Конституционно-правовой статус субъекта (региона) РФ.
В Конституции РФ закреплено 6 видов субъектов РФ - республики, города федерального значения, края, области, автономная область, автономные округа. При этом в статье 5 Конституции РФ особо подчёркивается, что субъекты РФ равноправны. В статье 65 Конституции РФ субъекты РФ перечислены в алфавитном порядке, что подтверждает принцип равноправия субъектов РФ.
Существует мнение, что республики в составе РФ являются государствами и имеют больший конституционно-правовой статус, чем другие субъекты РФ. Республики обладают всей полнотой государственной власти, кроме полномочий, которые отнесены к исключительной компетенции РФ, а также полномочий, которые отнесены совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Республика имеет свою конституцию, свою территорию, систему органов государственной власти, республиканское гражданство, государственный язык, символы республики (герб, гимн, флаг).
Республики образованы по национальному принципу, при котором большинство населения республики или относительное большинство населения принадлежит к одной национальности.
Что касается других субъектов РФ, то они также обладают всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые отнесены к исключительному предмету ведения РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Итак, основной принцип конституционно-правового статуса субъектов РФ - то, что субъекты РФ равноправны, независимо от вида субъекта РФ, поэтому республики имеют такой же правовой статус, как и область, край, автономный округ. Отличия касаются лишь в названии учредительных документов, но конституция республики имеет такой, же правовой статус, как устав другого субъекта РФ. Наличие государственного языка в республики и национального гражданства указывают лишь на то, что республики образованы по национальному принципу, а края, области – по территориальному принципу, автономные образования по национально-территориальному принципу.
Конституционно-правовой статус субъекта РФ (независимо от вида субъекта) определяется следующим составом:
• Субъект РФ имеет свой Учредительный документ (Конституция для республики, Устав для других субъектов РФ) и своё законодательство;
• Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границы субъекта РФ и изменение границы между субъектами РФ может быть произведено только по взаимному согласию субъектов РФ.
• Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти на основании принципа разделения властей. Имеется Законодательный (Представительный) орган, который принимает законы – Областная, Краевая Дума, Республиканский парламент.
Исполнительную власть представляет – Администрация области, края, Республиканское правительство. Судебную власть представляют созданные в системе суды общей юрисдикции - мировые судьи, а также в субъекте РФ может быть создан Конституционный (Уставной) суд субъекта РФ, который даёт толкование Конституции (уставу) субъекта РФ и проверяет на соответствии законы субъекта РФ нормам Конституции (Уставу) субъекта РФ.
С теоретической точки зрения, изменение конституционно правового статуса субъекта РФ может быть в следующих формах:
• Образование нового субъекта РФ путём соединения существующих субъектов РФ и упразднения отдельных субъектов РФ (ч.2 статьи 65 Конституции РФ);
• Преобразование субъекта РФ без изменения территориальных границ субъекта РФ (ч.5 статьи 66 Конституции РФ). Эта форма преобразования предполагает изменения вида субъекта РФ, т.е. например, область преобразуется в край.
При этом нужно различать изменение вида субъекта РФ и изменение наименования субъекта РФ без изменения вида. Изменение наименования субъекта РФ проходит по упрощённой процедуре, решение об изменении наименования принимает субъект РФ, а Президент РФ издаёт Указ о внесении нового наименования субъекта РФ в Конституцию РФ. Поэтому, изменения наименования субъекта РФ не влечёт изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Что касается изменения вида субъекта РФ, то в принципиальном смысле для субъекта РФ ничего не меняется т.к. все виды субъектов РФ равноправны (статья 5 Конституции РФ). Если, например, край изменит свой вид и станет республикой, то нужно будет принять конституцию республики, вместо Устава края, возможно появление собственного государственного языка, национального гражданства.
Итак, если область станет краем или край республикой, то изменение базовых принципов не произойдёт т.к. основной принцип конституционно-правового статуса субъектов РФ закреплён в статье 5 Конституции РФ, в которой указано, что все субъекты РФ равноправны.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: