Учение: «правомерная монархия» как предтеча правового государства

- Среди размышлений о государстве и праве есть понятия, ставшие «общими местами» к началу XXI века. Демократия, свобода, правовое государство – то, о чём спорят на кухнях, в кабинетах и парламентах.
- Многие хотели бы жить в развитой, демократической стране при правовом государстве. В эти слова люди вкладывают разный смысл.
Что же представляет собой правовое государство? Когда и кем придумано это понятие и какой изначальный смысл в него вкладывался?
У идеи правового государства нет одного автора и одного источника. При желании эволюцию идеи правового государства можно вести ещё со времён Цицерона: данный мыслитель не только написал первую в мире конституцию (и назвал её «законом законов»), но и ввёл сам принцип законности как подчинения писаным законам.
Поскольку Цицерон не знал понятия «государство», его нельзя назвать основателем идеи правового государства. Зато можно сказать, что он в своих размышлениях вплотную подошёл к этому понятию.
В этой статье мы рассмотрим историю не самой идеи правового государства, а её предтечи – учения о "правомерной монархии".
Поэтому мы начнём рассмотрение с эпохи Возрождения, когда появилось учение о «правомерной монархии». Именно тогда разные мыслители стали обосновывать причины, по которым власть правителя должна быть ограничена.
Наиболее яркими представителями данного направления были хорошо нам известные люди: Фома Аквинский, Данте Алигьери и Мартин Лютер.
Учение о «правомерной монархии»
Фома Аквинский

Фома Аквинский. Картинка с yandex.ru
Фома Аквинский около 1266 года написал небольшой, но содержательный трактат «О правлении государей». В данной работе он не только пришёл к выводу о том, что монархия – наилучшая форма правления из возможных, но и впервые разработал целостную концепцию подчинения монарха закону и праву.
Мыслитель исходил из тезиса Аристотеля: «Человек есть существо общественное». Жизнь в обществе –обязательное условие всех рассуждений о политическом состоянии людей, а власть должна иметь разумное обоснование. Человек наделён целью своей жизни. Данное содержание было раскрыто философом в «Сумме теологии»: поскольку люди различны, различны и формы понимания цели.
Правление должно направлять всех к общему благу. Оценка этого блага – удел христианской этики. Фома Аквинский пишет, что «если сообщество свободных направлено правителем к общему благу, будет правление праведно и справедливо. А если же не к общему благу многих, но к собственному благу правителя устремлено проявление, то будет правление несправедливо и извращенно».При этом мыслитель, в отличие от Аристотеля, безразлично относится к формам правления, поскольку сама форма – далеко не гарантия устремленности к общему благу: «Ибо и целый народ может править подобно единому тирану».
Говоря о монархе, мыслитель использует античный образ корабля и кормчего: корабль легче довести до цели под управлением одного человека, а не группы людей. Фома Аквинский, вслед за Аристотелем, упоминает, что монархия также легко вырождается в тиранию.
Однако философ выступает против смены формы правления. Именно этот поход и стал поворотным моментом в становлении «правомерной монархии»: поскольку форма правления должна быть неизменной, следует менять уже не неё, а содержание правления.
Данте Алигьери

Данте Алигьери. Источник: stihi.ru
Свой весомый вклад в учение о правомерной монархии внёс и создатель «Божественной комедии» (слово «Божественная» будет добавлено к названию лишь через два века после её написания) благодаря трактату «Монархия», написанному около 1313 года.
Для Данте Алигьери лучшим государством была всемирная монархия под властью одного императора. Это был скорее образ желаемого, а не совершенство. Данте пишет о властителе: «он обладает высшей волей и властью», его «юрисдикция ограничена лишь Океаном». Император «есть всеобщая причина того, что люди живут хорошо».
Тем самым Данте Алигьери приравнял такого монарха Иисусу Христу. Данте пишет: "Не может существовать право, не имеющее в виду общее благо".
А дальше Данте развивает эту мысль: "Если же законы не направлены к благу тех, кто находится под законами, они - законы лишь по имени, но на деле же таковыми быть не могут" .
Данте Алигьери понимал право как установленный природный порядок, при этом "всякое правовое установление предшествует тому, кто его осуществляет".
Как видим, Данте, в отличие от Фомы Аквинского, основное внимание уделил этическим качествам правителя, возложив на них слишком многое.
Мартин Лютер

Памятник Лютеру. Источник: Pinterest
Третьим мыслителем, внёсшим наибольший вклад в «правомерность» монархии, стал Мартин Лютер – основатель лютеранства как старейшей ветви протестантизма. В 1523 году вышел известный трактат Лютера «О светской власти и сколь далеко ей следует повиноваться».
Лютер отталкивался от того, что светская власть (включая принуждение) является не только божественным установлением, но и общественной необходимостью.
Философ в духе христианства считал человека «греховным» (т.е. изначально порочным), требуется «обуздание» человека. При этом человек также устремлён и к праведности, а значит, можно говорить о «внутреннем» и «внешнем» человеке. Каждую из «сторон» должна «опекать» своя власть: внешнюю – светская, внутреннюю – церковь. Государству не следует покушаться на внутренний мир человека.
Разделив «зоны влияния» церкви и государства, Лютер тем самым первым выразил мысль о духовной автономии человека. Нарушение этой автономии возможно, но лишь в качестве исключения.
Государство в своей деятельности, в т.ч. в наведении порядка, должно руководствоваться «сдержанностью и умеренностью»: «Здесь она (т.е. власть) карает слишком мало, там карает излишне. Правда, терпимее, если она в первую сторону грешить станет, и покарает менее должного, тем более всегда будет лучше сохранить жизнь злодею, нежели убить мужа честного, ибо свет злодеев имеет и иметь не перестанет, порядочные же – в весьма малом числе сыщутся».
Спасибо за внимание!
В одной из следующих статей мы рассмотрим уже саму идею правового государства.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Афтар! Учите матчасть! Нет такого понятия "правомерная монархия"! Есть КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ! Это форма государственности при которой превыше всего стоит закон, а монарх действует лишь в рамках, отведённых ему этим законом. И чего это вас на монархию и её разновидности потянуло? Не иначе готовите почву для сваво господина "Боже, царя храни..."? Но вот беда, за 70 лет советской власти в стране практически не осталось столь беззграмотного быдла, которое было бы не в курсе что такое монархия и почему ВСЕ РАЗВИТЫЕ ГОСУДАРСВА от неё отказались. Осталась одна недомонархия гротескная в Великобритании. Но там королевская фамилия всего лишь кучка клоунов не обладающих реальной властью и служащих потехой при ритуальных мероприятиях... Вам бы народ, который может лишь считать до десяти и расписываться в ведомостях. Но в СССР наука и образование пошли в массы и теперь для вытравливания этой заразы потребуются века. Так что реставрация монархии теперь возможна только на штыках и то не надолго, ибо не может существовать долго государство, зиждящееся ТОЛЬКО НА ШТЫКАХ.
Сергей, на прикреплённых фото-оглавление книги Омельченко Олега Анатольевича, у которого я слушал лекции по истории государства и права России и римскому праву.
Вам нравится СССР с его человеколюбием, при этом вы используете в отношении не знакомого человека слово "Афтар" и делаете вывод, что я - сторонник монархии. Не помню, чтобы классики марксизма-ленинизма говорили, что нельзя изучать то, что не нравится, и находить в нём что-то полезное. Видимо, то, что был до 1917 года, должно остаться на "свалке истории" и не изучаться. Не так ли?
Подведём итоги:
1) вы обвиняете других в "незнании", однако понятие "правомерная монархия есть;
2) вы опускаетесь до обращения "афтар";
3) вы делаете на пустом месте вывод, что я являюсь сторонником монархии;
4) из предыдущего вывода вы начинаете подозревать, что я склонен к восстановлению монархии.
Вы пишете: "Но в СССР наука и образование пошли в массы и теперь для вытравливания этой заразы потребуются века". И почему эти образование и наука, а также "счастливое советское детство", которые пошли в массы, не помогли сохранить СССР до сего дня? "Свалка истории" не стала всеобщим счастьем, а закончилась, не протянув и 70 лет. В истории случается ровно то, что и должно случиться. 199-й год - такая же часть истории как и 1917-й.
Хм... Посмотрел что такое эта самая "правомерная монархия". Такой термин действительно существует. Однако, стоит заметить, что такая формация есть ничто иное, как просто переходное состояние от абсолютной монархии к конституционной и имеет место быть только в случае эволюционных преобразований. В России этот период длился каких-то жалких 40 лет (Период правления Александра II), а затем последовала реакция и откат... Это лишь подтверждает тот факт, что эволюционное развитие вообще не состоятельно по той простой причине, что сменяющееся правительство не является само по себе звеном в цепи. Не факт, что последователи продолжат начинания предшественников и потому не следует растягивать удовольствие. Беда советского строя мне видится лишь в том, что Россия скакнула за слишком малый период времени через ступеньку. Практически, не познав республикантского правления, она практически сразу сделала попытку перехода на следующий этап развития. Всё познаётся в сравнении и потому общественность в стране не получила знаний, необходимых для невозможности возврата к тому состоянию, которое перескочили не познав его. Вот в этом наша беда. Мы не имели "иммунитета" к возврату и поплатились за это... Таково моё личное мнение. И для этого не обязательно лезть в аналы истории...
Пока нет идеального государства и божественного правителя. Даже Ленин считал. Что народ в России не готов был создать новое общество и новое государство. Потому. Как нельзя сразу из тёмного обрести светлое. Для этого нужно время и знания. Мы можем презирать то время и людей. Которые творили новую страны. Но они пытались это сделать впервые и было очень много ошибок. Сейчас у нас есть такая возможность? Но скорее не будет. По многим причинам. Ошибаются многие. Возможно и я тоже.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Была попытка. А это уже достойно уважения.
Всё упирается в Совесть и тестостерон ибо мы люди из мяса костей и мозга, а не Ангелы из Духа во плоти!
Мне кажется, что правовое государство, это такое государство которое - не Россия.
Зависит от того, как подойти к понятию.
Надо подойти к понятию объективно.
А как не подходи. Ваш первое высказывание "перекрывает" все "подходы".
"Надо подойти к понятию объективно."
Максим, это был ответ Олегу, поэтому первое высказывание в силе.
Я его полностью поддерживаю.
Вообще говоря, идеи справедливости и государственности были замечены ещё у Платона.
Что касается монархии, то этот атрибут власти давно устарел. Малоэффективная форма управления обществом, не гарантирующая устойчивого развития.
Полагаю, что обсуждение такой формы управления и не интересны, и бесперспективны.
"Если же законы не направлены к благу тех, кто находится под законами, они - законы лишь по имени, но на деле же таковыми быть не могут"
- надо внести в Конституцию, при случае.
Я Вам отправил куда то письмо. По ссылке на Матвеева М.М.
Не пришло.