Специфика правового регулирования договора аренды транспортных средств.
В связи с развитием разных видов транспорта и увеличением оборота транспортных средств в Гражданском кодексе Российской Федерации выделили институт аренды транспортных средств в отдельный § 3 гл. 34, посвященный аренде транспортных средств. Аренда транспортных средств подразделяется на аренду транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации и без предоставления данных услуг и эксплуатации.
Согласно ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Таким образом, современное законодательство регулирует комбинированное обязательство, во-первых, обязывающее арендодателя передать арендатору транспортное средство во временное владение и пользование, во-вторых, оказывать ему услуги по управлению транспортным средством, в-третьих, услуги по технической эксплуатации.
В соответствии со ст. 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. На наш взгляд, хотя в данной статье и говорится лишь о праве пользования фрахтователем данным судном, он также будет обладать и правом владения на данное транспортное средство. Согласно п. 1 ст. 206 КТМ РФ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. Но согласно п. 2 данной статьи для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна. Например, выбор портов захода судна, в частности портов погрузки и выгрузки, относится к области коммерческой эксплуатации судна и поэтому осуществляется фрахтователем. Таким образом, арендатор будет обладать как правом пользования (так как использует судно по его назначению), так и правом владения на данное транспортное средство.
В Воздушном кодексе Российской Федерации не содержится понятия аренды транспортных средств с экипажем, только - договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). Так, согласно ст. 104 ВК РФ по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Но данный договор следует отличать от договора аренды транспортных средств (аренды воздушного судна) с экипажем. По договору аренды воздушное судно поступает во владение и пользование арендатора, который чаще всего становится его эксплуатантом. По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) эксплуатант выступает фрахтовщиком. Фрахтователь же довольно часто не является ни пассажиром, ни грузоотправителем, ни грузополучателем.
В Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации также не содержится понятия аренды транспортных средств с экипажем, указываются только общие положения договора.
Институт аренды транспортных средств с экипажем наглядно отражается в ст. 606 ГК РФ, а именно по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Как было описано выше, транспортное средство с экипажем может предоставляться как во временное владение и пользование, так и во временное пользование в зависимости от формируемых правоотношений. Например, если лицо арендует автомобиль с экипажем для перевозки грузов на длительный срок и после окончания рабочего дня водитель ставит транспортное средство в гараж арендатора, то здесь прослеживается как право владения, так и право пользования арендатора, а если данное транспортное средство возвращается в гараж арендодателя, то у арендатора возникает только право пользования данным транспортным средством.
Таким образом, положение ст. 606 ГК РФ наиболее полно и точно отражает понятие договора аренды транспортных средств с экипажем. Поэтому необходимо внести поправку в ст. 632 ГК РФ и указать, что арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование или во временное пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Договор аренды транспортных средств с экипажем является двусторонним (участниками данного договора выступают арендодатель и арендатор), возмездным (арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации, а арендатор в свою очередь выплачивает за предоставленное транспортное средство и услуги арендную плату в установленном размере), реальным (для заключения данного договора необходимо не только согласие сторон по всем существенным условиям, но и передача транспортного средства). Но необходимо отметить, что на морском (ст. 198 КТМ РФ), внутреннем водном (п. 6 ст. 60 КВВТ РФ) и воздушном транспорте данный договор является консенсуальным (достаточно соглашения сторон по всем существенным условиям).
Ни в ГК РФ, ни в каком другом нормативном правовом акте не зафиксирован определенный круг участников арендных отношений, которые будут являться субъектами договора аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. Таким образом, закон не ограничивает перечень лиц, которые могут вступать в арендные отношения. Следовательно, к рассматриваемым хозяйствующим субъектам можно отнести физических и юридических лиц, Российскую Федерацию (далее - РФ), субъекты Российской Федерации (далее - субъекты РФ) и муниципальные образования.
Сторонами в договоре аренды транспортных средств с экипажем по общему правилу выступают арендодатель и арендатор. КТМ РФ выделяет в качестве сторон данного договора судовладельца и фрахтователя. Арендодателем (судовладельцем) могут быть собственники транспортных средств, а также лица, управомоченные законом или собственником сдавать транспортное средство в аренду (ст. 608 ГК РФ). К ним относятся физические и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.
Специальной статьи, посвященной определению понятия "арендатор", не закреплено в ГК РФ и иных нормативных правовых актах, но к арендаторам также можно отнести физических или юридических лиц, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Необходимо отметить, что отношения субъектов будут регулироваться различными нормами договора аренды в зависимости от их целевого использования. Например, если одно физическое лицо предоставляет во временное владение и пользование или пользование легковой автомобиль другому гражданину за определенную плату, то данные отношения будут регулироваться общими нормами об аренде. То есть если стороны являются физическими лицами, не обладающими статусом индивидуального предпринимателя и их целью не является получение прибыли, а арендуют они транспортное средство для потребительских нужд, то в данном случае будут применяться нормы § 1 гл. 34 ГК РФ.
В случае если организация, которая осуществляет сдачу транспортного средства в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, предоставляет во временное владение и пользование лимузин физическим лицам для потребительских целей (например, для свадебного кортежа) за определенную плату, то данные отношения будут регулироваться положениями договора проката, т.е. нормами § 2 гл. 34 ГК РФ. В том случае, если организация предоставляет во временное владение и пользование самолет за определенную плату индивидуальному предпринимателю и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации, то в данном случае отношения будут регулироваться нормами договора аренды транспортных средств с экипажем. Когда в качестве арендодателя и арендатора выступают юридические и (или) физические лица, обладающие статусом индивидуального предпринимателя, и их целью является получение прибыли от коммерческой эксплуатации транспортного средства, такие отношения будут регулироваться нормами § 3 гл. 34 ГК РФ.
Таким образом, аренда транспортных средств будет регулироваться различными положениями гражданского законодательства в зависимости от субъектного состава обязательственных отношений и соответственно их определенного субъектного состава:
1) когда арендуются транспортные средства с экипажем юридическими и (или) физическими лицами, обладающими статусом индивидуального предпринимателя, которые занимаются предпринимательской деятельностью с целью извлечения прибыли. Данные отношения будут регулироваться нормами § 3 гл. 34 ГК РФ и иными транспортными уставами и кодексами;
2) когда сдаются в аренду транспортные средства с целью бытового (некоммерческого) использования. В данном случае отношения сторон будут регулироваться общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ), если нет прокатной организации, которая осуществляет сдачу транспортного средства в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, в ином случае - положениями о договоре проката (§ 2 гл. 34 ГК РФ).
Не существует единого мнения среди ученых-цивилистов по поводу того, что относится к предмету договора аренды транспортного средства с экипажем. Так, Е.В. Вавилин выделяет в качестве предмета данного договора транспортное средство, говоря о том, что положения ГК РФ не ограничивают предмет указанного договора какими-либо видами или типами транспортных средств, что означает, что они распространяются на любые транспортные средства, не изъятые из оборота.
А.Г. Калпин к предмету данного договора относит два элемента: предоставления арендатору транспортного средства и оказания услуг по управлению транспортным средством и технической эксплуатации. Причем автор отмечает, что предоставление понимается как передача арендатору на время правомочия пользования права коммерческой эксплуатации транспортного средства. Правомочие владения остается за арендодателем на время аренды, сохраняющим контроль над членами экипажа. Что же касается оказания услуг по управлению и технической эксплуатации, то оказание данных услуг выходит за пределы аренды и сближает рассматриваемый договор с договорами об оказании услуг.
В.В. Витрянский отмечает, что договор аренды транспортных средств представляет собой отдельный вид аренды со специфическим предметом, включающим три объекта: действия по передаче имущества, само передаваемое имущество, действия сторон по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации.
