Кудрявцева Любовь Васильевна
Кудрявцева Л. В. Подписчиков: 37

Секретные лайфхаки юристов для написания результативной жалобы

2 494 дочитывания
18 комментариев
Эта публикация уже заработала 152,56 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Для того чтобы написать жалобу, которая принесет результат, а не просто ради жалобы, есть несколько очень простых, но действенных советов, которыми пользуются юристы. Очень часто приходится сталкиваться с возмущением граждан, жалобу которых рассмотрели, но нарушенные права не восстановили. Хотя формально жалоба рассмотрена в полном объеме.

Конечно, рассмотрение жалобы зависит от того, к кому она попадет – к добросовестному сотруднику или к любителю отписок и просиживания штанов.

Иногда получить желаемый результат можно только в результате обжалования в вышестоящем органе или в суде. Но только при соблюдении правил написания такой жалобы.

Факты

1. В жалобе должно быть указано, в чем состоит факт нарушения ваших прав

Для получения нужного результата важно, чтобы ваши права объективно были нарушены, и этому имелось достоверное подтверждение. И самое главное – чтобы между нормой закона или действиями других лиц, с одной стороны, и нарушением ваших прав, с другой, имелась причинно-следственная связь.

В жалобе необходимо указать следующее:

1. Норму закона, в соответствии с которой заявитель имеет соответствующее право.

2. Указать, что реализация права в настоящее время невозможна: мешает тот, на кого подается жалоба.

3. В подтверждение своих слов описываем действия нарушителя и объясняем, в чем их неправомерность.

Почему важно указать, в чем именно состоит неправомерность действий нарушителя ваших прав?

Дело в том, что не всегда нарушитель, указанный в заявлении, является действительно нарушителем прав.

Например, на ваш счет в банке наложен арест, и вы не можете пользоваться денежными средствами. В этом случае жаловаться на работников банка или на судебных приставов бессмысленно, поскольку они лишь исполняют решение суда. Обжаловать необходимо процессуальный документ, вынесенный судом.

Другой пример. Вы подаете жалобу на работодателя и требуете привлечь его к ответственности за неправомерные действия. Жалобу рассматривают, виновное лицо привлекают к ответственности. На этом дело заканчивается, и любое обжалование даст только один результат – жалоба была рассмотрена в пределах полномочий и в полном объеме. И то, что вы имели в виду еще и восстановление ваших нарушенных прав, на это не повлияет. О нарушении ваших прав и необходимости их восстановления необходимо заявить.

Адресность

2. Жалоба должна быть направлена именно тому адресату, в компетенции которого находится ее рассмотрение

У каждого административного органа или суда имеется определенный законодательством круг вопросов, входящих именно в его компетенцию. Компетенция определяется законами и подзаконными актами (постановлениями правительства, приказами министерств и ведомств).

Необходимо обращать внимание на то, что если вы обжалуете факт непринятия необходимых мер по вашей первоначальной жалобе, нужно установить тот орган, который компетентен рассматривать жалобы на действия именно этой организации или должностного лица. Это первый критерий выбора адресата.


Например, если вы намерены обжаловать действия работодателя, вам нужно определить круг требований – от этого будет зависеть эффективность вашей жалобы. Нарушение трудовых прав вы можете обжаловать в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд.

Если вашей целью является восстановление на работе или взыскание заработной платы – обращаться нужно в суд, а с заявлением о вынесении судебного приказа – к мировому судье.

Если вы хотите привлечь работодателя к уголовной ответственности – такие заявления подаются только в прокуратуру. Если будет установлено, что в действиях работодателя имеются признаки административного правонарушения и необходимо выдать предписание об устранении нарушений – с таким заявлением вы можете обратиться в трудовую инспекцию либо, если проверку проводила прокуратура, она может самостоятельно направить заявление в трудовую инспекцию.

Второй критерий для определения правильного адресата жалобы – это территориальный признак: жалоба должна быть направлена на рассмотрение в тот орган, в компетенцию которого входит рассмотрение жалобы на определенной территории. Например, в ходе избирательной кампании вы подаете жалобу на действия избирательной комиссии субъекта в ЦИК России. Жалоба рассматривается на заседании и выносится решение, которое тоже может быть обжаловано.

Но здесь есть особенность: если решение избирательной комиссии субъекта РФ отменено и принято новое решение, то оно может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

Если же жалоба признана необоснованной и в ее удовлетворении отказано – с дальнейшей жалобой нужно идти в суд субъекта РФ, поскольку в данном случае обжалуется не решение ЦИК России, а решение комиссии субъекта РФ.

Кстати, в истории ЦИК России был случай, когда данная норма была неправильно разъяснена одному из кандидатов в депутаты Госдумы на выборах в 2003 году. Именно так пытались не дать пройти вторую инстанцию Юрию Скуратову. Он обжаловал решение Избирательной комиссии Республики Бурятия об отказе в регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному округу в ЦИК России, которая признала решение нижестоящей комиссии законным и обоснованным. На заседании ему было разъяснено, что он вправе подать жалобу в Верховный суд РФ. Но он поступил по закону, что дало ему возможность впоследствии подать жалобу в ЕСПЧ и получить решение о компенсации нарушенных избирательных прав.

Формулировка

3. В жалобе требования должны быть сформулированы правильно и точно

От того, насколько правильно вы сформулируете свои требования, зависит и результат рассмотрения вашей жалобы.

Рассмотрим на примере. Женщина посчитала, что работодатель нарушил ее права, неправильно рассчитав пенсию и не учтя вредные условия ее работы. Она написала в Департамент труда и занятости населения города Москвы, откуда получила ответ за подписью руководителя департамента. Данный ответ ее не устроил, и она обратилась в суд в порядке административного судопроизводства. Но обжаловала она решение департамента, хотя никакого решения принято не было.

Очень распространенная ошибка, которую допускают неюристы при обжаловании позиции административного органа, выраженной в ответе за подписью должностного лица.

Такие ответы относятся не к решениям, а к действиям, принятым по вашей жалобе.

К решениям коллегиального административного органа относятся решения, принятые по итогам рассмотрения на заседании органа, к решениям единоличного административного органа – принятые им решения в пределах предоставленных ему полномочий (приказы, указы, распоряжения и т.п.).

Административный орган может посчитать, что ваша жалоба основана на неправильном толковании норм закона, и дать вам ответ с разъяснениями за подписью должностного лица. Такой ответ является действием, а не решением.

Данный факт необходимо учитывать при формулировании требований жалобы.

Кроме того, ваши требования должны вытекать из содержания жалобы, то есть должны быть обоснованными. А необходимость четко формулировать свои требования исключит возможность их расширительного толкования административным органом и, соответственно, минимизирует возможность получения вами отписок.

Резюме

Чтобы привлечь внимание должностного лица к вашей жалобе, начните свою жалобу не с изложения обстоятельств, а с конкретного требования. В конце жалобы повторите ваше требование, изложив его более подробно.

Жалоба должна быть свободной от призывов, воззваний и бесконечных ссылок на решения, принятые по аналогичным жалобам. Все обстоятельства излагаются в хронологической последовательности и доказывают обоснованность ваших претензий. В конце формулируется четкое требование, ставятся дата и подпись. Подается жалоба в тот орган, который уполномочен ее рассматривать.

А в заключение – моя самая любимая китайская мудрость:

«Ты сказал один раз – я поверил.

Ты сказал второй раз – я засомневался.

Ты сказал третий раз – я понял, что ты лжешь».

18 комментариев
Понравилась публикация?
85 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Кудрявцева Любовь Васильевна
Комментарии: 18
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Бухгалтер Света
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 312
01.03.2021, 08:18
Тюмень

Понравилась статья, но надо все конспектировать, чтоб запомнить., замудренно написано.

+5 / 0
картой
Ответить

Статья написана "птичьим" языком юристов, мало понятным простым гражданам... Юристы, без обид!

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Приставы и юристы часто делают вид что работают на самом деле им по барабану наше горе.

+2 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ужас! Оказывается мы совершенно в нашей стране не защищены ни одним законом и ни одним органом государства. Как жить?

+1 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ценная информация! По этой инструкции даже далекий от юриспруденции гражданин сможет написать жалобу, если не поленится!

0 / -2
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Неправильно назначили пенсию, обратилась за помощью к юристу. Адресно отправили жалобы, ждём что ответят.

0
картой
Ответить
DELETE

Наверно, чуть ли не президенту жалобу отправили, и в прокуратуру и еще много куда, да?

Да нет, для начала в первичные инстанции, а там видно будет. Почему я должна дарить свои заработанные деньги кому попало.

0
Ответить
DELETE

А первичные инстанции - это какие?

Ну вам, как юристу, это должно быть известно. ПФ, Министерство по труду и т. д. Затем суд, первой, второй и верховный как заключерие.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Мне-то известно, просто мне интересно, развели вас юристы местные или нет.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (18)

Всё очень просто! Мужчина рассказал, как «победить» ЖКХ с помощью нейросети. Срочно перенимаем опыт!

Ну наконец-то, нашумевший Искусственный Интеллект и прочие нейросети начинают приносить реальную пользу простым людям. Самое интересное, что первые победы состоялись в борьбе с таким монстром грабежа и разрухи,...
01:09
Поделитесь этим видео

Пишите во все инстанции – вопрос решится без суда

Добрый день, уважаемые зрители! Сегодня я хочу рассказать, как получить помощь от надзорных органов и почему имеет смысл туда обращаться, чтобы защитить свои нарушенные гражданские права. Дело в том,...
02:41
Поделитесь этим видео

Всё очень просто! Мужчина рассказал, как «победить» ЖКХ с помощью нейросети. Срочно перенимаем опыт!

Ну наконец-то, нашумевший Искусственный Интеллект и прочие нейросети начинают приносить реальную пользу простым людям. Самое интересное, что первые победы состоялись в борьбе с таким монстром грабежа и разрухи,...
01:09
Поделитесь этим видео

Можно ли съесть продукты до оплаты в магазине и что за это будет

Сегодня поговорим о правах потребителей, которые должен знать каждый. Возможно, что некоторые моменты Вы и так знаете, но не помешает «освежить» свои знания, информация ещё никогда не была лишней и бесполезной.

Подделка вместо оригинала: Как вернуть свои деньги и наказать недобросовестный магазин

Сегодня поговорим о том, что делать, в случае получения подделки вместо оригинала из онлайн магазина, какой порядок существует. Ведь нельзя физически проверить товар на соответствие, как и определить качество,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы