Памятники воинской славы
Православие – это религия нашего народа. Она на протяжении всей истории существования нашего государства оказывает большое влияние на русский народ.
Русский человек обладает большой открытой благородной душой. И где же её можно увидеть лучше, чем глядя на архитектурные памятники – храмы и монастыри, которые всем своим видом устремляются в небо, заставляют задуматься о том, что находится за границей нашей обыденной жизни. Здесь проявляется душа русского народа, его неудовлетворённость земным.
На протяжении российской истории было очень много войн и бедствий. Было очень много побед. А что же помогало побеждать как ни единая вера, которая объединяла в одну силу, помогала забыть все обиды и недовольства. Русское войско всегда обладало большим духом, чтобы защитить свою единственную уникальную великую державу.
Как же русский народ умел воздать благодарность Богу за преодоление бедствий. Это мы можем не только представить, прочитать, но и увидеть собственными глазами.
С древнейших времен на Руси был обычай — в знак благодарности Богу за дарование победы в войнах или решающих битвах ставить часовни, строить храмы, воздвигать монастыри. В них постоянно и особенно усердно поминались воины, «на поле брани за Веру и Отечество живот свой положившие», как гласит заупокойная молитва об убиенных и от ран скончавшихся воинах.
В храмах-памятниках нашло выражение одно из главных правил православной духовной жизни — благодарность Богу и людям, благодарность воинам, пострадавшим за свой народ и за свою Родину. Престолы храмов, в основном, посвящались тому святому или церковному празднику, в день которого произошло историческое событие.
Посмотрим историю создания храмов с начала истории православной Руси.
995 г. - На берегах реки Стугна близ Треполя произошло сражение между дружиной киевского князя Владимира и войском печенегов. Владимир вышел на бой с малой дружиной и потерпел жестокое поражение. Во время бегства князь укрылся под мостом и благодаря этому спасся от плена. Среди такой опасности Владимир дал Богу обет, если опасность минует, создать в Василеве церковь. Молитва благочестивого князя была услышана, и он в чувствах радости и признательности к Господу тогда же исполнил свой обет, поставил в Василеве церковь во имя Преображения Господня, так как в тот самый праздник и произошла неудачная сеча с печенегами и избавление от них.
1036 г. – победа над печенегами - князь Ярослав Мудрый строит Софийский собор в Киеве.
В 1165 г. Андреем Боголюбским был построен храм Покрова на Нерли в память победы над волжскими булгарами и в честь убитого в сражении сына – Изяслава.
15 июля 1240 г. – Невская битва. Победа новгородского войска под командованием Александра Невского над шведами. В 1710 г. Петр I в память о Невской битве основал в устье Чёрной речки (ныне река Монастырка) в Санкт-Петербурге Александро-Невской монастырь.
21 сентября 1380 г. – Куликовская битва. Памятники, связанные с Куликовской битвой, посвящены преимущественно празднику Рождества Богородицы, так как именно в этот день была одержана победа над мамаевскими полчищами. Это, например, церковь Рождества Богородицы на Сенях в Московском Кремле, построенная в 1393 г. по желанию Великой Княгини Евдокии, супруги Димитрия Донского; Рождественский монастырь в Москве, церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, Спасский собор Андроникова монастыря, церковь Великомученика Георгия Победоносца в селе Коломенском, церковь Рождества Христова в селе Беседы, церковь Всех Святых на Кулишках на братской могиле воинов, погибших на Куликовом поле; Высоко-Петровский монастырь, основанный в XIV веке, обновлённый в честь победы на Куликовом поле и перестроенный в XVII - XVIII веках.
1395 г. – спасение Москвы от разорения ордами Тамерлана. В память об этом событии был основан Сретенский монастырь. Во время нашествия Тамерлана в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Был отслужен молебен. По преданию и историческим источникам, Матерь Божия явилась во сне Тамерлану, окруженная небесным воинством, которое ему угрожало погибелью. Проснувшись, Тамерлан повернул от Ельца обратно в степи.
1440 г. – отражение нападения хана Мехмета. С эти событием связан Кресто-Воздвиженский монастырь (ныне снесён).
2 июля 1451 г. (в праздник Положения Ризы Богородицы) – спасение Москвы от разорения сына хана Ногайской орды Мазовши, который внезапно бежал со своими воинами. В том же году была основана церковь Ризоположения в Кремле.
1521 г. – отход войск хана Мухамед-Гирея от Москвы. В ознаменование этого события в селе Остров на юге от Москвы была отстроена белокаменная церковь Преображения Господня.
1530 г. – победа Великого Князя Василия III над Казанью. В 1532 г. в селе Коломенском была возведена церковь Вознесения Господня.
В честь победы над Казанским (1552 г.) и Астраханским (1556 г.) ханствами был построен собор Пресвятой Богородицы на Рву (собор Василия Блаженного).
1591 г. – победа над войском хана Казы-Гирея. В 1592 г. царём Фёдором Иоанновичем был основан Донской монастырь.
