Что говорят латыши

Демонстрация в Риге против закрытия русских школ.
«Мы чужие в своей стране». Неграждане - неудобная реальность в Латвии. Публикация испанской журналистки.
Тысячи людей годами жили в стране, не имея возможности голосовать или баллотироваться на выборах. Они не считаются лицами без гражданства, но и не являются гражданами какой-либо страны: Непилсону или неграждане практически уникальны в мире. Мало кто за пределами Латвии знает о своей ситуации, и Европа уже давно решила посмотреть в другую сторону. Когда мы спрашиваем себя, как получить гражданство страны, первое, что, вероятно, приходит на ум, - это гражданство родителей или места, где они родились. Однако этих часто упоминаемых в законе ius sanguini и ius soli в Латвийской Республике недостаточно. Стать гражданином Латвии становится сложнее, чем кажется на первый взгляд: вы должны родиться в стране до 17 июня 1940 года или быть прямым потомком людей, проживавших в стране до этой даты. Эта скрытая реальность сегодня оставляет более 200 000 человек без права голоса, баллотироваться на выборах или быть государственным служащим, что составляет примерно 10% населения.

Эта растолстевшая дамочка-та самая Элита Вейдемане...
Вот как писала в 1989 году редактор "Атмоды" Элита Вейдемане о предположении, что в независимой Латвии приехавшие после 1940 года люди будут ограничены в правах: «Эти достойные интерфронтовского идеолога рассуждения натравливают народы друг на друга. Это полный абсурд, до которого могут додуматься только апологеты советской системы*".В утвержденной на втором съезде НФЛ осенью 1989 года программе НФЛ так говорилось о проблеме гражданства: "НФЛ выступает за то, чтобы гражданство было предоставлено всем постоянным жителям Латвии, заявившим о своем желании обрести таковое и связавшим свою судьбу с латвийским государством". В принятой в первой квартале 1990 года предвыборной программе НФЛ декларировалось "право... получить образование на родном языке".
В Латвии разгорается новый политический скандал из-за публикации испанской студентки о негражданах: депутат Сейма Латвии Дагмара Бейтнере-Ле Галла, которая упоминается в статье, оказывает давление на посла Испании в республике Сусанну Камару и требует удалить материал.
"Конечно, в стране, где преобладает ярко выраженный латышский национализм, большинство партий выступает против любой политики, которая может благоприятствовать этническим меньшинствам. Среди них Новая консервативная партия. Заявления, сделанные в парламенте ее представителем Дагмарой Бейтнере-Ле Галла, вызвали ажиотаж. Политик провозгласила, что "в стране нет русского интеллектуала, который мог бы поддержать плодотворную дискуссию", что глубоко разозлило русскоязычных в стране, и без того напряженной в этом отношении".
Деги Караев, негражданин, в настоящее время проживающий в Риге, русский по происхождению и женатый на гражданине, говорит на прекрасном английском, что его единственным преступлением было то, что он был сыном «советских оккупантов». Его правовой статус отражен в Законе о гражданстве 1994 года, где он призван обеспечить сохранение латвийской идентичности до российской оккупации. По этой причине Караев не может голосовать или баллотироваться на выборах. Хуже всего для него чувство, что его считают захватчиком: «мы не захватчики"-говорит он.С захватчиками воюют. С нами никто не воевал
Неграждане меж тем подвергаются дискриминации, мы не голосуем, у нас нет представительства, и мы также чужие (пришельцы) в нашей собственной стране ».
Затем Караев показывает свой фиолетовый паспорт, на котором можно прочитать Nepilsona Pass (паспорт негражданина на латышском языке).

