Трудовой опыт: когда подросток должен начинать работать?

Научиться самостоятельно зарабатывать деньги - важная задача для юного гражданина. Хочешь комфорта - заработай. Во взрослой жизни без денег - никуда.
Но когда должен наступить тот самый момент? Если ребенок не находится в отчаянном положении, когда нужно вступать в трудовые отношения? И нужно ли вообще?
Что гласит закон?
Детский труд регулируется гл.42 Трудового кодекса РФ.
Самостоятельно заключить трудовой договор подросток может с 16 лет (~9-10 класс). Это возможно и с 15 лет при условии, что школьное обучение закончено или не может быть продолжено.
Для 14-летних заключение договора возможно только с согласия родителей (или родителя и органов опеки). Дети до 14 лет также могут участвовать в рабочих отношениях под контролем родителей (органов опеки), но в строго ограниченных областях - кино, цирк, театр, концертные мероприятия.
И, естественно, для всех групп действует правило - работа не мешает учебе, отдыху и нравственному развитию ребенка.
Запрета работать - нет, но есть ли необходимость?
В каком возрасте подростки должны начинать работать?
Этот вопрос портал Работа. Ру задал 4300 пользователям, проводя очередное исследование. Мнения разделились.

Только 33% опрошенных считают, что школьные годы должны запомниться не только учебными буднями, но и первым опытом работы. Подавляющее большинство готово позволить детям работать лишь после выпуска из школы.
Не каждый готов отпустить ребенка в относительно свободное плавание и одобрить его стремление к самостоятельности. Впереди ведь колледж/институт - вот там пусть работает на здоровье (а то и вовсе ждет выпуска).
И я могу понять эту позицию - учеба должна быть в приоритете и не отодвигаться на задний план из-за каких-то подработок. Но это лишь часть того, чему мы должны научиться за школьное и студенческое время.
Почему подработки важны для подростка?
Подработка в школьные годы разительно отличается от студенческих заработков. Для студентов на первый план выдвигается необходимость обеспечивать себя и реализовать профессиональные амбиции. К этому времени ожидается, что подросток уже имеет некие стремления и может нести за себя ответственность.
Поэтому "трудовая грамотность" в школьные годы - как никогда важна. Разумеется, речь не идет о полноценном постоянном заработке - никто этого не допустит без весомой причины. Однако, важно сформировать у ребенка понимание - что такое труд? Как он оплачивается? Кто несет ответственность?
В этом вопросе важна поддержка родителей и строгий контроль за ситуацией - иначе безобидные подработки могут превратиться в начало "кривой дорожки".
На личном опыте
Получить трудовой опыт для подростка - очень важный шаг. Это необходимо, чтобы ребенок понял, каким трудом достаются деньги, и научился оценивать свои действия.
В школьное время мы с друзьями и кусты выдергивали, и листовки расклеивали, и мусор выбрасывали. Мелкие задачи, которые учат договариваться с людьми.
А первая официальная работа в 15 лет позволила понять, что большие (по детским меркам) деньги не достаются просто, сумма не всегда оправдывает потерянные нервы, а добрые люди - не какой-то сказочный миф.
На мой взгляд, это необходимость - дать подростку попробовать взрослой жизни еще в школьные годы. Ему еще не раз придется столкнуться с трудовой реальностью, но с минимальным опытом это не будет чем-то шокирующим.
От автора
Когда подросток должен начинать работать? Нужно ли приучать школьников к труду? Как Вы относитесь к стремлению детей быть финансово самостоятельными?
Если Вы дочитали до этого момента – с нетерпением жду Ваших комментариев!
Как бы Вы оценили эту статью? Была ли она полезной и интересной для Вас? Если «да» – не забудьте поставить лайк, если «нет» – дизлайк. Мне важно мнение каждого!
Должен ли подросток получить трудовой опыт в школьные годы?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Раньше в школах отправляли работать. То в колхозы собирать овощи или фрукты. Или пололи тяпкой поля. И так приучали постепенно. И все это было не в учебное время.
Это была принудиловка и использование детского труда за копейки. Мне этот коллективный копеечный труд никогда не нравился. А первый настоящий заработок я получил работая на кирпичном заводе (в 14 лет). Складывали на поддон по 600, 1200 кирпичей, сколько сложишь за рабочий день, столько и получишь. Была халтурка, загрузить в машину аккуратно кирпичи, что бы было меньше боя.
Ох было такое в СССР.
Любили комуняки бесплатный труд профессороф на овощебазах или студентов на картошке
Понятно что принудительный. Ведь большинству не хотелось работать.
За копейки, да никто не хотел. Я таких в детстве не видел, что бы с радостью шли батрачить на грядки за " 2 копейки"
Игорь, да и в наше время многим не хочется работать, да и не привыкли. Вот они мошенничеством и промышляют.
И это НОРМАЛЬНО!
Потому что человек рождён для творчества, для ТРУДа
А вы навязываете РАБ оту.
1. Рабский труд:
2. без интереса,
3. без хорошей цели,
4. и потому без мотивации и творчества
страшное наказание и естественно низко эффективен
К вашему сведению "мошенничество",
не смотря на свою аморальность, тоже требует труда, творчества и энтузиазма.
Впрочем, как и многие виды воровства и даже коррупции в виде распила бюджета.
Просто жаль, что это не созидательный ТРУД, а разрушительный.
И это страшнее самого мошенничества, потому что общество настроено на разрушение нашей страны.
Нормально работали, весело и не в тягость, да и потом собирались у костра, печёнки пекли и песни пели под гитару! Не все ж такие нытикам были и лодыри ( ( ( (
Весело было работать на виноградниках. Когда на винзавод собранный виноград отвезли или яблоки. А оттуда с вином с флягами ехали. И тогда тоже пели всю ночь под гитару.
Никакая не принудиловка! Мы любили осенью идти помогать в колхозы. Убирать картошку. Морковь. Свеклу. Нам это шло в счет летней практики. Было весело! Освобождали от уроков! У нас был коллектив! Сплачивала такая организация труда.
Так осенью то Да.Там на бахче и арбузов и дынь уйма. Собирали их в поле в кучу а потом в машины грузили. И домой с собой привозили кто сколько смог и также виноград и яблоки. Иногда отвозили на винзавод а оттуда с флягами вина обратно.
Воровали гос имущество?
Да, помню этот кошмар летом, в деревне, где мы, ученики, работали, а все деревенские в это время пьянствовали, радуясь нашему приезду. Кстати, никаких денег за эту "практику" мы не получали.
На некоторые свои "хотелки" подросток может и должен заработать сам.
Впервые я официально заработал в 14 лет.
А в школе работали постоянно, то колоски, то картошка со свёклой. Плюс у школы был свой огород, который обслуживали ученики. Даже капусту себе на зиму сами квасили в бочках.
Но это я говорю про сельскую школу.
Прекрасную тему предложила товарищ Игошина.
Чел она плодотворный и темы выдвигает разнообразные и интересные.
Правда меня задело направленность нескольких оппонентов с однообразной привязкой либо к деньгам, либо трудовой повинности.
Имхо.. подневольный труд не имеет творческой подоплёки и поэтому отвращает от желания ТРУДиться, а настраивает на тяжкое заРАБ атывать.
«…Раньше в школах отправляли работать…»
«… То в колхозы собирать овощи или фрукты. Приучали (дресировали) к труду с школьной скамьи….»
Лично мне, начавшему работать с другом 14 лет, в 3-и летних месяца на фабрике «Кожгалантерея», больше всего запомнились уроки трудовых отношений. (у нас например, у 14 летних подростков в советское время со сдельной зарплаты брали «налог за бездетность»…хотя это было незаконно.
Ещё было ценно увидеть взаимоотношения в большом коллективе цеха и особенно управление им бригадирами, мастерами и т.д.
Было очень ценно ощютить себя равноправным со взрослыми трудовым классом, а не мальчишкой на каникулах.
Поэтому, когда мои дети закончили 8-ой класс школы, я с согласия их перевёл в вечернюю школу и взял на работу в свою фирму. И начали они оба с самых простых должностей.
Сын, а потом дочь (моложе на 2, 5 года) быстро заслужили уважение в коллективе своей безотказностью.
Трудовая дисциплина для их была строже чем к остальным сотрудникам, поэтому те их даже защищали от меня и правил фирмы.
Долгие годы мне говорили, что я лишаю их детства и так называемого высшего образования.
Однако реалии жизни показали, что они без проблем потом устраивались на работу по сравнению со своми одноклассниками даже закончившими вузы.
Правда со временем оба закончили техникум другая вуз.
Сегодня оба руководители среднего звена.
Жаль строить карьеру выше оба почему-то не захотели...
Только зять хорошо растёт.
Оба прекрасно умеют взаимодействовать с коллективом и клиентами.
Только через 2 года, когда дочь принесла диплом об окончании вуза в её фирме были поражены, как она оказалась в штате, без вышки?
Такого до неё не практиковалось.
А что удивляться, когда она ещё в 15-17 лет уже сама сидела на первичном собеседовании с соискателями?
И прекрасно знала «Какой надо быть, что делать, чтобы иметь должность презентуемою.
Короче говоря.. сегодня я уверен, что мой рискованный эксперимент показал себя прекрасно.
Дети (а сейчас им уже 30-34 года) уверенно чувствуют себя в сегодняшней жизни.
Сами купили себе квартиры, автомашины... без какой-либо помощи.
Единственная помощь без которой они пока не обходятся, это помощи возится с их малышами-внуками.
Ну а это не в тягость.
Детей к труду нужно приучать с малых лет потихоньку: то пол подмести, свои носочки постирать, собаку выгулять, на даче грядки пополоть и пр. По годам и по силам. С средних классах - практика на каникулах (и не только на бумаге) волонтерство. Старшеклассники на каникулах вполне могут устроиться на оплачиваемую работу. Дети должны знать цену труду и заработанным деньгам. Тогда они их будут ценить.