Павел Юрьевич
Павел Юрьевич Подписчиков: 2988
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 7704

"Родные" (2021). Стоит ли смотреть? Смешное и грустное кино о семье

92 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 8,45 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Фильмом "Родные" Жора Крыжовников заканчивает начатую "Горько!" и "Горько! 2" трилогию о России, превращаясь в прямого наследника "Колумба Замоскворечья" Александра Островского. На сей раз "России айфона" и "России шансона" назначена встреча на Грушинском фестивале.

Сюжет

Тяга к путешествиям в период изоляции от заграничных поездок располагает к дорогостоящему, но меняющему восприятие реальности приключению - путешествию, например, на Дальний Восток.

Понимание, что живешь в стране, над которой можно лететь восемь часов кряду, действительно меняет сознание и дает совершенно новое ощущение пространства. То же можно сказать и об автомобильных путешествиях. Применительно к кинематографу это означает, что Россия - страна, которая располагает к жанру роуд-муви настолько, насколько это в принципе возможно.

Герой фильма "Родные" Павел Михалыч Карнаухов (Сергей Бурунов), впрочем, не замахивается на то, чтобы проехать любимую страну из конца в конец. Его цели куда более скромные: из Архангельской области попасть на Грушинский фестиваль - общепризнанную бардовскую мекку.

Там он хочет спеть песню собственного сочинения, написанную давным-давно.

Исполнению в свое время помешало знакомство на той самой "Груше" с супругой (Ирина Пегова). Теперь для осуществления мечты есть веские основания: у Карнаухова нашли опухоль, и русский фатализм толкает его не обратиться к врачам, а погрузить семью в минивэн и отправиться на фестиваль в Самарскую область.

Сопутствующая автопутешествию теснота способствует последовательным конфликтам Павла Михалыча с родственниками. С затюканной женой, с планирующим переезд в Канаду сыном Саней (Семен Трескунов) и невесткой (Катерина Беккер), с дочерью Настей (Монеточка), мечтающей о карьере певицы. Наконец, с собственным отцом (Сергей Шакуров), к которому семейство решает заехать переночевать.

Еду я по Родине

В "Родных" Крыжовников формально выступает автором сценария и продюсером, однако фирменный ("авторский") почерк ощущается сразу.

Соавтор сценария "Горько!" и "Горько! 2" Алексей Казаков называет новый фильм финалом непредумышленной трилогии о России, и здесь действительно отчетливо видны родовые черты. Это и узнаваемая типажность персонажей, и обязательные музыкальные номера, и съемки на телефон.

Эхом первого драматического проекта Крыжовникова - сериала "Звоните ДиКаприо" - отдается и болезнь главного героя.

Впрочем, это не сборник общих мест, а скорее, что называется, киновселенная, из которых сейчас состоит значительная часть мейнстримового кинематографа.

Крыжовников по-прежнему принципиально не пытается быть модным. Вместо осточертевшей стоковой музыки, которой грешат саундтреки русского кино, у него звучат "Катманду" "Крематория" и "Гудбай, Америка" "Наутилуса". Ключевой номер - Шакуров поет "Белые розы", а в рамках промо-кампании сняли еще и клип, где хит "Ласкового мая" исполняют Монеточка и Бурунов.

Узнаваемы и персонажи: здесь, в общем, нет однозначно положительных героев.

Фактически, "Родные" - это кино о дисфункциональной семье, токсичных отношениях и постсоветских комплексах - то есть о том, про что сейчас регулярно говорят в соцсетях и публицистических колонках. Это кино, как и "Горько!", безжалостное ровно настолько, насколько может быть безжалостна комедия.

Такими были поздние классические фильмы Рязанова - "Гараж" и "Забытая мелодия для флейты".

На всякого мудреца

С другой стороны, "Родные", постановщиком которых все-таки значится режиссер замечательного сериала "Мир! Дружба! Жвачка!", выглядят и ощущаются совсем иначе.

"Народность" прошлых фильмов критикам было легко списать на ловкий формальный прием. "Родные" же сняты в основном вполне классически, а мастерство здесь не выставлено на первый план, а спрятано за традиционно резкими монтажными склейками и жестким драматургическим каркасом.

На первый план выходит авторская интонация, которая звучит даже более самобытно, чем раньше.

Крыжовников - ученик Марка Захарова, а "Самый лучший день" имел в основе комедию Островского "Старый друг лучше новых двух". К Островскому ближе всего и тон Крыжовникова, выделяющий его голос из хора режиссеров, снимающих "народное кино".

Островский был чужд всякого почвенничества и опирался в своих пьесах на знание законов драматургии и наблюдения за купеческим Замоскворечьем. По его комедиям и драмам и по сей день можно изучать быт середины XIX века.

В "Родных" ощущается тот же острый взгляд, отсутствие попыток оправдать или обвинить героев и спокойное сочувствие. Сатира и гротеск здесь не самоцель, а лишь средства, правила жанровой игры. Ее цель - не столько ответ на вопрос "кто мы?", сколько развернутый портрет - ну или шарж.

Впрочем, жанр на сей раз - скорее трагикомедия, куда больше подходящая нынешним временам.

Но в качестве послевкусия здесь - ощущение, что вместо бесконечного карго-культа в кои-то веки предлагается язык, дающий шанс на взаимопонимание. А следовательно и на то, что рано или поздно "Россия айфона", "Россия шансона" и еще много разнообразных "россий" все же смогут договориться до чего-то путного.

Источник:

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Обзор: Налоговые ответы Президента, обложение презервативов, налоги в деле Долиной-Лурье

Анализ отдельных налоговых событий можно посмотреть: Ну что, все смотрели подведение итогов с Путин? Рассмотрим, что там по налогам. Сначала был вопрос от РБК, что ожидается от налоговых изменений,...

«Яма» Александра Куприна: разоблачение ханжества общества и роли православия в уничтожении языка любви

"Героини Ямы, представительницы древнейшей профессии", иллюстрация создана сетью Грок Роман Александра Куприна «Яма» (1909–1915) – одна из самых честных и болезненных книг русской литературы.

Сюрпризы для клиентов. Российские банки начали требовать подтверждение родства при переводе денег

Российские банки начали запрашивать родственную связь при переводе денег. Вот такая "интересная" новость сегодня пришла от лент информагенств. Всё это снова связывают с ярыми попытками бороться с мошенниками.

В Москве водитель обиделся на настойчивые сигналы

В Москве водитель обиделся на настойчивые сигналы и намеренно препятствовал движению кареты скорой помощи. Мужчина не знал, что за скорой ехали сотрудники ГАИ. Теперь нарушителю грозит лишение прав.
01:11
Поделитесь этим видео

Весенний вайб в холодный зимний вечер...

Здравствуйте, дорогие друзья, подписчики и гости сайта "Юридическая социальная сеть 9111"! Желаю Вам удачи и хорошего предновогоднего настроения!
02:47
Поделитесь этим видео

Государственный секретарь США Марко Рубио убежден, что без прямого вовлечения США мирный процесс невозможен

Рубио готов бороться за мирные перговоры .Вашингтону небезразлична судьба обеих стран При этом понятно , что ни ООН, ни европейские страны не способны вести эффективный диалог одновременно с Москвой и Киевом.

Почему институт семьи разрушается

Сижу на кухне, напротив меня моя подруга Анна, у которой только что прошло третье заседание в суде по разводу. Она не плачет, просто крутит в руках чашку и говорит: «Ну вот, десять лет прожили,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы