Татьяна
Татьяна Подписчиков: 1
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 130

Население и его состав. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства

21 дочитывание
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,90 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Население - жители, люди, проживающие в каком-нибудь месте; совокупность людей, живущих на определенной территории, народонаселение.

Лица, находящиеся на территории государства, образуют население. В состав населения входят: граждане; лица без гражданства (апатриды; реже - аполиды); лица с гражданством двух и более стран (бипатриды); иностранцы.

Объем правосубъектности по внутреннему праву у данных категорий населения не одинаков. Самой полной правосубъектностью обладают граждане. Только граждане имеют право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через участие в выборах; только граждане вправе занимать определенные должности и заниматься отдельными видами профессиональной деятельности. На гражданах лежит и соответствующий объем юридических обязанностей.

Под гражданством в правовой науке принято понимать устойчивую правовую связь лица с государством, порождающую их взаимные права и обязанности. По своему характеру институт гражданства регламентируется нормами национального законодательства и отнесен к суверенным вопросам национальной правовой системы. Однако в отдельных случаях институт гражданства сталкивается и с международным правом.

К международно-правовым вопросам гражданства необходимо отнести:

1. коллизионные вопросы гражданства;

2. вопросы безгражданства (апатризма);

3. вопросы многогражданства (бипатризма).

Под коллизионными вопросами гражданства принято понимать столкновение норм различных национальных правовых систем, приводящие к появлению бипатризма и апатризма. Решение коллизий законов о гражданстве возможно в современном международном праве на основе международных договоров по данным проблемам. Например, принятая 12 апреля 1930 г. Конвенция, касающаяся некоторых вопросов, связанных с коллизией законов о гражданстве. Конвенция, в частности, предусматривает, что:

• в случае утраты гражданства женщиной в связи с замужеством это обусловливает приобретение ею гражданства мужа;

• натурализация мужа во время брака не влечет за собой изменения гражданства жены, кроме случаев, если ею было дано согласие;

• если в силу национального законодательства жена утрачивает гражданство в связи с утратой гражданства мужем, то это возможно только если ею приобретается новое гражданство мужа;

• если женщина утрачивает свое гражданство в следствии вступления в брак, то государство должно обеспечить восстановление в гражданстве после расторжения брака в случае подачи ею ходатайства и в соответствии с законами данной страны (подобным образом вопросы решаются и в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.).

В конвенции подробно регламентируются вопросы гражданства детей при возникновении коллизий законов о гражданстве между «правом почвы» и «правом крови».

Вопросы безгражданства решаются в настоящее время на основании Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. и Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. Для ликвидации безгражданства Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

• если ребенок родился на территории государства и не приобретает гражданство, то/государство должно ему предоставить свое гражданство;

• найденыш, находящийся на территории государств, считается рожденным от граждан государства его нахождения;

• ребенок приобретает гражданство государства, если хотя бы один из его родителей является гражданином этого государства;

• утрата гражданства в следствие изменения статуса должна осуществляться при условии приобретения этим лицом другого гражданства. Это же положение касается случаев отказа от гражданства.

Международно-правовые вопросы бипатризма на практике чаще всего решаются на основе международных договоров по вопросам двойного гражданства. Проблема многогражданства возникает в случае использования дипломатической защиты и исполнения обязанностей в отношении государства своего гражданства. Перечисленные проблемы решаются с использованием так называемого института «эффективного гражданства», под которым понимается, что гражданин обладает эффективным гражданством того государства, где он в основном или преимущественно проживает, или имеет недвижимую личную собственность. Таким образом, гражданин пользуется дипломатической защитой и несет обязанности перед тем государством, эффективным гражданством которого он обладает.

Дипломатическая защита граждан, находящихся за границей. Наиболее общие положения о необходимости уважения прав и свобод человека и гражданина, о защите этих прав международным сообществом и непосредственно государствами содержатся в таком важном международном источнике, как Устав Организации Объединенных Наций. Уже в преамбуле этого документа говорится о важности утверждения веры в уважение основных прав человека, в достоинство и ценность человеческой личности. В ч. 3 ст. 1 Устава сказано, что ООН преследует цели, в том числе поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех без различения пола, расы, языка и религии. В ст. 55 (например, п. «c») содержится положение о том, что ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, а ст. 56 закрепляет норму, в соответствии с которой все члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55.

Венские конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и консульских сношениях 1963 г., а также многочисленные двусторонние консульские конвенции содержат положения, относящиеся к данной сфере, в частности определяющие конкретные функции дипломатических представительств и консульских учреждений, действующих от имени государства и осуществляющих защиту своих граждан, находящихся за рубежом.

Положения, касающиеся этой сферы, имеются и в таких документах международно-правового характера, как Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятая на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 г., Конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. и др.

