Операция «Картоша». Карты, деньги и другие вятские потехи

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Чтоб отвлечь вас от всепоглощающей страсти наблюдения за широко и повсеместно развивающимся политическим процессом, в этот вечерок решил я поведать вам одну из баек, коих большое количество рассказывают на Вятской земле.
Вряд ли все изложенное будет документально и исторически выверенно соответствовать произошедшему в действительности, ведь с тех пор минуло уж чуть менее чем полтора столетия, и живых свидетелей тем событиям в силу неумолимости времени и хрупкости человеческих организмов перед его жестокой силой не осталось вовсе.
Но кое-какие документики и просто слухи, свидетельствующие о реальности всего произошедшего, все-таки имеются, которыми и спешу поделиться незамедлительно. Итак...
На Вятке свои порядки
В один из январских, завьюженных и продрогших вечеров 1883 года от Рождества Христова известный на Вятке предприниматель Алексей Лукич Картофьев

выиграл в карты у не менее известного предпринимателя Степана Степановича Верхнегорского

его швейную мануфактуру. Предприятие большое и прибыльное.
Степан, конечно, был зол на себя, из-за того что в пьяном азарте поставил на кон столь большую ставку, однако спустя пару месяцев из проверенных источников, то есть от половых, трактирщиков и собутыльников, он узнал, что Картофьев — шулер, а крупье в тот злополучный вечер был, что называется, «своим человеком» и находился в доле.
Верхнегорский, будучи человеком азартным и изобретательным, придумал экстравагантный способ возвращения незаконно выигранной Картофьевым мануфактуры.
Зная, что Картофьев – человек впечатлительный и нервный, он решил бить именно в эту точку, то есть довести его до сумасшествия, чтобы тот сам отдал ему мануфактуру.
Психическая атака
В один из вечеров Алексей Лукич со своим 16-летним племянником Антипом Картофьевым решил посетить спектакль «Земские потехи».
Примерно вот такой.

Каково же было их удивление, когда известный своими женскими ролями артист Константин Пузинский прямо посреди спектакля начал отклоняться от сюжета пьесы и обращаться в зал:
«Как мерзко быть шулером и пройдохой! Да, господин с овощной фамилией?».
Находившиеся в зале люди, знавшие о ситуации, засмеялись и начали аплодировать, что заставило Картофьевых покинуть зал.
Спустя неделю в одной из местных газет была выкуплена целая полоса под фельетон с названием «Верни предприятие, Картоша!».
По дневниковым записям племянника, который, к нашей с вами радости, достаточно подробно вел летопись этой психологической войны, следовало, что давление нарастало как снежный ком и стало приносить свои плоды.
Извозчики, торговцы, просто проходящие мимо зеваки, мальчишки… а казалось и уже целый мир со всех сторон кричали в след шулеру: «Картоша-вор, верни мануфактуру!»
Стоит лишь догадываться, сколько средств потратил Верхнегорский на этот поразительный спектакль.
Развязка
В какой-то момент Алексей Лукич под этим психологическим гнетом действительно сдал.
Из дневниковых воспоминаний племянника следует, что Картофьев стал нервным и мнительным, нижняя губа дяди дрожала, появился нервный тик, подозрительность, он перебирал пальцами, хихикал, что-то шептал себе под нос.
Утомленный активизировавшейся манией преследования Картофьев поехал в Казань, где, решив расслабиться, посетил публичный дом.

Содержательница дома вывела девушек с низкой социальной ответственностью на выбор, но у каждой из них на рубашке была вышита буква, а когда они встали в ряд, то Картофьев истошно закричал, подпрыгнул, попытался полезть по стене и рухнул без сознания.
Из букв на рубашках сложилось слово «мануфактура».
Спустя время наш герой очнулся в лечебнице, и был он слабым и романтичным.
После того как пришел в себя, он первым делом послал своего племянника за нотариусом, дабы немедленно написать отказную от мануфактуры в пользу Верхнегорского.
Улыбающийся Картофьев говорил о том, что пережил перерождение и, сейчас находясь в романтичном состоянии, хочет вершить только добрые дела.
Посему тем же вечером он написал дарственную на свое имущество, передав его приютам, больницам и библиотекам, оставив себе и племяннику лишь загородный дом, в котором и проживал до скончания своего века, изредка раскладывая пасьянсы, хмурясь и почесываясь.
Мораль
Если вдруг у кого из читающих граждан завалялась лишняя швейная мануфактура, то не спешите ставить ее на кон, чтоб не пришлось после разрабатывать хитроумные планы по ее возврату и тратиться на услуги персонажей с заниженной планкой социальной ответственности. Ведь в наше время и других развлечений хватает.
А если вдруг у вас возникнут разумные и логичные вопросы относительно правдивости и достоверности всего вышеизложенного, то дополнительно убеждать никого не намерен.
Хотите – верьте, а хотите – нет. За что купил, за то и продаю.
Источник – вятский этнограф Альберт Рошальский.
Всем добра!
И при возможности оцените усилия автора благожелательным лайком, это лучшая мотивация для дальнейшего «творчества».
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо, Вячеслав Леонидович, повеселили!
Хорошо, что предупредили, а то я тут надысь Большой Гатчинский дворец вместе с парком прикупила
, а, если бы села завтра за картишки и...
Сейчас столько всяческого жулья развелось
Верно все...
Занимательная история, повезло, что этот Картошкин был с совестью в конечном итоге.
В конечном итоге жулики оказываются совестливыми
Надо же, а я думаю, что сейчас жулики не чета тем совестливым жуликам.
Голубых воришек навалом и сейчас
Только не нынешние видимо!
На воре всегда шапка горит.
Не все. большинство сильно бить приходится.
Я тут подумал - не выиграть ли домик под геленджиком?
Никто не подскажит - не играет ли в преф аркаша?
Скорее всего этот домик уже разыграли в узком круге приближенных лиц.
Вот и надо у этих разыгрунов его взять за партейку в пулю. По ляму вист.
У них все карты крапленые.
А я бы посмотрел.
"Дай миллиончик" в "Золотом теленке", тоже вывело миллионера Корейко из равновесия.
А так же..."грузите апельсины бочками.."