1612 г. – освобождение Москвы от польско-шведской интервенции. Димитрий Пожарский получил от Казанского ополчения с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, под покровительством которой 22 октября взяли штурмом Китай-город. В благодарность за победу князь возвёл на Красной площади собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Были построены также в память об этом важнейшем событии и другие храмы, среди которых церковь апостолов Петра и Павла в Солдатской слободе, церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке, шатровый храм Покрова Богородицы в селе Медведково (родовое имение князя Пожарского) на месте молебна ополчения перед Казанской иконой Божией Матери о победе в битве за Москву.
1 сентября 1618 г. – отражение польских войск царевича Владислава. Памятником этого события стала церковь Покрова Богородицы (в Филях), построенная по заказу Царя Михаила Феодоровича.
Храм Троицы Живоначальной в Листах (Сухаревская площадь) построен стрельцами и освящен в 1661 г. Он является памятником Троицкого, Виленского, Низовского и Чигиринского стрелецких походов. Придел Покрова Божией Матери освящен в память похода 1678 года против войск султана Селима под город Чигирин. В стенах его увековечена память Царей Алексия и Феодора, Императоров Петра I и Александра III, патриархов и святителей.
В 1693 г. была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в память присоединения Карелии.
1709 г. – победа в Полтавской битве. В память о погибших воинах строится в Петербурге Сампсоновская церковь.
В честь победы русского флота при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720) в Петербурге построена Пантелеймоновская церковь (1735-1739).
В 1705-1719 гг. в знак победы в Северной войне была сооружена церковь Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной.
В 1766 г. на средства Екатерины II была построена церковь Великомученицы Екатерины с приделом Великомученицы Ирины в селе Покровском. Строительство церкви связано с присоединением Крыма, утверждением России в Прикубанье и на берегах Черного моря;
Собор Богоявления в Елохове был построен в честь присоединения к России кавказских берегов Каспийского моря (1722-1731 гг.). Первый кирпич при закладке храма уложил Император Петр I.
В память о победе в Отечественной войне 1812 года была построена часовня Святителя Николая возле Никольских ворот, в которой находились иконы:
— Апостола из 70-ти Филиппа (память 11 октября — день ухода французов из Москвы);
— Апостола Первомученика и Архидиакона Стефана (память 27 декабря —
день очищения от французов русской земли);
— Мучеников Адриана и Наталии (память 26 августа — день Бородинского сражения);
— Апостола Фомы (память 6 октября — день Тарутинского сражения);
— Апостола и Евангелиста Матфея (память 16 ноября — день переправы французов при отступлении через реку Березину);
— Мучеников Хрисанфа и Дарии (память 19 марта — день взятия Парижа);
— Казанская икона Божией Матери (память 22 октября — день сражения под Вязьмой);
Также в честь победы над Наполеоном были построен храм во имя святых отцов Седьмого Вселенского собора, память которых совершается 11 октября, в день, когда французы покинули Москву («на вечную память изгнания нечестивого врага из Первопрестольной столицы Российской»).
Но главным памятником этого исторического события явился, безусловно, Храм Христа Спасителя (Рождества Христова), освященный в 1883 г. (архитектор К.А.Тон).
1854-1855 гг. – оборона Севастополя. В ознаменование этого события были построены в Севастополе Владимирский собор, в котором захоронены адмиралы Лазарев, Корнилов, Нахимов, Истомин, Шестаков, Карпов, Перелешин, и Свято-Никольский храм.
В память о войне с Турцией 1877—1878 гг. стала часовня героям Плевны у Ильинских ворот Китай-города (архитектор В.О.Шервуд).
1904-1905 гг. – Русско-Японская война. В память о моряках, погибших в русско-японской войне построен в Санкт-Петербурге на берегу Ново-Адмиралтейского канала храм-памятник Спас-на-Водах.
В память погибших в Первую мировую войну (1914-1918) построен в Москве кладбищенский храм в честь Преображения Господня на Братском кладбище, основанном преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной.
В память о защите Брестской крепости в городе Бресте был восстановлен Свято-Николаевский храм, ставший одним из последних очагов сопротивления в Цитадели.
12 июля 1943 г. – крупнейшее танковое сражение на Прохоровском поле. В 1992-1995 гг. был построен на месте битвы храм в честь святых апостолов Петра и Павла и храмом-звонницей во имя святого Георгия Победоносца.
На Мамаевом кургане сооружён храм во имя Всех Святых.
В память обо всех погибших во время Великой Отечественной войны построены храмы-памятники во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Санкт-Петербурге в 1995 г. и в 1993-1995 гг. в Москве на Поклонной горе. В Парке Победы на Поклонной горе в составе мемориального комплекса водружен памятный Крест.
После афганской и двух чеченских войн наше Отечество потеряло множество воинов, память о которых еще предстоит традиционно запечатлеть в строительстве мемориальных храмов-памятников. Одним из них стал мемориал в храме во имя святого Георгия Победоносца в Вологде, состоящий из 12 мраморных плит со 176 фамилиями погибших вологжан на территории Чеченской республики и республики Афганистан.
Таким образом храмы могут рассказать всю русскую историю. Они являются свидетелями нашего прошлого. Православные храмы связывают нас с нашей историей, это то, что передали нам предки, ведь религиозность – главная черта русского народа.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: