«Нас унижают не низкие зарплаты, а ложь об их величине». Подробный разбор от преподавателя УрФУ

12 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,70 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Дмитрий Трынов объясняет, почему майские указы Путина так и не выполнены

Преподаватель УрФУ рассказал, почему зарплаты такие маленькие

В начале февраля старший научный сотрудник Сибирского отделения РАН Анастасия Проскурина сообщила Владимиру Путину, что ее оклад составляет всего 25 тысяч рублей. Президент удивился, а следом за этим начались проверки.

Специально для E1.RU старший преподаватель УрФУ и председатель первичной профсоюзной организации «Университетская солидарность в УрФУ» Дмитрий Трынов написал колонку, в которой объясняет, почему путинские указы так и не выполнены и как все-таки можно решить эту проблему.

В майских указах Путина (он подписал их еще в 2012 году) говорится, что средние зарплаты научно-педагогических работников должны были довести до уровня в 200% от средней по региону еще к 2018 году. Однако всем, кто работает в сфере науки и образования, также хорошо известно, что этого не произошло.

Майские указы подавались властью как попытка преодолеть разрыв между зарплатами работников в частном секторе и в бюджетной сфере. В действительности они оказались исключительно популистской мерой, которая была призвана, с одной стороны, погасить протестную активность в 2011–2012 годах, а с другой — создать лояльную базу из армии бюджетников на следующий выборный цикл. Как показали исследования наших коллег из ВШЭ (впрочем, как и официальный анализ Счетной палаты РФ), финансирование майских указов из федерального бюджета никогда не превышало 30%.

Естественно, ни о каком существенном изменении материального положения бюджетников в такой ситуации говорить не приходится. Мониторинг зарплат, предпринятый профсоюзом работников высшей школы «Университетская солидарность» в 2018 году, показал, что заработная плата далеко не дотягивает до планки, установленной майскими указами, составляя примерно 113% от средней по народному хозяйству.

«Майские указы спровоцировали безразмерный рост фальсификаторства и очковтирательства местного начальства о величине зарплат сотрудников»

Дмитрий Трынов, старший преподаватель

Проблему доведения зарплат до 200% от средней по региону решали разными способами: переводили низкооплачиваемых работников на неосновные должности без смены функционала, сокращали ставки при сохранении прежней нагрузки.

Широко распространено было прямое принуждение работников к переходу на худшие условия труда. По сути, методы зависели только от морального облика и совести конкретного начальника. На повсеместное нарушение трудового законодательства и прав работников контролирующие инстанции просто закрывали глаза, поскольку считалось, что исполнение майских наказов гораздо важнее, чем сохранение частных прав. Началось неимоверное доселе накручивание цифр средних зарплат и показуха благополучия.

Ловушка малодушия

Прежде всего я хочу сказать, что никогда не считал, что зарплаты бюджетников должны быть выше, в два раза превышать оплату труда других работников. Мне кажется, что нужно позаботиться о том, чтобы объяснить, почему условный преподаватель, врач или ученый должен получать больше, чем средний работник, в два раза.

Разве этот тезис не требует хотя бы мало-мальской общественной дискуссии, хотя бы элементарного экономического или социального обоснования? Руководство страны продекларировало лозунг, президент издал указ, а мы радостно уверовали в искренность намерений.

В то время я слышал радостные разговоры коллег: «Ну вот, наконец-то руководство страны поняло и признало, что так дальше нельзя, что нужно поднимать уровень жизни работников образования и науки». Мы попали в ловушку малодушия. Вузовское сообщество забыло, что свое право на лучшую жизнь нужно отстаивать, доказывая свою общественную состоятельность, а не ожидать подачек сверху. Дальнейшее показало всю наивность этих патерналистских ожиданий.

Жить или выживать?

Есть расхожая шутка: работаешь — жить некогда, не работаешь — жить не на что. Сегодня работникам высшей школы и науки представлен незавидный выбор: или, сгорая на работе, в выходные дни и свой законный отпуск «стряпать гранты» и подрабатывать на стороне, или же выживать на мизерную зарплату. Выбор, согласитесь, так себе.

Конечно, гранты наполняют твои карманы, но очень высоки и издержки. В погоне за грантами есть две очень серьезные проблемы. Для начала нужно понять, что получение — это рулетка, так как ему предшествует колоссальный отбор. По статистике, из десяти поданных на конкурс проектов по общественным и гуманитарным дисциплинам поддерживается только один. У технарей чуть больше шансов на получение грантов, но всё равно отбор очень жесткий.

Таким образом, риски проработать вхолостую очень высоки. Пара таких попыток, и твой пыл улетучивается, ведь ты не получаешь никакой отдачи. А если ты выигрываешь конкурс и получаешь финансирование, то начинается гонка. Научный проект — это нечто отдельное от твоей основной работы в университете. Ты работаешь в свое свободное время, в свой отпуск, выходные и праздничные дни. Тебе приходится жертвовать нормальными радостями жизни: общением с близкими, друзьями, отдыхом.

Приведу свой пример. За последние три года я поучаствовал в пяти научных проектах. За них совокупно я получил около одного миллиона рублей. Казалось бы, это неплохие деньги. Но в то же время лето для меня — это не пора отпуска, а время проведения полевых исследований, подготовки и публикации статей. Новогодние праздники теперь плотно ассоциируются с написанием отчетов по грантам. И так живут многие мои коллеги, которые считаются успешными в деле подготовки научных исследований по грантам.

Нужно усвоить главную мысль: финансирование науки через гранты стимулирует конкуренцию и отбор высококачественных исследований, но оно не может рассматриваться как единственный способ материальной поддержки ученых.

Университеты как центры разделения

Тот факт, что заявляемый уровень средней зарплаты получает абсолютное меньшинство работников, говорит о том, что наши университеты превратились в центры сегрегации. Казалось бы, все мы делаем одно дело, однако вознаграждение за труд в университете у работников радикально отличается.

Попутно я замечу, что большую часть контактной работы со студентами выполняют самые малооплачиваемые категории работников — ассистенты, преподаватели и старшие преподаватели. Нетрудно догадаться, что при такой оплате работники будут подходить без энтузиазма к исполнению своих обязанностей, а их недовольство всегда будет влиять на отношения со студентами.

«Среди работников выделяется "белая" и "черная" кость. Лучше всего в университетах живут те, кто приближен к руководству»

Дмитрий Трынов, старший преподаватель

Они сами дают себе поручения, сами отчитываются, сами назначают себе премии. Ключевые решения, в том числе и финансовые, принимаются не избираемой администрацией, а назначенцами, действующими преимущественно в собственных интересах.

Простой пример. В УрФУ существует так называемая система стимулирования труда профессорско-преподавательского состава, которая учитывает около 50 направлений нашей деятельности. Казалось бы, здорово, ведь это дает возможность получить стимулирующую надбавку к зарплате. По ней работники могут быть оценены как эффективные или неэффективные. И вот что интересно: никакой системы оценивания эффективности работы руководства в университете не существует.

В чем тогда состоит ответственность руководства с точки зрения результатов деятельности? Закономерен также вопрос: как формируется премиальный фонд и на основании чего выплачиваются немалые премии администрации? Выходит, что за результаты труда отвечает только профессорско-преподавательский состав, а администрация присваивает результаты нашего труда и распределяет деньги по своему усмотрению. Это исключительно несправедливо и вредно для общего дела.

Решение проблемы

Как в масштабах всей страны, так и в конкретной организации выход состоит в том, чтобы повышать ответственность руководства за принимаемые решения. Произойти это может только в том случае, если работники смогут оказывать влияние на организационные процессы и контролировать действия администрации.

Я убежден, что достойные зарплаты будут платить только тогда, когда наше научно-педагогическое сообщество наберется силы, достоинства, сможет обрести свою субъектность и солидарными действиями заставит правящие круги считаться со своими интересами. Без этого разговоры о достойной зарплате работников высшей школы и науки так и останутся гласом вопиющего в пустыне.

1 комментарий
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
16.02.2021, 16:07
Кисловодск

Как и что делает руководство с зарплатами (премиями, стимулирующими - компенсационными выплатами, бонусами) - то нам неведомо. И повлиять на - это невозможно.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Знакомство: версия 18+ с печальным финалом

Вы когда-нибудь знакомились в интернете? Расскажите, с чего вы начинали своё знакомство: просили ли сразу фото или пытались узнать внутренний мир человека. Каждый человек интересен и индивидуален.

Депутаты от партии КПРФ предложили сократить рабочий день россиян до шести часов.Изменения предлагается закрепить в Трудовом кодексе

Ответ: это не шутка, по информации на 10 декабря 2025 года, депутаты от КПРФ внесли в Госдуму законопроект, предлагающий сократить рабочее время россиян до 6 часов в день при условии пятидневной рабочей недели.

Депутаты предлагают сократить работу на пятидневке до 6 часов в день: новый законопроект

Как многим известно депутаты вносят множество законопроектов для рассмотрения, некоторые из них объективно очень нужны россиянам ,а некоторые очень спорны либо же вообще абсурдны ,как для многих юристов ,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы