Путешествие по России, Золотое кольцо России, город Владимир.

Город Владимир - третья (после Новгорода и Киева, не считая Ладоги) столица русского государства в 1243 - 1389 годах.

В настоящее время в литературе указывается две альтернативных даты основания Владимира: 1108 и 990 годы.
Соответственно, городу приблизительно от 912 до 1030 лет.
Памятник крестителям Владимирской земли основателю города князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору:

Город расположен на границе двух природных районов: к северу от Владимира простирается возвышенное безлесное Владимирское Ополье, к югу — лесная и болотистая Мещёрская низменность.
Рельеф города сложный. Наиболее старая центральная часть лежит на высоком левом берегу реки Клязьма, на круто спускающихся к реке холмах, разделённых глубокими оврагами.
Клязьма протекает по городу на протяжении 2,5 км и ещё 5 км вдоль городской границы, ширина реки во Владимире составляет 130 м. По территории города также протекает около 60 рек и ручьёв.
В городе проживает 356 тысяч человек.

Троицкая церковь, или церковь Троицы Живоначальной.
Этот храм интересен в первую очередь потому, что это первая и единственная церковь, построенная во Владимире старообрядцами.
1905 году император Николай II подписывает указ «Об укреплении начал веротерпимости», который окончательно уравнивает в правах староверов с остальными подданными короны. Даже говорить теперь правильно не «раскольники», а «старообрядцы», или «староверы». Закладывают его в 1913 году.
Возводится храм по проекту архитектора Сергея Матвеевича Жарова, самого известного на тот момент архитектора в городе. Этот человек много чего построил во Владимире. Из самого известного — бывшая водонапорная башня, где сейчас расположен музей «Старый Владимир».
Храм проработал до 1928 года и был закрыт. В советское время здесь в разное время располагались архив, театральный склад и даже общежитие с нарами под потолок. В 60-е годы храм чуть было не снесли. Якобы даже был готов проект подрыва церкви. Мол, занимает площадь в центре города, загораживает Золотые ворота. Но за храм вступилась общественность и даже лично писатель Владимир Солоухин. Удивительно, но церковь отстояли. Случай по тем временам уникальный.

Золоты́е воро́та — памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире.
Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском, который перенес столицу княжества во Владимир из Суздаля.
Золотые ворота использовались как оборонительное сооружение и как триумфальная арка.
Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города (Новый город).

Это были самые парадные ворота города в XII—XIII веках. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», имея в виду, что они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце и поражавшей воображение современников. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнёзда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне с противоположной стороны лестницы был выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери.
По одной из легенд, в июне 1767 года карета императрицы Екатерины II, когда она проезжала через Владимир в Нижний Новгород, при въезде во Владимир застряла в арке ворот в большой луже. По распоряжению императрицы валы были частично срыты (разобраны) с обеих сторон Золотых ворот, и были устроены проезды в обход ворот. Левый вал впоследствии был срыт совсем. Его остатки можно видеть за зданием педагогического института возле Золотых ворот.

Золотые ворота стоят на трассе, ведущей из центра Владимира на Москву, в этом месте дорога огибает ворота слева и справа. Проход через арку Золотых ворот свободный, какие-либо заграждения отсутствуют. Известны случаи, когда через арку проезжали на автомобилях лихачи, либо водители, не справившиеся с управлением. Руководство музея-заповедника отрицательно относится к идее установки каких-либо дополнительных заграждений, поскольку это нарушило бы архитектурный облик памятника. Выдвигалась идея переместить ворота, чтобы спрямить автомобильную дорогу, но она не получила поддержки.

Умопомрачительные виды Владимира

По пешеходной улице Владимира приятно прогуляться

Особенно золотой осенью

Улицы и архитектура города:

Успе́нский собо́р во Влади́мире — православный храм, кафедральный собор Владимирской митрополии Русской православной церкви. В настоящее время также государственный музей, выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. Один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва.
В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

После пожара 1185 года Всеволод III, более известный как Всеволод Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского, значительно расширил собор. К храму были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина — 30,8 м, длина без учета апсид — 30 м).

От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX веке.

Дми́триевский собо́р города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») — храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 году включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Построен в эпоху наивысшего могущества и расцвета великого Владимирского княжества великим князем владимирским Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). По Николаю Воронину, построен в 1194—1197 годах; по летописным данным, обнаруженным в 1990-х годах Татьяной Тимофеевой, — в 1191 году. Возводился храм из белого камня-известняка. Строили храм русские мастера.
Собору 829 лет.
Дмитриевский собор небольшой по размерам, поскольку строился только для семьи князя и был его домовой церковью.

Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями).
Прославление княжеской власти было главной идеей фасадной скульптуры собора, поэтому на ней изображено множество геральдических символов — львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей и т. п.

В связи с богатой белокаменной отделкой, которая почти полностью обволакивает храмовые стены, храм называют «белокаменной книгой»
От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный суд»

Пешеходная улица:


Продолжение следует:
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: