Игорь Евгеньевич
Игорь Евгеньевич Подписчиков: 2806
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 21.3к

Почему в России железнодорожная колея шире общепринятой

47 дочитываний
3 комментария
Эта публикация уже заработала 2,51 рублей за дочитывания
Зарабатывать

На этот вопрос ответит заместитель директора Центрального музея железнодорожного транспорта России.

Самой распространенной шириной колеи является стефенсоновская, или европейская, — 1435 мм. Именно такой она была у первой в мире железной дороги, построенной Джорджем Стефенсоном в 1830 году. Считается, что за основу инженер взял ширину оси между колесами экипажей.

Впрочем, стандартом это расстояние между внутренними гранями головок рельсов стало не сразу. Последующие инженеры руководствовались своими представлениями об оптимальных величинах. Но когда линии разных компаний Великобритании начали соединять, оказалось, что поезда не могут переходить с колеи одной ширины на другую. И каждый раз приходилось перекладывать груз в другие вагоны, что было весьма затратно. Поэтому в 1845 году парламент принял за стандарт те самые 1435 мм.

Сейчас такая ширина колеи используется в Центральной и Западной Европе, США, Канаде, Китае, Северной и Южной Корее, в большей части Австралии, странах Ближнего Востока и Северной Африки, Мексике, Панаме, Венесуэле, Перу, Уругвае и на Кубе.

Русская колея — вторая в мире по распространенности. Она шире: 1520 или 1524 мм. Почему? И почему стандарт является двойным?

Обратимся снова к истории. Первая железная дорога, построенная в России, — Царскосельская — имела ширину колеи 1829 мм, что позволяло перевозить громоздкие грузы, в том числе кареты. Но перед постройкой Николаевской железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург, была создана специальная комиссия.

Русские и зарубежные инженеры, вошедшие в ее состав, произвели расчеты и установили, что сужение колеи на один фут (305 мм) позволит сократить объем земляных работ и существенно сэкономить. При этом такая колея будет не менее безопасной и представляет те же удобства для устройства паровозов. Так в Российской империи появился свой стандарт — 1524 мм.

В настоящее время колея такой ширины используется в Финляндии и частично в Эстонии. А Россия, страны СНГ, Грузия, Латвия, Литва, Афганистан и Монголия с 1970-х годов перешли на железные дороги с колеей 1520 мм. Изменение ширины всего на 4 мм позволило увеличить скорость поездов, не модернизируя их и даже не заменяя колеса состава.

В других странах могут быть свои стандарты, и русская колея не является самой широкой. Так, в Ирландии, Бразилии и частично в Австралии применяется ирландская — 1600 мм. В Португалии и Испании — иберийская, ее ширина составляет 1668 мм. А в Индии, Пакистане, Аргентине, Чили, Бангладеш, на Шри-Ланке — индийская шириной 1676 мм.

Проблема перехода поезда с одной колеи на другую решается по-разному. В некоторых случаях прибегают к перестановке вагонов. На приграничных территориях иногда прокладывают пути с совмещенной колеей, пересаживают пассажиров, перекладывают груз. Или используют раздвижные колесные пары — колеса специальной конструкции, которые позволяют избежать замены вагонных тележек.

Подробнее ➤

Понравилась статья?

Проголосовали: 12

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

3 комментария
Понравилась публикация?
9 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 3
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

+2 / 0
картой
Ответить
05.02.2021, 12:42
Санкт-Петербург

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Здесь железная дорога проходит прямо вдоль берега Ла-Манша — настолько близко, что во время шторма волны буквально накрывают поезда!

Долиш, Великобритания. Это одно из самых живописных и драматичных мест британской железной сети — когда море бушует, кажется, что состав мчится сквозь саму стихию.
00:25
Поделитесь этим видео

В Тюмени парень так спешил на поезд, что чуть не лишился головы: он успел спастись в последнюю секунду

Очевидцы орали безумцу, чтобы он лёг. В итоге мужчина упал вдоль рельсов и смог выжить. Пассажиры помогли молодому человеку подняться и сказали, что он «идиот».
00:29
Поделитесь этим видео

⚡️ ФСБ задержала гражданку РФ, причастную к диверсии на участке Транссибирской магистрали в Забайкальском крае по заданию украинских спецслужб

По инструкциям Киева женщина изготовила самодельное взрывное устройство, которое заложила на железнодорожных путях и привела в действие. Ей грозит до 20 лет лишения свободы.
00:50
Поделитесь этим видео

Диверсия на железной дороге в Орловской области: найдены взрывные устройства, что известно ?

По сообщению губернатора Орловской области на железнодорожных путях случился подрыв взрывного устройства. При обходе железнодорожных путей произошел взрыв одного из устройств видно из-за детонации ,...

Славный город на отшибе

Случилось так, что дачу мы купили в Егорьевском районе. Очень понравилось местность - рядом речка Цна, сосновый бор на другом берегу. Красота! С тех пор я много писала про состояние железной дороги,...

Махараштра, Индия

Железная дорога в округе Ахмеднагар индийского штата Махараштра является одной из самых востребованных среди туристов во всей Индии, и не случайно, ведь она проходит по живописнейшему маршруту.
00:12
Поделитесь этим видео

Кения обращается к ОАЭ за помощью

Президент Уильям Кении Руто заявил, что его страна начала переговоры с Объединенными Арабскими Эмиратами с целью обеспечения финансирования для завершения строительства региональной железной дороги после того,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы