное - стоит только исчезнуть Интернету (а вдруг наши мммм, суперпупер умные правители отключат нас от мира?), сесть батарейке, аккумулятору, да просто сломаться телефону, и - всё, капец всем тем, кто, по словам автора "...сразу выгугливается готовое подробное решение..."
А вот самостоятельно думать, принимать решения, никому ещё не мешали...
Ну вот как-то так...
Статья, действительно, замечательная. А по химии до сих пор скучаю. Мы учились по советским учебникам, и слава Богу!
До сих пор смотрю с гордостью на них.
)))) Теперь у нас также ( ( ( ( (
Когда училась в институте... тоже задавали вопрос -Зачем нам философия и прочие не обязательные (как нам казалось) предметы. На что получили ответ от декана... ВЫ ЛЮДИ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ.. если хотите изучать узко направлено пожалуйста на курсы...
Сейчас понимаю как это верно!
Приводимая автором цитата из доклада Кеннеди как раз таки в каждом слове и свидетельствует о полном превосходстве советской системы образования. Конечно, Кеннеди не мог напрямую советское образование хвалить (Конгресс объявил бы ему импичмент за измену родине буквально на следующий день), но приведённые им в докладе факты -- это просто наш триумф.
ЕГЭ это не очень плохо, но тестовая система ЕГЭ нуждается в корректировке, а советская модель конечно устарела.
Советская модель была плоха, поскольку была сильно идеологизирована и политизирована. Однако давала общие знания и заставляла думать.
Она учила мыслить многовекторно, а не шаблонно-как в настоящее время.
Кругозор и мысли развивала.
Идеологизированность -- часть мировоззренческого подхода, и его легко можно было скорректировать, наполнив определённые предметы (кстати всего три предмета -- историю, обществоведение и литературу) другим содержанием.
Задача любого школьного образования -- научить человека мыслить и учиться самостоятельно. И с этим советская школа справлялась прекрасно, так как стояла на методических основах русской классической гимназии (хвала Н.К. Крупской за то, что она перетащила эти основы в советскую действительность, несмотря на яростное сопротивление).
Про какие тесты вы говорите? Тестов уже несколько лет не существует.
А куда же они подевались? Мои дети сдают! И я в месте с ними!
Что Вы? Ещё как есть, теперь и учитель свою профкомпетенцию прохождением тестов показывает.
Но Чубайса все-таки посадить!
На минималку и пусть своим внукам оплачивает школьное образование с ЭТИХ денег.
Чубайс как то заявил что на планете слишком много народа накопилось,так что его пора бы прорядить!
У нас тут некоторые поклонники товарища Сталина и любители "верните взад СССР" сам факт наличия платного образования или отрицают, ссылаясь на опыт двоюродного/троюродного дядюшки, который абсолютно бесплатно куда-то поступил, или выдвигают идею, что это было почти "даром", примерно месячная зарплата квалифицированного рабочего. Подумаешь, ерунда какая. А что семьи были многодетными, колхозники деньги и в глаза-то почти не видели, почему-то забывают.
Вот уж врете. В Советское время получила бесплатно высшее образование, еще и стипендию рлатили. За общежитие студенты платили 10 рублей за полгода. И колхозники деньги получали стабильно.
И жили все долго (120 лет, не меньше) и счастливо, и умирали, на хрен, в один день. Всё понятно.
В этом и заключалось все счастье. А деньги зачем они нужны были. Вдруг еще потратят.
В СССР реально построили коммунизм. Спички копейка, дорога 5 коп.. На юг съездить-тоже копейки стоило. Продукты дешевые, коммунальные вообще копейки!
И главное-была уверенность в завтрашнем дне! Что мы не останемся жить на улице!
Что нас никто не выгонит из квартиры за неуплату ЖКХ..
Чтобы налоги на твой огород..!
Такой ерунды вообще не было! Небо и земля СССР и сейчас.
Без денег-то всяко лучше.
Не надо думать куда их потратить.
А нынешние во власти - разве не родом из КПСС? Наймиты Запада или ДИССИДЕНТЫ разрушили СССР?
Тогда модно было, а теперь имидж поменяли.
За общежитие 10 р за полгода платили. Когда учились.
Пока еще живем, до 120 вряд ли доживем. Уничтожат или вакцинами или запинают во благо государству.
Валентина-вам видимо уже не менее ста лет - раз знаете что при СССР ВСЕГДА якобы образование было БЕСПЛАТНЫМ? Хотя бы в Интернете посмотрите информацию!
На счет ВСЕГДА я не говорила. А только про те годы, когда сама училась. В школу я пошла в 1982.
В институт в 82. В школу в 72
Здесь НИКТО и не писал - что ПЛАТНОЕ в СССР образование было ВСЕГДА!
Так Вы еще царскую Россию вспомните. Последние годы образование было бесплатное. А вот после развала СССР все развалили.
Подайте на меня в суд, глупая "Валентина".
За правду.
И на основании своего лживого бормотания.
Жду.
P.S. Всех касается, кто "плюсики" поставил.
Лживое бормотание как раз у Вас. Платят то хорошо за вранье???
Платят настолько хорошо, что вам, дрочерам, и не снилось.
Вот только не за враньё, а за правду.
Она сейчас куда лучше оплачивается.
Правды у Вас не видно. Одни понты и оскорбления.
Согласен.
Когда говорю долбочёсам из села Нижние Чесуны, что Хрущёв вывел людей из крепостного права, дав людям-колхозникам паспорта - свинообразные и тюленеподобные в мой адрес ещё и повизгивают.
Но сейчас найти того же крановщика или экскаваторщика - проблема из проблем, несмотря на то, что предлагаемая работодателями зарплата раза в 3-4 превышает зарплату офисного работника.
Соглашусь. У меня знакомая женщина 58 лет работает крановщиком. У нее педобразование, ранее работала в школе. Потом прошла переподготовку на крановщика. Теперь она довольна и счастлива, без работы не сидит, а работодатели ее очень ценят. Зарплата по ее рассказам очень достойная.
Хм... честного слесаря с руками из плеч растущими найти проблема...
Так давайте все учителя с врачами перейдём на работу КРАНОВЩИКАМИ и ЭКСКАВАТОРЩИКАМИ - только ГДЕ работать будем и КТО тогда ЛЕЧИТЬ и УЧИТЬ будет?
Вот поэтому нужна очередная реформа образования. Перестали мыслить.
Скорее разучились думать...
А надо?
Мне нужен толковый слесарь с руками, откуда положено шевелиццо и делать вызванное дело, а не (censored) философ.