Донос, кляуза, жалоба или обращение?
Краткое содержание :
Некоторые граждане задаются вопросом: жалоба в вышестоящие инстанции — это донос или обращение гражданина? Не воспримут ли сегодня обращения в вышестоящие инстанции как доносительство, кляузы и нечто непотребное?
В России действует Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан», он совсем небольшой, но очень важный — именно на нём зиждутся взаимоотношения общества и органов государственной власти.
Что нужно знать об этом нормативно-правовом акте?
Первое, самое базовое и основное правило — это то, что Ваши обращения рассматриваются в 30-дневный срок. В случае если органу государственной власти нужно дополнительное время, он обязательно Вас об этом должен уведомить, он может продлить срок рассмотрения ещё на один месяц. Как правило, этого не происходит, обычно отвечают в 30-дневный срок и именно на тридцатый день.
Причины у этого самые разные: иногда действительно нужно много времени, а иногда специально затягивается ответ для того, чтобы Вы опустили руки или проблема сама собой рассосалась. Бывает по-разному.
Второй момент — после того, как Вы направили ваше обращение, его обязаны зарегистрировать в течение трёх дней. Как правило, Вас об этом уведомляют. Это происходит не всегда, если Вы направили через Интернет, то скорее всего Вам придёт такая бумажка, что всё хорошо, обращение принято к рассмотрению, Вам вскоре ответят.
Ещё один интересный момент — если Вы промахнулись, если Вы написали не туда. Условно, Вы хотели разобраться в порядке организации азартных игр в России и написали в Министерство внутренних дел, а на самом деле этот вопрос находится в ведении Минфина. Вот тогда МВД должно перенаправить Ваше обращение в Министерство финансов. Этим пунктом, этим правом очень часто злоупотребляют, а вот другой интересный момент — когда Вы направили обращение в какой-то орган власти, а его спустили вниз.
К примеру, Вы написали президенту, а отвечает Вам муниципальный депутат. Это иногда хорошо, если Ваш вопрос с региональной спецификой, и на него ответить может только тот, кто знает, что происходит на местном уровне. Но зачастую всё не так прекрасно.
Бывает, что Вы обжалуете действия какого-то должностного лица, а отвечает Вам именно это должностное лицо. То есть прокурор Петров провел проверку действий прокурора Петрова и не нашел никаких нарушений. Вот, забавно, но так бывает.
Это, однако, не значит, что нет никакого смысла писать наверх. Это делать нужно. Потому что бывают Ваше обращение спускают, но в конце есть такая пометочка, ключевая фраза "ситуация взята на контроль" и нижестоящий орган власти — его обязали уведомить вышестоящий о принятом решении. Это всегда добрый знак, это знак того, что всё будет действительно хорошо.