Защиту прав граждан, находящихся за границей, должно осуществлять и осуществляет именно государство посредством своих органов и должностных лиц. Как справедливо отмечает И. И. Лукашук, в большинстве случаев дипломатическую защиту прав граждан за рубежом производят дипломатические представительства и консульские учреждения, но в исключительных случаях в действие вступает ведомство иностранных дел и даже правительство.

В Проекте статей о дипломатической защите в качестве того, кто осуществляет защиту граждан, находящихся за рубежом, упоминается только государство. Через какие именно органы или с помощью каких конкретно представителей государство действует, в Проекте статей не указывается.

Тем не менее практика межгосударственного общения в области защиты граждан за рубежом свидетельствует о том, что в большинстве случаев дипломатическую и консульскую защиту осуществляют непосредственно дипломатические представительства и консульские учреждения. В соответствии со ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. одной из основных функций дипломатических и консульских учреждений является защита в государстве пребывания интересов как самого аккредитующего государства, так и его граждан. Об этом говорят и ученые-юристы. Так, Д. С. Гвоздецкий отмечает, что «в отличие от других форм защиты, дипломатическая защита осуществляется через органы внешних сношений: внутригосударственные или зарубежные, в частности Министерство иностранных дел (или его представителя), дипломатическое представительство, специальные миссии».

Для защиты прав граждан, находящихся за границей, зарубежные органы внешних сношений обладают всем необходимым: от зданий и помещений, техники и оборудования до права свободно связываться со своим государством, в том числе с любыми его органами, а также контактировать с гражданами аккредитующего государства. Так, посольства, являясь дипломатическими представительствами высшего уровня, могут консультировать граждан своего государства по любым вопросам, относящимся к их пребыванию в определенной стране, делать различные запросы по поводу защиты интересов своего государства и его граждан.

Представляется, что наиболее эффективно защищать права граждан на иностранной территории государство гражданства (посредством любого государственного органа или должностных лиц) сможет при реализации принципа сотрудничества государств, особенно в рамках интеграционных образований. Это проявляется не только на уровне международно-правового регулирования (например, в рамках Евросоюза действуют общие нормы, предполагающие единое гражданство для всех граждан ЕС, что означает тесное сотрудничество европейских государств при осуществлении защиты своих граждан на территории других европейских государств или на территории третьих стран), но и на уровне фактических межгосударственных отношений.

Чем более тесное сотрудничество устанавливается между государствами, чем более дружественные и доверительные отношения между ними, тем более плодотворно защищаются права граждан государства, находящихся на территории второго государства. В наибольшей степени этот вывод очевиден для стран, выступающих участницами интеграционных образований, что помогает эффективнее защищать права своих граждан, укреплять безопасность и сотрудничество в межгосударственном общении. Ярким примером служат интеграционные процессы на европейско-азиатском пространстве (Европейский союз; Евразийский союз, создающийся на основе уже действующего Таможенного союза, и т. д.), где исторически сложились тесные отношения между существующими в этом регионе странами, что, безусловно, оказывает огромное влияние на развитие международного права в целом и института дипломатической защиты (консульского содействия) граждан за рубежом в частности.

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Секс под бой курантов: сексолог рассказал о рисках интимной близости в новогодние праздники

Здравствуйте, мои уважаемые читатели сайта 9111! 🎄 До Нового года остались считанные деньки! Пока одни сражаются за последнюю банку горошка в магазине, а другие примеряют наряды и упаковывают подарки,...

Опять или снова про прошлое

Многие забыли, что 32 года назад, 25 декабря в 19 часов 35 минут был спущен флаг СССР, перестала существовать Великая Держава....
02:32
Поделитесь этим видео

Это не цензура: Блогеров могут обязать публиковать патриотическую и социальную рекламу. Поддерживаете?

Реклама, которая двигатель торговли, без всякого нашего желания стала неотъемлемой частью жизни. Здесь крутятся огромные деньги, так что заинтересованных господ очень много. Карякин объяснил,...
02:04
Поделитесь этим видео

«А что, своего не могла найти?!» Почему женское счастье с иностранцем вызывает столько возмущения?

Но нет, в комментариях под такими видео творится настоящий ад. Гнев, желчь и классика жанра: «Ой, а что, нашего парня не могла найти?!», «Предательница!», «Портишь генофонд!». Доходит до того,...

«Бюджет разочарования» и «логики поражения».

Уважаемые друзья, сегодня выражу отношение к бюджету страны на 2026-2028 годы лидера нашей партии КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова, который назвал этот документ «бюджетом разочарования» и «логикой поражения».

Ушла из жизни народная артистка РФ Вера Алентова. Последнее видео с Верой Алентовой с церемонии прощания с Лобоцким🙏🏻🙏🏻🙏🏻

Сегодня, 25.12.2025 года проходило прощание с народным артистом РФ Анатолием Лобоцким. На прощание с артистом приезжала и народная артистка РФ Вера Алентова, держа в руках букет из красных гвоздик...
00:20
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы