Медиация. Сравнительный анализ процедуры в России и Италии

Особое место среди форм разрешения конфликтов занимает медиация – проведение переговоров с участием медиатора (посредника).
Сам по себе, конечно, способ разрешения конфликтов с помощью посредника не нов, но никогда до сих пор потребность в этом способе преодоления разногласий не была столь велика, как в настоящее время.
В России
Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые о них было упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281–1313), которая содержит ссылку на мировую сделку, заключенную автором письма с его адресатом, и требование к адресату соблюдать ее.
Если углубиться в историю, то таких примеров можно найти еще немало, но в качестве отдельного понятия альтернативное урегулирование споров возникло лишь в середине 1990-х годов в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих.
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. №194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», введенные в действие с 1 января 2011 года, создали правовые условия для развития в Российской Федерации альтернативных способов урегулирования споров при участии независимых лиц – медиаторов.
Можно выделить следующие особенности процедуры данного института, которые содержатся в судебной практике и законодательстве РФ.
Исходя из вышеизложенного можно определить ряд преимуществ медиации: экономия времени, неформальность и конфиденциальность процесса, возможность найти конструктивное решение, соответствующее реальному положению вещей. Но несмотря на это, до настоящего времени сохранились и не решены некоторые проблемы, а также не устранены пробелы в законодательстве.
В Италии
Интересна процедура медиации в Италии, так как этот институт введен в республике на обязательном уровне. Правовой основой регулирования данного института являются:
- Законодательный декрет о медиации № 28 от 4 марта 2010 г. (далее: Законодательный декрет № 28);
- Законодательный декрет о медиации № 69 от 21 июня 2013 г.;
- Закон № 98 от 9 августа 2013 г.;
- Министерские декреты № 180 от 18 октября 2010 г. (далее: Министерский декрет № 180) и № 145 от 6 июля 2011 г. (далее: Министерский декрет № 145), регулирующие вопросы аккредитации и образования медиаторов, вопросы тарифообразования и пр.
Можно провести следующий сравнительной правовой анализ. Критерий сравнения: федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», Законодательный директ Италии от 4 марта 2010 года № 28 (вводится в действие статья 60 закона от 18 июня 2009, № 69 в сфере медиации, направленной на примирение по гражданским и торговым спорам).
ПФЗ содержит 7 понятий, среди которых: стороны; процедура медиации; медиатор, медиаторы; организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; соглашение о применении процедуры медиации; соглашение о проведении процедуры медиации; медиативное соглашение.
В отличие от директа, ФЗ содержит понятие «процедура медиации», а не «медиация», согласно которому это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
ФЗ называет в качестве медиаторов независимых физических лиц. Также, согласно ФЗ, медиаторская организация – это юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является проведение процедуры медиации. Директ содержит 5 понятий: медиация; медиатор; примирение; медиаторская организация; реестр.
Медиация – это посредническая деятельность, осуществляемая беспристрастным третьим лицом, направленная на помощь двум или более субъектам как в поиске дружеского соглашения по разрешению спора, так и в формулировании предложения по его разрешению.
В отличие от ФЗ, директ называет медиаторами и физических, и юридических лиц. Согласно директу, медиаторская организация – это только государственный или частный орган, в котором может осуществляться данная процедура.
Сфера применения относится к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений (ст. 1, ч. 2).
Директ содержит соответствующую статья (ст. 3), однако она не регламентируют сферу применения данного института, а лишь указывает на вид документов, применяемых при медиации.
Условия применения процедуры: осуществляется на основании соглашения сторон; может быть применена как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства; начинается со дня заключения соглашения о медиации (ст. 7). Проходит в неформальной обстановке по месту нахождения медиаторской организации (ст. 8).
Выбор и назначение медиатора
По взаимному согласию стороны; по рекомендации медиаторской организации (ст. 9). В Италии назначается руководитель медиаторской организации (ст. 8).
Конфиденциальность: при проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.
Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон (ст. 4).
Ставшие известными в ходе процедуры медиации информация и заявления не могут быть использованы в судебном разбирательстве по тому же самому предмету спору, в том числе раздельному, начатому, завершённому или продолженному в суде после неудачи медиации, за исключением ясно выраженного согласия стороны, от которой исходят сведения. В отношении подобных сведения не допускаются свидетельские показания и показания под присягой.
2. Медиатор не может быть принуждён давать показания относительно содержания ставших ему известными в ходе процедуры медиации информации и заявлений ни судебной, ни какой-либо другой властью. К медиатору применяются положения статьи 200 уголовного процессуального кодекса. И на него распространяются гарантии, предусмотренные для защитника положениями статьи 103 уголовного процессуального кодекса (ст. 10).
Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение 60 дней.
В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.
Срок проведения процедуры медиации не должен превышать 180 дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего 60 дней (ст. 13).
Длительность процедуры медиации не может превышать 4 месяцев. Срок, согласно пункту 1, не является процессуальным и начинает исчисляться с момента регистрации заявления на медиацию или с момента истечения срока, установленного судьёй для регистрации заявления, а также в случаях, в которых судья переносит дело на другой срок, согласно четвёртой или пятой части пункта 1 статьи 5. Этот срок исчисляется, в том силе, и в нерабочие дни (ст. 6).
Срок, согласно статье 6, и срок переноса дела распоряжением судьи осуществляется в соответствии со статьёй 5, пунктом 1, и не учитывается согласно статье 2 закона от 24 марта 2001, № 89 (ст. 7).
Коллективные споры
Медиации не проводятся по трудовым коллективным спорам (ст. 1, ч. 5), проводятся по коллективным искам (ст. 15).
Все остальные положения данных документов не содержат ничего общего ни в содержании, ни в названии статей. Хочется заметить, что процедура медиации в Российской Федерации более разработана законодательно, нежели в Республике Италия.
Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые акты
a) Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Проект Общего положения о торгово-промышленных палатах России 1911 года.
b) Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. №194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
c) Законодательный декрет о медиации № 28 от 4 марта 2010 г. (далее: Законодательный декрет № 28).
d) Законодательный декрет о медиации № 69 от 21 июня 2013 г. Закон № 98 от 9 августа 2013 г.
e) Министерские декреты № 180 от 18 октября 2010 г. (далее: Министерский декрет № 180) и № 145 от 6 июля 2011 г. (далее: Министерский декрет № 145), регулирующие вопросы аккредитации и образования медиаторов, вопросы тарифообразования и пр.
2. Основная литература
a) Актуальные проблемы процедуры медиации в России и пути их решения / Каратаев Иван Александрович. 2017.
b) Международная медиация: искусство деловой дипломатии / Кэролл Э., Мэки К. 2012 г.
c) Медиация: теория и практика, перспективы развития / Федеральный институт медиации, ФГБУ «ФИМ», 2017.
Спасибо!
Очень интересно!