Это чувство беспризорности и непричастности сопровождает многих неграждан на протяжении всей их жизни.
«Мы чужие в своей стране»Некоторые решают бросить свою жизнь и попытать счастья в другой стране, например Герман Петров, который в настоящее время проживает в Валенсии. Русская, еврейская и эстонская по происхождению, она родилась в Риге, когда она была еще советской. Петров хотел покинуть Латвию 10 лет, но не сделал этого до этого года. Его жена, гражданка Латвии, наконец, согласилась переехать после дрейфа этнической поляризации, который в настоящее время переживает страна.
«Ты действительно чувствуешь себя униженным; вы платите налоги, вы вносите свой вклад в общество как еще один, но вы по-прежнему не являетесь гражданином », - яростно говорит Петров, хотя и признает, что« не связан с латвийской политикой и ее вредной риторикой ».Сара (имя изменено), которая по работе предпочитает оставаться анонимной, тоже родилась в Риге 40 лет назад.
Как и Петров, он планирует в ближайшее время покинуть Латвию. Сара считает, что ее положение и положение многих других «невидимо». «Для политиков мы не существуем, мы не предпринимаем никаких действий в отношении наших прав, и это печально», - заключает она, слегка взволнованно. Он работал в ООН и является специалистом по этническим меньшинствам, отчасти из-за своего статуса, уникального в мире. Если он действительно переедет, он переедет в Россию по языковым причинам, хотя у него все еще есть надежда на латвийскую политику. «Я верю, что, возможно, в будущем ситуация улучшится, но нет никаких оснований верить в это», - заключает он.
В Латвии все еще есть молодые неграждане. Хотя статистика показывает, что многие из Непилсону - пожилые люди, 30-летняя Елена Галинска является живым доказательством того, что проблема далека от решения. Она родилась за год до обретения Латвией независимости и является негражданином в третьем поколении. Ее дедушка и бабушка переехали на территорию Латвии после Второй мировой войны, поэтому у нее нет предков, которые проживали в Латвии до 1940 года. Галиснка говорит, что «вести нормальный образ жизни и иметь проблемы только в поездках». «Я не доверяю политикам, как и большинство молодых людей, поэтому, даже если бы я мог голосовать, я бы не стал, зачем?» - наконец задается он вопросом.
В сетях она с гордостью показывает свой паспорт и рассказывает о других негражданах среди близких друзей. Чтобы понять эту правовую и демократическую аномалию, мы должны понять историю страны, которая в течение последнего столетия была глубоко обеспокоена. Латвийская Республика стала независимой в 1918 году, с упором на расовую идентичность и язык как средство развития латышской культуры. Стране удается оставаться независимой до 1940 года, когда они впервые оккупированы русскими. В следующем году они были «освобождены» немецкими нацистами, но в 1944 году снова оказались в руках русских. Таким образом, территория Латвии интегрирована в СССР. После российского вторжения в Латвию демография страны радикально изменилась. Таким образом, в 1945 г. этнически латышское население составляло 80% населения, то потом изменилось на 60%.

Также Дагмара Бейтнере-Ле Галла дала комментарий студентке, в котором заявила, что "неграждане должны быть лояльны по отношению к стране, чтобы получить гражданство"."Это (отсутствие гражданства – прим. Baltnews) не проблема, это воспринимается только со стороны как проблема, но здесь это зависит только от свободы каждого. Если вы хотите быть гражданином, вы должны быть лояльны к стране и сдать экзамен, вот и все", – заявила она.
BB.ru
Tecera.esp
Прожила в Риге много лет и застала времена так называемой Атмоды, возникновение народного фронта Латвии (TFL) и Интерфронта, а также пассивность большинства русскоязычных жителей. Муж моей подруги, работавший в те годы в редакции одной из газет, татарин по национальности, вдруг нацепил на себя значок Народного фронта. И риторика его была соответствующей. Спустя, правда, годы, узнала случайно, что он довольно давно является сотрудником одного из российских изданий в Латвии, Парадокс! Что касается русских школ: одной из первых нерадостных ласточек стала 26-я средняя школа, располагавшаяся в старинном здании, построенном еще Русским Обществом Латвии в 1911 году (в Пардаугаве, рядом с Агенскалнским рынком). Все учителя сдали экзамен на знание латышского языка в 1993 году, прошли аттестацию, школа получила аккредитацию, но школу передали латышам: ведь их дети не могли учиться в две смены, а русских детей распихали по другим школам, где учились уже и в три смены. Неравнодушные учителя, ученики и их родители ходили на митинги. Но большинство предпочли отсидеться по домам. Когда обратились к Т. Жданок и Я. Плинеру, время было упущено, да и клике Ельцина было не до русских людей, оставшихся в республиках. А нынешняя ситуация не нова. Корнями ушла в тот далекий 1994 год. Когда большинство промолчало. "Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь." (Бруно Ясенский). Так что это закономерно и сочувствия уже нет. Это выбор большинства в 94 году