Букварь оппозиционера: невыученные уроки (ч.1)
В Независимой газете опубликована статья, мимо которой не должен пройти ни один трезвомыслящий человек.
Итак. "Имперский либерализм. Идея свободы превратилась в свою противоположность".
Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук.
Продолжающийся политический кризис в США уже породил волну комментариев о кризисе либеральной идеологии. Дело не только в пресловутом штурме Капитолия 6 января и последующих беспрецедентных мерах безопасности при инаугурации Джозефа Байдена, включая блокировки аккаунтов Дональда Трампа и его сторонников в социальных сетях. Проблема глубже. Если раньше Соединенные Штаты позиционировали себя как «страну свободы», то теперь они предстали в глазах мира как страна жестких ограничений.
Идеология политкорректности, утверждающаяся в современных США, стала отрицать классические либеральные свободы: слова, собраний, печати и совести. Если человек не имеет права сказать что-то резкое о меньшинствах, то это не свобода слова. Если существует позитивная дискриминация, то это не всеобщее равенство граждан перед законом, а нечто похожее на сословные привилегии. Если мужчина опасается не так посмотреть на женщину из страха перед обвинением в «харрасменте», то налицо нечто похожее на сословные ограничения. Сожжение феминистками и «черными активистами» книг Киплинга или Марка Твена напоминает костры XV века, на которых флорентийский монах Савонарола велел сжигать произведения искусства Ренессанса.
Преображение либерализма в свою противоположность до сих пор не получило должного осмысления. А между тем оно заслуживает внимания. Возможно, в современном либерализме заложен идейный потенциал, который постепенно превращает его в авторитарную идеологию.
Либерализм появился в XVIII веке как идеология, постулирующая наличие у личности некоего набора неотчуждаемых свобод. После европейских революций 1848 года этот набор прав превратился в «классическую четверку»: свобода слова, печати, собраний и совести. Дальнейшая история классического либерализма шла по двум направлениям. Первое: распространение стандарта либеральных свобод на все категории населения, вершиной чего стало введение всеобщего избирательного права. Второе: согласие либералов на появление социальной системы перераспределения доходов, хотя это противоречило их базовой идее «минимального государства».
И все же то был либерализм национального государства. Подобная либеральная идеология теоретически могла быть реализована в любой стране, оставляя его в прежнем качестве. В середине ХХ века внутри либерализма стала набирать силу новая идеология «открытого общества», которая постулировала необходимость слома общественных табу и принятия решений на основе критического мышления. «Открытое общество» сделало упор на социокультурных правах, требуя ликвидировать большинство общественных табу. В центр были поставлены свободы от традиционных общественных норм, классической культуры, ограничений всевозможных расовых и сексуальных меньшинств и даже от самого государства: ведь идеология «открытого общества» постулирует отказ от таких понятий, как «Родина» и «патриотизм». Теоретик «открытого общества» Карл Поппер даже постулировал отказ от истории: не следует пытаться выводить ее законы, а нужно заниматься социальной инженерией, то есть строить новое общество с чистого листа.
Продолжение следует.
Источник: https://www.ng.ru/kartblansh/2021-01-26/3_8066_kartblansh.html
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Государственников могут заменить только Державники! Все остальное - это от лукавого.