Согласно ст. 633 ГК РФ договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. Такие виды транспортных средств, как морские суда, суда внутреннего плавания, а также воздушные суда, относятся к недвижимому имуществу и подлежат государственной регистрации (ст. 130 ГК РФ). В ст. 33 КТМ РФ и ст. 16 КВВТ РФ, ст. 33 ВК РФ содержатся нормы о регистрации судов и прав на них. Так, например, морские суда подлежат государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации:
1) Государственном судовом реестре;
2) реестре маломерных судов;
3) бербоут-чартерном реестре;
4) Российском международном реестре судов;
5) реестре строящихся судов.
Отмечается, что в бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Хотя на данные суда и распространяются правила о государственной регистрации, но при заключении договора аренды транспортных средств не применяются требования п. 2 ст. 609 ГК РФ о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества. Такие требования не установлены и в транспортном законодательстве, т.е. в КТМ РФ, КВВТ РФ и ВК РФ. Как правило, данный договор заключается с использованием проформ чартеров. Самая распространенная среди стандартных проформ - это универсальная проформа фрахтования судна на время с экипажем "Балтайм", разработанная БИМКО в 1939 г.
Несоблюдение требований письменного оформления договора аренды транспортного средства не влечет его недействительности. В случае спора стороны лишаются права в подтверждении договора и его условий ссылаться на свидетельские показания, но вправе приводить письменные и другие доказательства (п. 2 ст. 609 ГК РФ)].
Договор аренды заключается на срок, определенный договором (ст. 610 ГК РФ). Согласно ст. 632 ГК РФ правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются. То есть по истечении срока аренды стороны должны вновь заключить договор аренды транспортных средств с экипажем. Рассмотрим пример на практике. Между сторонами 25 сентября 2006 г. заключен договор аренды трактора с экипажем, согласно условиям которого и на основании акта приемки-передачи от 25 сентября 2006 г. истец (арендодатель) передал, а ответчик (арендатор) принял во временное владение и пользование трактор. Управление транспортным средством осуществляется специалистами арендодателя. Срок действия договора - с 25 сентября 2006 г. по 31 декабря 2006 г. 2 октября 2006 г. сторонами заключен договор аналогичного содержания в отношении трактора. Срок договора сторонами не определен. Договор аренды трактора от 25 сентября 2006 г. заключен на срок до 31 декабря 2006 г., истцом не предоставлено доказательств продления срока его действия. В силу ст. 632 ГК РФ правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются, следовательно, действие договора аренды трактора от 25 сентября 2006 г. окончилось 31 декабря 2006 г. Прекративший свое действие договор не может быть расторгнут судом. Из сказанного следует, что удовлетворение требования о расторжении договора аренды трактора от 25 сентября 2006 г. также невозможно. Кроме того, истец просил обязать ответчика возвратить трактор. Истцом не представлено суду доказательств, что после прекращения арендных отношений ответчик продолжает владеть спорным трактором, тем более что управление транспортным средством осуществлялось специалистами арендодателя (истца). Таким образом, в иске было отказано..
Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному (ст. 610 ГК РФ). Однако срок обязательно должен быть указан в тайм-чартере - договоре фрахтования судна на время (ст. 200 КТМ РФ). По договору аренды транспортных средств с экипажем, в отличие от общих норм об аренде, осуществление основных обязанностей возложено на арендодателя, а не на арендатора. Причем данные нормы являются императивными, и стороны не могут заключить договор на иных условиях.
Обязанности арендодателя можно поделить на основные и дополнительные. Так, к основным обязанностям относятся:
1) предоставление арендодателем транспортного средства арендатору во временное владение и пользование за арендную плату (ст. 632 ГК РФ);
2) предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации. Причем данные услуги должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре (ст. 635 ГК РФ);
3) арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).
Одной из дополнительных обязанностей арендодателя является страхование транспортного средства и (или) страхование ответственности за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, но только в том случае, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК РФ).
Подводя итог, следует отметить, что основные обязанности и ответственность в договоре аренды транспортных средств с экипажем возложены на арендодателя. Именно данная сторона договора предоставляет услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, осуществляет текущий и капитальный ремонт, несет ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием и т.п. Что, в свою очередь, создает благополучные условия заключения договора аренды транспортных средств с экипажем для арендатора.
